Настоящая статья гуманитарного технолога Ефима Островского впервые опубликована в 2000 году. | |
Большая глупость полагать, что проблемы президента в корне отличаются от наших собственных проблем. Иначе говоря, президент ограничен в своих действиях теми же проблемами, что и каждый из нас. Только кажется, что он обладает «неограниченной» властью — ведь зона управления президента простирается всего лишь на расстояние его вытянутой руки. Президент может протянуть руку и снять телефонную трубку для передачи указаний; может протянуть руку и подписать указ. Но его указы и указания могут быть выполнены или не выполнены, и не только по злой саботажной воле, но Нужна точечная терапияОднако президент это не только и не столько человек, сколько институт. И «совершенствует экономику», «развивает Россию», «преодолевает кризис» он не собственными руками, а посредством людей и идей, объединённых в системы; то есть посредством организаций и идеологий. Сила президента есть результирующая всех сил общества. Президент обладает лишь одним особым источником власти: способностью конфигурировать векторы различных общественных сил. Власть над созданием конфигураций подразумевает, что одни векторы сил, складываясь, взаимно погашаются; другие же — взаимно усиливаются. Творческая работа над созданием различных конфигураций — это политика. Политика — это мышление и воля. Мышление, позволяющее охватить внутренним взором, представить себе максимум векторов общественных сил. Воля, позволяющая осуществлять ту или иную конфигурацию, а не только умствовать о её возможности. Сегодня принято видеть в новейшей истории России три периода — советскую предысторию России, связываемую с именем Михаила Горбачёва, эпоху Бориса Ельцина и новую эпоху, связываемую с новым президентом Владимиром Путиным. Можно сформулировать иначе: Чему новый президент России может предназначить государство нашей страны (именно так! — поскольку страна и государство это, без сомнения, разные вещи)? Чем будет его политика — продолжением стабилизации, которая оставалась задачей правительства России на протяжении периода пяти премьеров — своеобразной пятипремьерщины, сменившей семибанкирщину? Или новый президент действительно задаст своей политикой новую эпоху, указав стране цели, измеряющие её достоинство. Цели, предназначающие России держать на своих плечах мир совместно с иными субъектами мировой политики. Быть действительно одной из держав мира — а не страной, являющейся только объектом политики иных центров сил. Список задач для правительства, которое формируется новым президентом, очевиден. Однако основная проблема состоит в том, что стране требуется не президент, знающий очевидности, а человек, который сможет привести институт президентства России в соответствие с мировым контекстом: с тем, чтобы включить наше общество в мировой исторический процесс. России нужен не «новый директор», а политик мирового масштаба. Итак, президенту нужно стать политиком. Прошедшие десять лет не дали нам политиков. А, например, Ельцин? — спросите вы. Попытаемся объяснить. Политик ставит цели. Цель же никогда не может появиться изнутри системы — только извне, только из контекста. Год за годом последние десять лет мы поддавались искушению полагать, что существует «объективный контекст». Однако «объективного контекста» не бывает: может существовать лишь предощущение будущего, или норма долга, или норма этики, которые указывают на цель — или на круг возможных и допустимых целей. В этом смысле никакой «новый директор"-менеджер, как бы он хорошо ни умел достигать поставленных целей, не является политиком. Политика — это, повторим, сочетание мышления для правильной постановки целей и воли к их достижению. Михаил Горбачёв обладал А каковы цели? Экономическая программа? Далеко не только. Экономическая программа — это как если бы лечением человека занимался один дантист. Или хирург, который в лучшем случае может заменить больной орган другим. А если заболевание системное? Тогда организм просто не выдержит всех операций. Тут, пожалуй, подходит акупунктура: надавливание, часто болезненное, на точки, мобилизующие организм на поиск и использование собственных ресурсов выздоровления, адаптации и развития. Нужна философияТочечная терапия — не только знание, где надавить; это и знание о том, когда это делать; как возбудить одновременно несколько ресурсных систем — политическую, экономическую, культурную, в каком порядке это делать. Сегодня — две системы одновременно; завтра — третью; послезавтра — первую и третью. Точечная терапия подобна музыке, требующей гармонизации и ритма. И главное, она требует от целителя стройной системы взглядов на мир. Ведём ли мы речь о том, что новый президент должен вдруг стать философом? И да, и нет. Нет — потому же, почему Аристотель не начал пытаться сам стать Александром Македонским. Да — постольку, поскольку президент это не человек, а институт. Как сказал однажды Павел Романов, «своя мысль — не обязательно самостоятельно придуманная мысль»; главное, чтобы она стала своей, была ответственно присвоена. Новый президент — если он принимает вызов, требующий от него превращения в политика, — не только может, но и должен участвовать в специфической «приватизации» (присвоении) — присвоении политической философии. Что есть субъект управления президента? Каковы рамки его полномочий, его долга и его ответственности, рамки его экспансии? Россия? СНГ? Русский мир как постнациональная структура русских, то есть говорящих на русском языке граждан мира — Русского мира, — переплетающегося с иными мирами? Отсюда вытекает следующая группа вопросов: какова стратегия России? Не ответив на эти многочисленные проклятые вопросы, нельзя не только сообщить, какова программа нового президента России, нельзя даже поставить задачи к её подготовке. Требуемые ответы могут быть лишь продуктом философской работы. Но, говоря о философии, мы имеем в виду политическую философию: не философско-научный подход, а философско-политическую практику. Политический философ озадачен не просто формулированием философии — но таким её оформлением, которое подразумевало бы, кто станет проводником идеологии, построенной на её основе. Политическая философия соотносит себя с существующими людьми и организациями, идеями и идеологиями. Промежуточным результатом такой работы должно стать формулирование новой идеологии развития, а также определение субъекта и носителя этой идеологии и этого развития. Говоря проще, необходимо определиться, какой класс или прослойка населения может быть или уже является носителем такой идеологии. Новый либерализмКоммунизм и либерализм выросли из одного корня — из европейской философии развития. Может быть, именно этим и была вызвана их ожесточённая борьба. Коммунизм проиграл, мы обернулись к либерализму. Но либерализм гайдаровской эпохи был холодным и бесчеловечным, если Когда мы задумываемся о факторах замедления реформ, нам представляется, что людям было просто необходимо время, чтобы изменить отношение к своим ценностям, идеям, — недоучтена была скорость изменения общественного сознания. Однако сознание всё же поменялось, и это есть главный результат десяти реформаторских лет. И в ходе избирательной кампании 1999 года, и после неё мы утверждали и утверждаем: в стране возникло и утвердилось новое поколение. Здесь надо предостеречь от серьёзной ошибки — от отождествления нового поколения с молодёжью вообще. Известно: каждый год миллионы молодых людей входят в трудоспособный возраст — но новое поколение возникает не каждый год и даже не каждое десятилетие. Прошедшее десятилетие породило важный ресурс, который необходимо не упустить в ходе «большой инвентаризации страны». Этот ресурс — люди, освоившие новое поколение деятельностей: современное управление — финансами, корпорациями, кризисными предприятиями и гуманитарные технологии — технологии образования и переобразования, управления эмоциональными состояниями и создания особых социально-культурных сред и прикладных идеологий. И когда мы говорим о новом поколении, мы говорим не только и не столько о новом поколении биологических особей, сколько о новом поколении человеческих качеств и технологий, которыми эти люди, овладев, могут пользоваться. Либерализм 1980–1990-х хотел иметь свободу, как будто бы движимый «эдиповым комплексом» по отношению к государству СССР, эту свободу отбиравшему. Свободолюбивое новое поколение — иного источника: как говорил Ежи Лец, «не знаю, кто открыл воду — но явно это были не рыбы». Для рыб вода — это среда обитания, она незаметна. Так же и новое поколение, живущее в свободе как рыбы в воде и не мыслящее для себя другой среды. Новый либерал не хочет ничего разрушать — всё, что нужно и не нужно, он уже видит разрушенным; новому свободолюбивому поколению нужен тот тип идеологии, который позволяет организовать жизнь. У нового поколения нет иллюзии того, что свобода пригодна только для разрушения, — потому что сами представители нового поколения именно на ценностях ответственной свободы и веры в себя выстроили свою нынешнюю жизнь. И именно поэтому новому поколению не очень комфортно среди либералов первой волны: те слишком привыкли разрушать, противодействовать, саботировать, те могут себе позволить парализующие волю многочасовые обсуждения и легки на подъём только тогда, когда нужно мобилизоваться на какой-нибудь протест или показать своё блестящее красноречие. Парламентские и президентские выборы в России показали, что большинству населения хочется перемен и новизны, не ломки чего-нибудь ещё, а строительства. Пусть пока новое поколение ещё физически не оказалось в большинстве — но именно новое поколение играет роль локомотива, который может увлекать за собой подвижной состав России; и большинство населения России готово признать это новое поколение ведущим, лидерским слоем России. Интересы России совпадают с интересами этого самого «нового поколения». А тут недалеко до национального согласия и даже новой общенациональной идеи, новой народной мечты. Мы утверждаем: новое поколение и есть манифестация национальной идеи постольку, поскольку сегодня высокие смыслы более не могут быть выражены лишь текстом и даже гипертекстом, но только «гипердрамой», развёртывающейся в реальной жизни и воплощаемой в жизнь героями нынешнего времени нового поколения. Новое поколение может стать объективными образцами, «живыми образцами» реализации объединяющей народ новой идеи. От президента — человека и института — требуется одно: соответствовать этим ожиданиям. | |