Автор статьи: Юрий Петрович Платонов — ректор Санкт-Петербургского Государственного института психологии и социальной работы, доктор психологических наук, профессор. Область научных интересов: психология коллективной и групповой деятельности, этническая, социальная психология, конфликтология. |
|
Типы лидерстваЛидерство в организации характеризуется доминированием одного из трёх компонентов взаимодействия — делового, эмоционального и информационного.
Наилучшим будет лидер, сочетающий все три качества, но такой универсальный лидер встречается редко. Чаще всего, однако, встречается сочетание двух компонентов: эмоционального и делового, или информационного и делового. В зависимости от направленности влияния лидерство можно рассматривать как:
Восприятие лидераНаиболее важным условием лидерства является восприятие лидера группой (социумом). Лидер может восприниматься как «один из нас». Изучение деловых биографий преуспевающих лидеров показывает, что лидер имеет определённые характеристики, общие с членами группы, поэтому воспринимается как «один из нас», а не как «пришелец». Идентификация самих себя с пришельцем была бы для группы крайне затруднительна. Лидер может восприниматься как «подобный большинству из нас». Ему мало быть настоящим членом группы, он должен восприниматься как в особой степени воплощающий в себе нормы и ценности, имеющие наибольшее значение для группы. До какой степени лидеры устоявшихся групп могут изменять принятые в них нормы и ценности? Концепция лидера как «великого человека» предполагает, что он может навязывать свои желания группе, прибегая к власти, свойственной его положению (статусу). Однако есть другая концепция, согласно которой, группа всегдасильнее лидера, и поэтому он вынужден следовать нормам, принятым в ней. В целом вопрос о влиянии лидера очень интересен и важен, но пока ещё не полностью прояснён. Возможно, чтобы оставаться лидером, он должен принимать или делать вид, что принимает традиции, нормы и цели группы и помогать группе в достижении целей. Лидер может восприниматься как «лучший из нас». Чтобы стать лидером, недостаточно принять основные нормы и ценности группы. Нужно быть не только как все, а лучшим из всех, поскольку, лишь представляясь выдающейся личностью, он может служить примером для группы и символизировать «отца». Быть «лучшим» необходимо также для того, чтобы осуществлять эффективное управление и кооперирование работы группы. Если лидер не является экспертом в области задач группы, то эти задачи или не будут выполнены, или будут выполнены крайне посредственно. Хотя лидер и должен быть «лучшим из нас», он не должен быть намного лучше; не должен он быть и намного умнее. Во-первых, «слишком умный» не воспринимается как «один из нас». Во-вторых, в этом случае его интересы могут быть далеки от проблем группы, он не мотивирован на помощь группе. В-третьих, могут возникнуть проблемы коммуникабельности ввиду большого различия в интеллекте. Наконец, умный лидер предпримет нововведения, к принятию которых группа может быть не готова, поскольку они противоречат установившейся групповой идеологии. Лидер должен оправдывать ожидания последователей. У членов группы существует установившееся мнение относительно того, как должен вести себя лидер и какие функции он должен выполнять. И они будут выбирать и удерживать только таких лидеров, которые соответствуют их ожиданиям. В основном лидером будет выбран тот, кто способен удовлетворить такие потребности членов группы, как потребность на Лидеры и ранговая иерархия группы. В процессе количественного роста, увеличения числа функций и конкретизации групповых целей развивается иерархия степени влияния среди членов группы. На верхней ступени иерархической лестницы оказывается верховный лидер, ниже располагаются лидеры второго и третьего уровней, на самых нижних ступенях находятся последователи. В малых сплочённых группах, как правило, и промежуточные лидеры и последователи представляют на своих уровнях основные черты верховного лидера. Однако это не относится к большим и сложным группам, где существуют объективные условия для выдвижения многих лидеров. Лидер и критические ситуации. Потребность во влиятельном лидере особенно остро ощущается группой в тех случаях, когда на пути к достижению групповых целей возникает какое-либо препятствие или Лидеры и групповая неустойчивость. Благоприятная обстановка для выдвижения нового лидера может возникнуть не только под влиянием внешней угрозы, но и вследствие внутригрупповых конфликтов. В Лидеры: новые и старые. Новый лидер, скорее всего, может появиться в тот период, когда старый лидер не соответствует своему положению стратега, эксперта, планировщика и администратора. Когда лидер пренебрегает этими функциями или не справляется с ними, кто-нибудь другой из членов группы примет на себя их исполнение. Как показывают результаты исследований, в тех группах, где формальный лидер эффективно выполняет вышеназванные обязанности, новый лидер выдвигается в тридцати процентах случаев. Лидеры и их потребности. Как и все члены группы, потенциальный лидер стремится к достижению общегрупповых целей, но с учётом собственных потребностей. Будущего лидера отличает то, что эти дополнительные потребности могут быть наилучшим образом удовлетворены путём принятия роли руководителя (или неформального лидера). В зависимости от степени осознанности своих потребностей, ценностных ориентации будущий лидер может целеустремлённо добиваться ведущей роли. Этот процесс может происходить и стихийно, вернее, выдвижением лидера занимаются последователи, убедившиеся в том, что он обладает суммой необходимых качеств. Когда группа располагает высоким потенциалом лидеров, то возможным решением может стать распределение лидерства между несколькими участниками. Если лидерский потенциал группы невысок, можно ожидать концентрации власти в одних руках. Если в группе полностью отсутствуют лица с потребностью к лидерству, то, естественно, лидера в ней не будет и группа может легко распасться. Итак, чтобы понять сущность возникновения лидерства, следует учитывать не только представления и потребности участников группы, но и психологию потенциальных лидеров. Не бывает лидеров без последователей и не бывает лидеров без людей, желающих занять их место. Функции лидераРоль лидера может быть рассмотрена с позиции анализа его специфических функций. Многие представленные здесь функции входят, прежде всего, в круг обязанностей формальных руководителей как первичных коллективов, так и крупных организаций. Лидер как администратор. Наиболее очевидна для лидера роль координатора совместной деятельности членов группы. Независимо от того, сам он разрабатывает основные направления деловой политики или они предписываются ему сверху, в область его ответственности неизменно входит функция наблюдения за исполнением. Причём сущность административной функции заключается не в самостоятельном выполнении работы, а в предписании её другим членам группы. Иногда человек, оказавшись в роли администратора, страдает от своей неспособности переложить часть ответственности и полномочий на других; ему кажется, что во всём необходимо его личное участие. В результате он лишает подчинённых чувства ответственности и препятствует их вовлечению в работу группы. Лидер как планировщик. Лидер часто принимает обязанности разработчика методов и средств, при помощи которых группа достигает целей. Эта функция может включать как определение непосредственных шагов, так и разработку долгосрочных планов деятельности. Часто лидер является единственным хранителем плана действий; он один знает дальнейшие пути, остальные члены группы знакомы лишь с отдельными, не связанными между собой частями плана. Лидер как политик. Одной из наиболее важных функций лидера является установление целей и основной линии поведения группы. В основном групповые цели и методы их достижения имеют три источника:
Таким образом, независимо от источника, определение групповых целей и методов их достижения является обязательной функцией лидера. Лидер как эксперт. Лидер часто является тем лицом, к которому обращаются как к источнику достоверной информации или квалифицированному специалисту. Безусловно, при высокой степени разделения функций в больших труппах лидеры (руководители организаций) прибегают к услугам различных заместителей, специалистов и консультантов. Следует отметить, что в данном случае сам выбор этих экспертов второй ступени наглядно характеризует способности руководителя. В организациях с менее жёсткой формальной структурой или в спонтанно возникших группах лица, обнаружившие наибольшую профессиональную осведомлённость в интерпретации групповых целей, становятся лидерами. Так, в сложных условиях какой-либо экспедиции проводник, благодаря знанию местных особенностей, может исподволь принять фактическое руководство группой. Почти во всех случаях, когда члены группы зависят от человека, профессиональные знания и квалификациякоторого необходимы для осуществления групповых целей, вокруг этого лица происходит поляризация власти, которую он может использовать для укрепления своей роли лидера. Лидер как представитель группы во внешней среде. Лидер является официальным лицом, выступающим во внешней среде от имени группы. Поэтому членам группы небезразлично, кто и как их будет представлять; лидер в этом случае олицетворяет собой всех членов группы, их коллективный разум, волю и так далее. Он трансформирует информацию, исходящую от группы и получаемую для группы. В последнем смысле он является «привратником». Лидер как регулятор отношений внутри группы. Регулирование личностных и деловых отношений внутри группы осуществляется через коммуникационную сеть, которая существует в группе. В некоторых группах вся информация проходит через лидера; иногда в группе существуют приближённые к лидеру лица, которые замыкают на себе эту сеть; существует тип групп, где лидер является «одним из всех». Лидер как источник поощрений и наказаний. Особенно важным обстоятельством, с точки зрения членов группы, является система поощрений и наказаний, которую лидер применяет для контроля над деятельностью участников группы. Эта функция предъявляет высокие требования к личностным качествам лидера, особенно в группах, где большое внимание уделяется не только экономическим, но и этическим аспектам. Лидер должен знать индивидуальную мотивацию деятельности каждого члена группы, соизмерять силу воздействия поощрительных и пенитенциарных мер по отношению к каждому из участников группы. Помимо административного регулирования деятельности членов и применения официальных мер поощрения, лидер может умело применять неформальные социальные санкции, которые обычно складываются в малых группах. Неформальные санкции — это приёмы, с помощью которых люди, знающие друг друга близко, выражают уважение тем, чьё поведение соответствует их ожиданиям, и проявляют недовольство теми, кто не оправдывает их надежд. Лидер как третейский судья и миротворец. Эта функция в известной мере связана с предыдущей. В условиях конфликтов между членами группы лидер должен выступать как судья и утешитель одновременно, то есть Лидер как образец поведения. В некоторых типах групп лидер служит моделью поведения для остальных членов группы, то есть наглядно показывает, какими они должны быть и что должны делать. Командир отделения, храбро ведущий своих солдат в бой, служит именно таким примером. Особое место в сознании людей занимают лидеры эталонных групп. Лидер как символ группы. Члены групп с высокой степенью сплочённости стремятся не только к внутренним, но и внешним отличиям от остальных индивидов. Они прибегают к знакам отличия в одежде и поведении (например, члены масонских лож, политических партий, клубов и так далее). Лидеры, являясь ядром таких групп, начинают выполнять функцию символов: их имена присваивают всему движению (и косвенно — его участникам); в частнопромышленном мире владельцы фирм сами осуществляют такую символизацию, рассматривая своё дело как продолжение своей личности; религиозные течения и секты носят имена своих основателей весьма продолжительное время и так далее. В равной степени это касается различных научных школ, представители которых даже после смерти лидера идентифицируют себя с ним. Лидер как фактор, отменяющий индивидуальную ответственность. Нередко лидер играет важную роль для членов группы в освобождении их от ответственностиза личные действия, которой они хотели бы избежать. Любимые выражения лидеров: «Все претензии ко мне», «Действуйте от моего имени», «Передайте, что я приказал» — относятся именно к этой функции. Таким образом, в ответ на преданность последователей лидер берёт на себя труд принимать за них решения. Причём последователи довольно охотно передают свою свободу лидерам (Э. Фромм назвал это явление «бегством от свободы»). Лидер как проводник мировоззрения. Лидер в большинстве случаев является источником ценностей и норм, составляющих групповое мировоззрение. В целом оно отражает идеологию того общества, к которому принадлежит группа. В масштабах организации частное мировоззрение группы обычно больше соответствует образу мышления руководства, нежели отдельных рядовых членов. Взгляды в большей степени просачиваются вниз, чем наоборот; это особенно верно в тех случаях, когда лидер контролирует информацию, поступающую в группу из внешней среды. Лидер как «козел отпущения». Когда группа находится в состоянии фрустрации, лидер может оказаться тем замещающим объектом, на который «без разбору все шишки валятся».Особым случаем является утрата членами группы иллюзий относительно действительных целей или личности лидера. Поэтому идейные противники так настойчиво ищут факты, компрометирующие лидера враждебной группы. Безусловно, не все члены группы одинаково воспринимают личность и поступки лидера. Следует отметить, что лидер (впрочем, как и все остальные люди) существует в сознании последователей в рамках их личности, то есть возможности восприятия человека человеком ограничиваются личностными данными воспринимающего (социальная перцепция). Кроме того, чем менее доступен лидер, тем больше он предоставляет простора для фантазии последователей в конструировании его (лидера) образа. Лидер как «отец». Многочисленные функции лидера получают интеграцию во всеобъемлющей роли «отца» для членов группы. Истинный лидер — это фокус всех положительных эмоций членов группы, идеальный объект идентификации и чувства преданности. Если лидер в некоторых отношениях не соответствует идеалам последователей, они могут его мысленно «переделать» на свой манер. «Отеческая» роль во многом объясняет ту почти беспредельную власть, которую иногда приобретают лидеры при определённых условиях. |
|