Широко известный принцип Питера утверждает, что если времени и ступеней в управляющей подсистеме окажется достаточно, то каждый служащий сможет подняться до своего уровня некомпетентности и остаться на нём. Общая тенденция такова, что со временем каждая должность может быть замещена работником, недостаточно компетентным для выполнения своих обязанностей. Принцип Питера пытается предупредить, что возможности для карьеры у разных служащих различны. Социальная наука и специалисты по кадрам могут помочь каждому определиться в своих карьерных возможностях. Автор статьи: Юрий Петрович Платонов — ректор Санкт-Петербургского Государственного института психологии и социальной работы, доктор психологических наук, профессор. Область научных интересов: психология коллективной и групповой деятельности, этническая, социальная психология, конфликтология. |
|
Объективных законов социального управления огромное множество. Часть из них уже изучена. О другой части мы, возможно, ещё и не догадываемся. В массе социальных законов обращают на себя внимание те из них, которые регулируют информационную и организационную деятельность административных структур. Среди изученных объективных информационных законов можно назвать такие законы, как закон самовозрастания некомпетентности управленческого персонала (принцип Питера), закон катастроф (закон Мёрфи), закон самовозрастания бюрократизма управленческих организаций, закон единства, закон адекватности, закон оптимальности, закон предрасположенности, закон устойчивости, закон управляемости, закон повышения квалификации, закон документального обеспечения, закон привычных сумм и прочие. Рассмотрим первый информационный закон, который является объективным и регулирует гражданскую службу. Закон самовозрастания некомпетентности управленческого персонала впервые был открыт американским учёным Л. Д. Питером (1919–1989) из Южно-Калифорнийского Университета. Его книга «Принцип Питера», написанная в соавторстве с Р. Холлом, выдержала более 30 изданий и была бестселлером 1969 г. Питер не применяет в своих работах понятие «закон», а все устойчивые нормы деятельности управленческого персонала называет принципами. Поэтому и основной открытый им закон он именует «Принцип Питера». В чём сущность этого принципа? Хотя его содержание лежит, казалось бы, на поверхности, Питеру пришлось выполнить огромный объём научных исследований, прежде чем удалось сформулировать содержание данного закона. «В иерархии — пишет он, — каждый служащий стремится достичь своего уровня некомпетентности». Вывод на первый взгляд кажется убийственным для гражданских и муниципальных служащих. Если согласиться с ним, то как тогда быть с надеждами на служебную карьеру? Однако принцип Питера, как показывает изучение, не отвергает карьеры. Он только пытается предупредить, что возможности для карьеры у разных служащих различны. И наука, а также кадровые работники должны помочь каждому управленцу достаточно чётко определиться в своих карьерных возможностях. На самом деле, если времени и ступеней в управляющей подсистеме окажется достаточно, то каждый гражданский, муниципальный и другой служащий сможет подняться до того уровня, который предшествует уровню некомпетентности, и остаться на нём. В развитии каждой управляющей подсистемы общая тенденция такова, что со временем каждая должность может быть замещена работником, недостаточно компетентным для выполнения своих обязанностей. Однако своего уровня некомпетентности работники достигают не все сразу. На практике такие состояния управляющих подсистем, когда бы все служащие стали некомпетентными, не встречаются. В большинстве случаев управляющие подсистемы выполняют основную часть своих функций для достижения официально провозглашённых целей. Кто же работает? Очевидно, необходимую работу выполняют те гражданские служащие, которые ещё не достигли своего уровня некомпетентности. Питер всех служащих делит на пять групп:
Для большинства управленческих организаций, в том числе и для государственного управления, считает он, «сверкомпетентность принимается за большее зло, нежели некомпетентность». Обычная некомпетентность не служит причиной для увольнения. Она лишь преграда для повышения по службе. В то же время как сверхкомпетентность «подрывает иерархию и, таким образом нарушает первую заповедь всякой иерархической системы — иерархия должна быть сохранена любой ценой». Служащие, принадлежащие к двум крайним группам — сверхкомпетентным и сверхнекомпетентным, — в равной степени подвергаются изгнанию. Обычно их увольняют вскоре после того, как наняли, и по одной и той же причине их деятельность подрывает управляющую подсистему. Если попытаться определить процентное соотношение между указанными группами управленческого персонала, то цифры обычно приближаются к следующим величинам: ограниченно компетентные — по 33%, компетентные и некомпетентные — по 16% каждая, сверхкомпетентные и сверхнекомпетентные — по 1% каждая. Ни одному политологу не удалось пока должным образом выяснить, как работает машина государственного управления и с надлежащей степенью точности предсказать политическое будущее. Питер показал, что капиталистическая и социалистическая системы имеют одинаковое свойство накапливать в своих структурах избыточный и некомпетентный персонал. В современных иерархических системах работники перемещаются снизу вверх, чтобы заполнить вакансии, образовавшиеся по причине передвижения работников на ещё более высокие посты, а также вследствие отставок, выходов на пенсию, увольнений и смертей. Существует также тенденция к тому, чтобы число должностных продвижений не оставалось минимальным. Каковы же, с точки зрения автора, формы продвижении по службе?
По мнению Питера, каждая новая иерархия сначала проявляет значительную компетентность, но потом вызревает в бюрократическое нагромождение информационных и организационных несуразностей. Она успевает проявить себя с хорошей стороны, прежде чем погрузится в динамическую бездеятельность. Внутри иерархии каждое звено имеет свой коэффициент полезности, или индикатор статуса. Любой служащий может этот коэффициент повышать или понижать. Итоговый показатель колеблется. В этот период индикатор должностного статуса данного служащего будет возрастать пропорционально его вкладу в общую компетентность. Если компетентные люди будут последовательно сменять друг друга на этой должности, то индикатор её статуса будет расти и дальше. Если на большинстве должностей в данной иерархии окажутся компетентные работники, то и сама иерархия в целом возвысится до статуса полезного учреждения. Однако по мере того, как иерархия достигает своей зрелости, бюрократическое загрязнение ограничивает эффективность работы компетентных индивидуумов и одновременно защищает некомпетентность тех, кто добрался до своей последней черты («Питеров затык»). Каждый некомпетентный работник снижает коэффициент полезности занимаемой им должности. Сменяя друг друга, некомпетентные служащие сводят этот коэффициент к нулю. Со временем иерархия в целом приходит к упадку. В предкризисных и кризисных условиях служащие вынуждены бывают использовать неэтичные формы делания своей карьеры. Питер даёт характеристику таким формам, как «рука», «локти», «возвышение пинком», «изящно-в-сторону» и так далее. «Рука», к примеру, способна ускорить ваше продвижение по иерархической лестнице. Добиваться служебного повышения с помощью «руки» есть нечто такое, что обычно вызывает осуждение сослуживцев, тем более, если она тащит вверх не их, а других. Чиновник, продвигающийся по милости «руки», не пользуется симпатиями коллег, которые выражают свои чувства нелестными замечаниями относительно его некомпетентности. Пересудами на счёт некомпетентности своего сослуживца они лишь прикрывают зависть к тем, у кого есть «рука». Как ей обзавестись?
«Локти» способны обеспечить карьеру чиновнику за счёт его «суперактивности». Чаще всего они проявляют себя в непомерном увлечении такими занятиями, как учёба, повышение профессиональной квалификации и так далее. В отдельных случаях, особенно в небольших иерархиях, такого рода занятия могут привести к повышению компетентности настолько, что это скажется на ускорении служебного роста. В больших иерархиях, где правило старшинства сказывается сильнее, этот эффект не наблюдается. То же самое относится и к другим способам самовыражения «локтей»: скажем, являться на службу ни свет ни заря и торчать в кабинете допоздна. Подобные коварные приёмы в духе Макиавелли вызывают восхищение у части коллег. Но это ничего не даёт, поскольку оно уравновешивается неприязнью, вызываемой у других. Несомненно, «рука» сильнее «локтей», поскольку ломает сплошь и рядом правило старшинства, тогда как «локтям» это редко удаётся сделать. Существует две причины, по которым сила «локтей» часто преувеличивается. Первая — это упрямо сохраняемое многими убеждение, будто тот, кто шевелит «локтями», больше прочих заслуживает продвижения по службе. Это убеждение, конечно, лишено какой бы то ни было научной основы. Здесь сказываются моралистические заблуждения. Вторая причина связана с ошибкой, при которой неопытные наблюдатели преувеличивают силу «локтей», так как не умеют заметить, что многие люди, энергично работающие локтями, страдают синдромом псевдоуспеха. Они то и дело жалуются на нервное истощение, язву желудка, бессонницу. Часто бывает полезно знать, кто именно в данной иерархии уже достиг «синдрома конечной остановки» (СКО). Так, Питер называет наступление некомпетентности. С его точки зрения, это состояние характеризуется следующими признаками:
Каковы пути нейтрализации негативного действия закона самовозрастания некомпетентности управленческого персонала? Прежде всего, постоянная и целенаправленная работа кадровых служб всех уровней и всех органов по формированию карьерной стратегии и служебной тактики для всех гражданских служащих страны. За счёт различных научных исследований, конкурсов, сдачи экзаменов и проведения аттестаций кадровики и сами гражданские служащие должны с упреждением как минимум за два-три года предсказывать наступление «синдрома конечной остановки» и предпринимать соответствующие меры. Дальше, если служащий неплохо себя показывает на последней должности, а повышение может спровоцировать СКО, то, видимо, правильнее его не повышать, а немного периодически подучивать с тем, чтобы он не терял своей компетентности. Если же служащий уже утратил компетентность, а до пенсии ещё далеко, могут быть использованы такие приёмы кадровых перемещений, как «изящно-в-сторону» (перемещение по горизонтали на другую должность), «возвышение пинком» (перемещение вверх по вертикали) и другие. В любом случае оставление служащего в штате не должно вредить управляющей подсистеме. |
|