Феномен слухов и процесс их циркуляции. Юрий Платонов 4 июня 2008 Вопреки расхожему мнению, степень достоверности не имеет никакого отношения к тому, квалифицируем ли мы некоторую информацию как слух. Циркуляция слуха происходит тогда, когда вы сопровождаете оценки, мнения, отношения и планы неизвестными собеседнику сведениями о предмете — фактами из биографии знакомого, чем-то прочитанным и так далее. Многолетними наблюдениями, исследованиями и экспериментами выявлены три характерные тенденции преобразования фабулы в процессе распространения слуха. Автор статьи: Юрий Петрович Платонов — ректор Санкт-Петербургского Государственного института психологии и социальной работы, доктор психологических наук, профессор. Область научных интересов: психология коллективной и групповой деятельности, этническая, социальная психология, конфликтология. |
|
Феномен слуховЧто такое слухи, интуитивно кажется ясным, хотя в действительности это понятие вызывает немало путаницы. Энциклопедические и толковые (неспециализированные) словари связывают его с недостоверностью, ложностью или непроверенностью информации. Приблизительно так оно трактуется в обыденном сознании. Нечто подобное можно встретить и в специальной литературе. Феномен слухов не только известен с древних времён, но и издавна использовался в целях идеологической и политической борьбы. Систематическое изучение феномена слухов началось в США и Германии только после Первой мировой войны. Бесспорно, слухи могут содержать недостоверную информацию, равно как и официальные сообщения. В первые дни Великой Отечественной войны почтовые отделения по всей стране безоговорочно принимали посылки в города, уже оккупированные нацистами, чтобы опровергать «вредные слухи». После Чернобыльской катастрофы власти стремились разоблачить слухи об опасной радиации. Поэтому, вопреки расхожему словоупотреблению, степень достоверности не имеет никакого отношения к тому, квалифицируем ли мы некоторую информацию как слух. Важно то, что эта информация передаётся по сетям межличностного общения. Конечно, не всякий межличностный контакт, даже самый конфиденциальный, включает передачу слухов. Если вы сообщаете о своём отношении или оценке общего знакомого (нравится — не нравится) или излагаете научную (философскую, религиозную и так далее) концепцию, все это не слухи. Циркуляция слуха происходит тогда, когда вы сопровождаете оценки, мнения, отношения, планы и доктрины неизвестными собеседнику сведениями о предмете — фактами из биографии того самого знакомого, чем-то прочитанным в журнале и так далее. Таким образом, для исходной дефиниции необходимы и достаточны два критерия — наличие предметной информации и канал, по которому она сообщается. Слух — это передача предметных сведений по каналам межличностного общения. Почему же на изучение этого феномена тратится столько сил и средств? Важность такой работы обусловлена тремя обстоятельствами:
Таким образом, оперирование слухами — это дополнительный инструмент политического влияния. Процесс циркуляции слуховМноголетними наблюдениями, исследованиями и экспериментами выявлены три характерные тенденции преобразования фабулы в процессе распространения слуха:
Отношение к феномену слухов как таковому существенно зависит от типа политической власти. В демократической системе слухи считаются нормальным явлением общественной жизни. Допускается оптимальное соотношение определённости и неопределённости, которое делает систему более аморфной, но, вместе с тем, внутренне разнообразной, а потому гибкой и адаптивной. Соответственно, в демократическом обществе никогда не ставится задача ликвидации слухов вообще как социального феномена. Практические задачи ограничиваются выстраиванием слухоустойчивой среды в рамках отдельных относительно замкнутых групп (воинское подразделение, экспедиция, политическая партия, предприятие, фирма и так далее), при проведении избирательных и прочих кампаний, а также противодействием конкретному циркулирующему слуху. При этом различают профилактические (предупреждающие) и оперативные меры. В VIII главе «Мертвых душ» блистательно, весьма реалистично описано, как слухи, один другого нелепее, начали возникать и распространяться по городу, чуть только выяснилось, что главный герой занимается какими-то непонятными махинациями. Дошло до того, что Чичиков — это на самом деле плененный Наполеон, которого англичане инкогнито заслали в Россию. И тут же горожане стали обнаруживать внешнее сходство между ним и свергнутым французским императором, «особенно в профиль». Благоприятную почву для слухов создаёт скука. Н. В. Гоголь, рассказывая о причине столь бурных страстей вокруг персоны Чичикова, подчеркнул, что три месяца перед тем не было никаких событий, вестей или хотя бы сплетен, которые, «как известно, для города то же, что своевременный подвоз съестных припасов». Циркулирующие слухи насыщают жизнь социума виртуальными псевдособытиями, которые способны частично компенсировать событийную разреженность и дефицит эмоционального возбуждения. Однако такая форма психологической компенсации (другие формы — злоупотребление алкоголем и так далее), со своей стороны, влечёт опасность непредсказуемых действий и потери контроля, часто становится первым признаком разложения группы. Опытные офицеры знают, как вредно надолго оставлять солдат без дела, что это чревато потерей дееспособности подразделения. Профилактическая работа со слухами — процесс творческий, здесь нет простых и однозначных инструкций на все случаи жизни. Для принятия эффективных мер необходимо адекватно оценивать коммуникационную обстановку, прежде всего, такой её параметр, как доверие к источнику. Когда есть уверенность в том, что данный источник информации (политический, административный, профсоюзный лидер, журналист, газета, радио- или телеканал и так далее) в данной аудитории пользуется высоким доверием, целесообразна «лобовая атака». При этом без обиняков пересказывается сюжет слуха, самокритично объясняются его причина и повод и излагается альтернативная или более приемлемая версия. Ещё один эффективный инструмент оперативного противодействия слухам — юмор: веселая своевременная шутка для слухов подчас убийственнее, чем целая серия мероприятий. Само собой разумеется, что при этом также необходимо уделять предельное внимание мелочам, памятуя об инерции восприятия. Для разработки профилактических мероприятий необходимо оценивать факторы возникновения слухов. Слухоустойчивость среды требует:
Например, при грамотной организации политической кампании консультативное сопровождение складывается из трёх тесно взаимосвязанных и взаимодополняющих функциональных единиц — исследовательской команды (research team), команды продвижения, или усиления (reinforcement team), и команды конверсии (conversionteam). Согласно аналогии, первая обеспечивает разведку местности и обстановки, вторая — наступательные операции (усиление позитивных черт образа), третья — прикрытие флангов и тыла (коррекцию негативных черт образа, предупреждение ударов противника по уязвимым точкам). Последняя из перечисленных функций наиболее увлекательна и требует особой психологической подготовки. Конверсоры ответственны за то, чтобы в процессе кампании не происходило неприятных сюрпризов, чтобы неблагоприятные в глазах данной аудитории черты личности и биографии клиента не стали причиной провала и любые возможные нападки со стороны противников оборачивались против них же. В комплекс этих задач входят, конечно, предотвращение и ликвидация вредоносных слухов. Для успешного выполнения задач конверсор обязан заранее отследить и знать все те лакуны, в которых мог бы возникнуть слух, и предвосхитить нечистоплотные приёмы, какие могли бы использовать конкуренты (потенциальное разнообразие таких приёмов не столь велико, как кажется неискушённому наблюдателю). Если стратегия выстроена психологически верно, информационные лакуны заполняются своевременно и функционально и на каждый возможный «наезд» противника заготовлен оперативный ответ, есть уверенность, что результат кампании будет максимально возможным. В таком случае противникам целесообразно воздерживаться от нападок, так как всё это обернётся для них эффектом бумеранга, и заниматься собственным образом. |
|