Владислав Леонидович Иноземцев — доктор экономических наук, основатель и научный руководитель Центра исследований постиндустриального общества, главный редактор журнала «Свободная мысль», председатель научно–консультационного совета журнала «Россия в глобальной политике». Статья впервые опубликована в октябре 2006 года. |
|
ВведениеСегодня уже нет сомнения в том, что Однако в отношении общества к приватизации Базовые основанияПозитивное отношение россиян к новому витку огосударствления экономики сегодня объясняется по-разному — и причины распространённости этого отношения действительно многообразны. Однако, на мой взгляд, все они основаны на предрассудках, бытующих в сознании россиян относительно государства (и бизнеса). Во-первых, Россия часто воспринимается как неиндивидуалистическая, и иногда даже «общинная», страна. Этот тезис особенно активно продвигают приверженцы современного «евразийства» — причём они, как правило, не обосновывают его, а принимают как данное. Но следует ли считать «общинной» страну, где заборы и ограды воздвигаются не только вокруг жилищ богачей в пригородных посёлках, но и вокруг могил бедняков на деревенских кладбищах? Можно ли рассуждать о приверженности российского общества эгалитаристской справедливости, если оно не восстало против невиданного неравенства, возникшего в последние годы. Сегодня по официальной статистике 10% наиболее обеспеченных граждан владеют в России в 17 раз большей долей национального богатства, чем самые бедные 10% (в США этот показатель — 14,8 раза, а в ЕС — всего 7,6)? Индивидуалистическое же общество — а я настаиваю, что нынешняя Россия является именно таковым, — не склонно охотно принимать государство, вмешивающееся во все сферы жизни. Во-вторых, в России доминирует особый тип конфронтационного сознания, которое допускает возможность объяснять неудачи происками врагов, а успехи особо преувеличивать как достигнутые вопреки их усилиям. Отчасти именно поэтому в современных условиях «государство» воспринимается не как естественная система, призванная организовывать общество, а как некая структура, вокруг которой необходимо объединиться и во имя которой следует всем пожертвовать. Апофеозом этой идеологии можно счесть мнение известного единоросса, академика А. А. Кокошина, заявившего, что «государство обладает традиционным правом собственности на определённую территорию и проживающее на ней население (граждан)» 1. Похоже, что такая откровенная формулировка не шокирует даже экспертов: ни в одной из многочисленных рецензий на неё не обратили внимания. Значительная часть россиян и впрямь готова стать «собственностью» государства, веруя в то, что оно может обеспечить защищённость нации. В-третьих, в российском обществе доминирует мнение (и оно заметно укрепилось в И, наконец, в-четвёртых, в России нет традиции (и даже желания) сопоставлять издержки на государственный аппарат с результатами его деятельности. Это неудивительно — ведь граждане воспринимают задачи, решаемые государством, как абсолютно необходимые, и потому тут доминирует принцип «за ценой не постоим», который никогда не применяется к государству в цивилизованном мире. Разумеется, власть немедленно пользуется результатами такого самозомбирования народа — примером может служить тот факт, что в бюджете на 2007 год засекречены 45,6% бюджетных трат 2. Более «секретными» являются только государственные расходы Северной Кореи. Тем самым неэффективность государственных структур изначально закладывается условиями их функционирования, и это — повторим ещё раз — не вызывает никакого противостояния со стороны «гражданского общества». Подводя некий промежуточный итог, можно отметить, что лояльность россиян к государству иррациональна, но очевидна. Причина этому лежит, на наш взгляд, в российской истории и проявляется в системе смыслов и мифов нашего общества. На протяжении столетий государство в России выступало регулятором общественной жизни и определяло социальные иерархии — то есть выполняло ту роль, которую в либеральных обществах (лучший тому пример — Соединённые Штаты Америки) играла рыночная среда. В России, как и в США, сомнения в центральном элементе социальной системы обрекали человека на маргинальный статус. В таких условиях в Америке сложилась «американская мечта» — о собственном деле, об успехе, о финансовом достатке. Характерному для Европы стремлению к равенству результатов американцы предпочли пусть иллюзорное, но равенство возможностей. Нечто подобное имеет место и в России. «Российская мечта» похожа на американскую — но только если американцы могут осуждать процветающих капиталистов и преклоняться перед капитализмом как таковым, то у нас в крови презирать и ненавидеть коррумпированных чиновников, но боготворить назначившее их государство. И все потому, что большая часть наших сограждан так же наивно полагает, что сможет приобщиться к власти, как разносчик газет в провинциальном американском городке надеется стать миллионером. Не верится? Но не потому ли самые «демократичные» российские демократы начала Таким образом, следует признать, что в России имеются серьёзные исторические и социальные предпосылки для возврата к авторитарному государству, а силы, которые могли бы ему противостоять, находятся в явном меньшинстве. Но означает ли это, что существует реальная возможность построения «корпорации Россия?» Государство и корпорацияРеалии современной России позволяют государству не столько воспринимать волю народа или обобщать складывающуюся практику, трансформируя их в законы и правила, а продуцировать нормы, исходя из собственных логики и интересов — и затем делать эти нормы обязательными для общества. Именно поэтому государство в России — это своего рода «общество в обществе», которое само формулирует критерии эффективности своей деятельности, навязывая обществу повестку дня. На этом уровне мы сталкиваемся с существенным различием в механизмах функционирования государства и корпорации — которое если и не принимается в расчёт, то по причине смутного понимания природы современной корпорации 3. Между тем суть современной компании, если воспользоваться формулой О. Тоффлера, заключена в «постоянном отказе от старых правил» 4, то есть в непрерывном приспособлении к изменяющейся среде. Большинство западных исследователей корпорации к началу Почему корпоративные структуры эволюционируют сегодня в этом направлении? Потому, что задачей корпорации является выживание в конкурентной борьбе; но государство не предполагает конкуренции, а базовый принцип Вестфальской системы заключён в невмешательстве одних государств в дела других. Это, разумеется, полностью противоречит экономической логике — которая требует бороться за клиента, а не пренебрегать его желаниями. В отличие от корпорации, государство не ставит целью достижение большей эффективности по сравнению с другими государствами — потому, что оно не ограничено только экономическими средствами, будучи вправе применять прямое принуждение; и потому, что оно объединяет большее число людей, участие которых в жизни государства не является продуктом их сознательного выбора. Поэтому проблема эффективности в государстве крайне редко рассматривается в том же ключе, что и в корпорации. В этом смысле понятие «корпоративное государство» несёт в себе внутреннее противоречие. Однако было бы ошибкой утверждать, что модель «корпоративного государства» не может быть реализована. Для её воплощения в жизнь необходимы три основных условия. Во-первых, экономика должна быть мобилизуема; мы имеем здесь в виду то, что дополнительные инвестиции в неё должны воплощаться в относительно пропорциональном росте выпуска продукции (такое условие типично для индустриальных обществ, но невыполнимо в рамках «информационного» хозяйства). Во-вторых, экономика должна быть либо открыта внешней конкуренции (в этом случае речь может идти о завоевании части мирового рынка), либо, даже будучи закрытой, копировать конкурентную среду. Примером первой ситуации может быть Япония При этом следует помнить, что модель «корпоративного государства» объективно ограничена двумя обстоятельствами. С одной стороны, она может использоваться лишь на протяжении ограниченного срока, так как подменяя реальную конкуретную борьбу её имитацией, государство расхолаживает производителей и ведёт к снижению эффективности хозяйствования. Та же Япония, в Российская ситуацияСегодня ситуация в России — несмотря на высокие сырьевые цены, благоприятную рыночную конъюнктуру и определённое ощущение успешности, распространяющееся в обществе — неблагоприятна для формирования «корпоративного государства», и в подтверждение этому вполне можно привести несколько обстоятельств. Первым (и основным) препятствием для «корпоратизации» российского государства выступает отсутствие критериев эффективности власти. Справедливости ради нужно признать, что эффективность государства никогда не может быть оценена в примитивно-экономическом контексте конкурентоспособности. Однако за долгую историю либеральные государства нашли замену в виде демократической процедуры. Свободные выборы выступают субститутом объективной оценки конкурентоспособности государства; будучи не в состоянии предложить чёткие критерии таковой, власти допускают нечто подобное «экспертной оценке» результатов, когда граждане выступают в роли тех, кто оценивает эффективность власти — и в случае отрицательного результата инициирует её смену. Если демократические институты не вполне развиты, их (хотя лишь отчасти) может заменить независимый от власти бизнес, отражающий интересы существенной части граждан — как предпринимателей, так и работников. В российской ситуации ни первого, ни второго нет — и поэтому обоснованно оценивать эффективность действий власти практически невозможно (как невозможно и предложить ей альтернативу). Вторым фактором выступает крайне отсталая структура экономики, которая практически не позволяет осуществить ту модернизацию, ради которой только и следует допускать возникновение «корпоративного государства». Сегодня на внешние рынки Россия выходит с биржевыми товарами — нефтью, газом, металлами и минеральными удобрениями, — на цены которых качественный фактор не оказывает почти никакого влияния. «Продвигать» экспорт таких товаров нет никакой нужды. Поэтому «корпорация», управляющая страной, почивает на лаврах, не собираясь выводить её из статуса сырьевого придатка остального мира, и успокаивая сограждан тем, что это подчинённое положение является «сверхдержавным». Как следствие, если в 1998 году на энергоносители, металлы, а также продукцию лесной и химической промышленности приходилось 74,6% общего объёма российского экспорта, то в январе-июле 2006 года этот показатель достиг 90,1% 14. Не конкурируя с другими странами на внешних рынках, Россия «справедливо» полагает, что на внутреннем рынке конкуренция также не требуется. В результате по итогам 2005 года около 59% всех доходов федерального бюджета были в той или иной форме получены за счёт таможенных пошлин и налогов на экспорт, а монополизация целых отраслей и секторов экономики не вызывает у властей никакой реакции. Власть становится естественным защитником status-quo, и не более того. Третьим важным моментом является принципиальное различие в системе оплаты труда государственных служащих и корпоративных менеджеров. Пока ни в одной стране мира не предпринималось попытки жёстко увязать оплату труда государственных служащих с результатами их деятельности — тогда как в бизнес-корпорациях это давно уже стало общепринятой практикой. Разумеется, в условиях фактического отсутствия демократической подотчётности бюрократы ввязываются в коррупционные сделки — причём на всех уровнях иерархии. Согласно оценкам самих чиновников, размер такого «коррупционного налога», взимаемого при распределении средств федерального бюджета (!), колеблется от 10 до 30% выделяемой суммы 15. В ситуации, когда бизнес полностью зависит от власти — а это вполне естественно, когда у большинства его представителей нет никаких конкурентных преимуществ перед остальными — экономическая логика уступает место получению сиюминутной выгоды. В результате представители власти непосредственно вовлекаются в бизнес и действуют уже не столько как чиновники, «оглядывающиеся» на интересы корпораций, а как корпоративные менеджеры, получившие возможность использовать государственную власть с целью обеспечения монополии для собственных компаний, подавления конкуренции или получения государственных субсидий, особых преференций или специфических условий хозяйствования. Соответственно и традиционная для экономики «задача оптимизации» строится и решается исходя из неверных посылок и предполагая неверные связи. Прямым результатом обогащения представителей власти оказывается нанесённый обществу ущерб, неизмеримо превосходящий по своей сумму полученную «прибыль». Если говорить предельно цинично: проблема, которую порождает для общества коррумпированная «корпоративная» власть, определяется не размером общественного достояния, перераспределённого в пользу чиновников, а скорее «чистым ущербом», наносимым в ходе создания условий для такого перераспределения. Четвёртый момент, который также выступает одним из наиболее важных для понимания природы современной российской государственной «корпорации» — это особый способ подбора кадров, полностью нарушающий традиционную корпоративную логику. В полном соответствии с принципом минимизации конкуренции, на ответственные посты в бюрократической иерархии назначаются те, кто выглядит наименее вероятным конкурентом выбравшему его для данной работы вышестоящему руководителю. Этот принцип распространяется в России на все уровни иерархии — чем объясняется как крайний непрофессионализм низового чиновничьего звена, так и полное отсутствие в ближайшем окружении президента В. Путина лиц, которых общественное мнение могло бы воспринимать в качестве его потенциального преемника. Оборотной стороной данного процесса выступает своеобразная «круговая порука», сокращающая мобильность «управляющего класса» и делающая его ещё менее приспособленным к решению современных задач. ЗаключениеПодведём некоторые итоги. Россия сегодня оказалась в очень сложной ситуации, выход из которой на предлагаемых российской властью путях развития невозможен. С одной стороны, исторический опыт и социальные практики, определяющие поведение значительной части российских граждан, делают их «государственниками», что позволяет власти оставаться практически бесконтрольной, даже не вызывая серьёзного социального протеста. В таких условиях российские руководители проводят активную ренационализацию, фактически получая ведущие компании под свой личный контроль — и причём также без видимого сопротивления. С другой стороны, формирующееся «корпоративное государство» только, но своему названию напоминает те формы государственного вмешательства в экономику, которые обеспечивали успешную индустриальную политику в странах Юго-Восточной Азии. Задачами находящейся при власти «корпорации» выступают в первую очередь сохранение своих позиций и непрерывное собственное обогащение, осуществляемое безотносительно к реальному положению дел в экономике. Какими могут оказаться судьбы российского «корпоративного государства»? На наш взгляд, сегодня оно выглядит процветающим и успешным в основном в силу благоприятной конъюнктуры на мировых сырьевых рынках. Его «управляющие» несовременны и способны разговаривать с партнёрами только с позиции силы, с какой они привыкли говорить с своими согражданами. Сейчас сложно предположить, насколько долго такая государственная структура будет оставаться жизнеспособной — но можно предположить, что в конечном итоге она окажется жертвой банальной деквалификации, которая сделает её полностью недееспособной. |
|
Примечания: |
|
---|---|
|
|