Вячеслав Сергеевич Дудченко ( |
|
В январе 2005 года группа консультантов под эгидой Национальной Гильдии профессиональных консультантов выехала в Египет, в Шарм-эль-Шейх, для проведения десятидневного методологического семинара на тему об основаниях профессионально-мировоззренческих систем консультантов. Как появилась эта тема. Работая в разных проектах с клиентами разного уровня мы начали замечать, что уровень консультантов растёт медленнее, чем уровень клиентов. Молодые прогрессивные команды, ведущие бизнес на высоком уровне, в частности, крупный бизнес, знакомятся с новейшими достижениями современных наук о бизнесе, о менеджменте, общаясь друг с другом, общаясь с зарубежными коллегами, общаясь с зарубежными гуру. В силу интенсивности своей жизни и работы они всё быстрее осваивают огромные пласты успешного опыта, пласты идей, подходов. Консультанты же, которые придерживаются В течение десяти дней наша группа из четырнадцати консультантов отвечала на этот вопрос. Каждый консультант отвечал по-разному. В основе всех ответов было описание оснований собственной профессионально-мировоззренческой системы. Мы пришли к выводу о том, что только предельно устойчивые, прочные основания, на которых строится вся мировоззренческая система и, как её часть, профессиональная система взглядов, могут составить фундамент профессиональной и личной силы консультанта. Эти основания должны быть осознаны. Если их нет, они должны быть выстроены. Потому что человек, мыслитель, профессионал, у которого есть такие основания, глубокий фундамент, на котором выстроена вся его система взглядов, в любых ситуациях становится достаточно устойчивым, его мышление даёт гораздо более ощутимые плоды. В любых конфликтных ситуациях, в любых спорах, в любой полемике он всегда окажется победителем. У подавляющего большинства людей нет такой устойчивой системы, базирующейся на глубоко проработанных основаниях, либо она не осознана, что фактически одно и то же. Здесь я хочу рассказать, как я выстраивал свою собственную систему и как я представил её на нашем десятидневном методологическом семинаре. Но сначала несколько слов об атмосфере этого места. Шарм-эль-Шейх — это странное место на Земле. Его географическое расположение на оконечности Синайского полуострова, его история, бесконечные войны вокруг этих мест, захват то одними, то другими народами, привели к очень богатой истории и энергетике этих мест. А может быть энергетика этого места была причиной столь жадного стремления сюда самых разных народов. Сегодня это цепь курортов с белоснежными зданиями, причудливой архитектурой, яркими красками и пёстрым людом. Когда едешь по этим местам, встречаются странные сооружения, — здания с огромными куполами, взмывающими ввысь мечетями, похожими на космические корабли, трущобы с полуодетыми жителями, роскошные пятизвёздочные отели. Жарко. А над всем этим царит море. Иссиня синее, ультрамариновое, небесно-голубое, цвета индиго. Море яркости, солнечных бликов, ослепительного света. Вокруг туристы. Много русских. Много итальянцев, как будто у них своего моря нет. Мы собирались в номере одного из наших коллег после утреннего прохладного моря и жаркого солнца с трёх часов пополудни и до семи вечера. Слушая моих коллег, я размышлял о том, что четырнадцать участников этой работы явили четырнадцать разных профессионально-мировоззренческих систем различной меры обоснованности и различной меры осознанности. В презентациях были Строя свою мировоззренческую систему, я рассуждал так. Для того, чтобы ощутить собственное существование, нужна возможность это сделать. Возможность Я назвал это основание трансцендентальным светом. Трансцендентальный свет — это возможность вычленения трансцендентальных категорий, за которыми стоят первичные базовые дистинкции (различения). Это возможность, которая включает переживание экзистенции как одной из главных трансцендентальных категорий. Когда есть этот свет, эта возможность вычленить нечто, то появляется то, что мы называем осознанием, переживанием собственного сознания, дистинкцией сознания. Я рассуждаю так: я владею трансцендентальным светом, у меня есть трансцендентальный свет, следовательно, я существую. Всё остальное, категории всех видов, процесс мышления, — это явления и категории, производные от категории и переживания трансцендентального света. Переживая трансцендентальный свет, осознавая его как возможность, зафиксировав его в категории «трансцендентальный свет», я начинаю различать некоторые категории типа «время», «пространство», «причинность», «возможность», «благо» и другие трансцендентальные дистинкции. Разворачивая базовую категорию «трансцендентальный свет», я начинаю строить категориальный ряд, который в дальнейшем становится первичной матрицей, порождающей более частные матрицы. Разворачивая таким образом появившуюся возможность, я теперь могу строить свои основания. Я могу понимать, наблюдать, изучать основания других, в частности, основания великих мыслителей. Я могу понимать и строить основания своей профессиональной деятельности. Понимать основания утверждений и позиций клиентов. Разобравшись в том, на чём устроена их картина мира, я могу как усомневать её, так и помогать им её развивать. То есть работать с ними более эффективно. Следующий шаг, который я делаю, состоит в постановке вопроса о том, откуда в сознании человека взялись эти дистинкции и выражающие их категории. Они не могли возникнуть из ничего. Значит, есть некий источник или некие источники, из которых в сознании человека каким-то образом попали все эти идеи. Если трансцендентальный свет либо есть, либо его нет, и это качество, это свойство исключительно свойство моего сознания, то то, что я увидел в своём сознании, не есть его свойство в отличие от утверждения многих мыслителей. Не есть его свойство, поскольку в самом сознании кроме чистой возможности вначале ничего нет. Возможность содержательно пуста. Итак, мой вопрос, — откуда в сознании человека появилось содержание, не являющееся этим человеком? Я на него даю несколько ответов и называю несколько источников. Первый источник я условно называю «память души». Исходя из христианской концепции «души», буддистских концепций «кармы» и «перерождений», концепций ноосферы Вернадского, концепции эгрегоров как информационно-энергетических образований, я допускаю, что есть некая субстанция вневещественного свойства, некое энергоинформационное образование, которое скользит по поколениям и эпохам, обретая существование то в ноосфере, то в человеческом (или в нечеловеческом) теле. На время физической жизни человека это образование соединяется с его телом, покидая его после смерти тела. А коли это так, то тогда понятен источник трансцендентальных максим. Память души, гены души, «овеществляясь» в форме дистинкций, разворачиваются в энергоинформационные программы (сокращённо я их называю «ЭНИПы»), которые, в свою очередь, порождают энергоинформационные программы следующего уровня. Единство базовых энергоинформационных программ задаёт системность трансцендентального категориального аппарата. Второй источник можно назвать «память социума». Функцию памяти социума выполняет культура. Иначе говоря, культура — это социальная память человечества. Культура осваивает человеческий материал или человеческие существа в силу своей безусловной большей масштабности, большей сложности, и существования до появления последующих поколений. Она осваивает человеческие существа, пишет на их сознании свои письмена, в результате чего возникает человек социальный. Или человек как родовое существо. Осуществляется это осваивание за счёт механизмов обучения, воспитания и социализации. Третий источник — «телесность». Тело человека формировалось миллионы и миллионы лет, миллионы лет формировался генетический механизм, который обеспечивал передачу по наследству наиболее важной биологической информации. Как утверждают многие современные учёные, на генетическом уровне передаются склонности к определённому типу поведения. И даже некоторые поведенческие паттерны. Некоторые учёные даже считают, что генетически передаваемая информация может включать и некоторые социально-культурные программы. Для них вопрос состоит только в том, как расшифровать эту часть генетического кода. Четвёртый источник — сам человек. С древних времён человек проявлял удивительную способность порождать то, чего не было в природе. Это и известное всем колесо, и математика, и транспортные средства, радио, телевидение, спутники … Все эти творения человеческого разума и человеческих рук составляют то, что теперь называют Второй природой. В рождении новых идей участвуют мышление и сознание человека, его творческие способности, его подсознание и чувства, его личность, его энергетика. Я бы назвал этот вид памяти «памятью будущего». Итак, память души, память социума, память тела — как память прошлого, и память будущего составляют основные источники содержания, наполняющего сознание человека. В результате действия этих четырёх источников появляется уникальный индивид, поскольку сочетание этих четырёх механизмов способно порождать миллиарды и миллиарды человеческих существ с индивидуальными нигде и никак не повторяющимися особенностями. На схеме онтосинтеза, которую я обычно рисую, сознание, мышление человека, обозначается головой человеческой фигурки, которая находится в центре схемы. Отсюда разворачиваются благодаря соответствующим вопросам левая часть схемы, где обозначены источники содержания человеческого сознания, и правая часть схемы, в которую разворачивается механизм собственно онтосинтеза. Правая часть схемы отвечает на вопрос: «Как работают дистинкции и трансцендентальные категории, матрицы и программы в реальном взаимодействии человека с миром? Как они порождают этот мир?» Схема онтосинтеза отвечает на вопрос, как происходит синтез, построение, конструирование реальности человека для этого человека. Эта же схема даёт возможность прочитать некоторые процессы, механизмы и тенденции, направленность которых на схеме справа налево, то есть от материала мира до источников содержания человеческого сознания. Соединяясь с материалом мира, образцы и программы, паттерны придают ему форму объектов. В этом процессе встреча образца и материала происходит, в силу непознанности материала, конфликтно. Эти образцы появились в прошлом и адекватны только ему. Между материалом и образцами возникают противоречия, нестыковки. Материал сопротивляется образцам, передающим ему свою форму. Возникает своего рода борьба между материалом и формой. В результате получающиеся объекты, отличные от образцов, дают возможность этим образцам корректироваться, видоизменяться, трансформироваться. Иногда дают толчок к появлению новых образцов. Видоизменённые или новые образцы поступают из сознания человека в культуру в результате культурной деятельности. На огромных промежутках времени эти процессы меняют память тела и память души. Таким образом, разворачивая схему онтосинтеза из первичной категории «трансцендентальный свет», мы выходим на совершенно новые уровни изучения человека и мира и построения механизма взаимодействия между ними. Что, собственно, является главной миссией консультанта. Выстроив базовые основания своей профессионально-мировоззренческой системы, я получаю возможность, во-первых, задавать новую парадигматику понимания других людей, в частности, моих клиентов; во-вторых, обосновывать до предельной глубины свои собственные суждения и выводы; в третьих, конструировать такие взаимодействия с людьми и социальными системами, которые опираются на прочный фундамент аподиктичных, то есть абсолютно несомненных, бытийных оснований. Наши египетские посиделки оказались не венцом, не завершением всей предыдущей многотрудной духовной и профессиональной работы. Они оказались началом, стартом глубоких размышлений над поставленными тогда вопросами. Через три месяца после этой поездки мы провели пятидневную школу консультантов-бойцов, где тема построения оснований своей профессионально-мировоззренческой системы для участников была главной. Но это уже другая история… |
|