Авторы статьи: украинские эксперты Владимир Грановский и Сергей Дацюк. Статья рассматривает будущее гуманитарного производства. Впервые была опубликована в сентябре 1998 года. |
|
Ремесленничество и индустрияТо, чем мы занимаемся сегодня в сфере интеллектуального производства, — ремесленничество. Мало получить заказы на психоанализ, на социологические исследования, консалтинг, организационное проектирование, стратегическое планирование или политический имиджмейкинг. Одиночные заказы, даже если у исполнителя есть имя и репутация, могут поддерживать только ремесло и приносить персональный доход относительно невысокого уровня. Индустрия отличается от ремесленничества по крайней мере несколькими качествами. Прежде всего, это наличие сознательно используемых технологий, предполагающих высокий уровень капиталовложений. Это означает теоретическое осмысление используемых технологий, инвестиционные вложения в производство и развитие технологий. Во-вторых, индустрия отличается от ремесленничества массовостью производства. В-третьих, индустрия отличается от ремесленничества разделением труда и организационной структурой, наличием конвейерного производства, когда продукт поставлен на поток, а система производства процедуризированна. В-четвёртых, индустрия отличается широко организованной системой профессионального образования и созданием рынка рабочей силы. В-пятых, индустрия отличается изменением социальной роли массово производимой продукции от единичного ремесленного производства, и эта роль предполагает активное формирование заказа (где производитель помогает заказчику лучше осмыслить и сформировать свою потребность), организацию послепродажной поддержки произведённой продукции, работу по рекламе и продвижению продукции, а также долгосрочное планирование и возможность накопления крупных инвестиционных вливаний. Поверх этого могут снова возникать эксклюзивные заказы и «ноу-хау», которые требуют иной типологизации и иных способов воспроизведения. Индустрию невозможно создать без технологичного и проектного подхода. Это значит, что представителям индустрии необходим свой журнал, свои периодические постоянные встречи и обмен мнениями, теоретическое обсуждение применяемых технологий, и осознание себя как не просто работников интеллектуальной сферы, и даже не как собратьев по цеху ремесла, но как партнёров по созданию индустрии социальной инженерии. Необходимо публичное обсуждение проектов в области социальной инженерии, планирование инвестиций, установление правил честной конкуренции на рынке интеллектуального производства в области социальной инженерии. Как первый шаг перехода к организационному проектированию отраслей промышленной социальной инженерии мы должны обсудить изменение позиции интеллектуалов. Сегодня интеллектуалы стоят дёшево, и чаще всего, если они не стоят с протянутой за деньгами рукой, то зарабатывают из них единицы. Изменение позиции на рынке интеллектуального производства связано не столько с появлением примеров успешной реализации проектов, сколько с организацией повторяемых схем предоставления интеллектуальных услуг в определённых нишах социальных заказов и с появлением ценовой политики. Такими примерами успешной реализации могут являться всем известные структуры в области интеллектуального производства, которые окрепли, продолжают развиваться и фактически диктуют ценовую политику. Именно наличие таких структур даёт нам возможность поставить вопрос о перспективах создания промышленного производства услуг и продуктов в области социальной инженерии, в области гуманитарного производства. Интеллектуал, выходя на рынок, становится бизнесменом, а его рыночная позиция всего лишь превращённая форма его общественной позиции, и он плохо отдаёт себе отчёт в том, внутри какой позиции он выбирает и формирует свой заказ. Это изменение позиции интеллектуала на рынке социальной инженерии должно быть связано с осознанной, методологически проработанной организационной и менеджерской работой. Одно дело найти себе индивидуальный заказ на оказание каких-либо интеллектуальных услуг, и совсем другое дело развернуть структуру, набрать людей и добиться эффективной работы этой структуры по выполнению целого ряда подобных заказов, сделать этот процесс открытым и доступным для коллег и посторонних наблюдателей с точки зрения целей и продуктов работы. Переход от позиции индивидуального ремесленничества к открытому организационному проектированию структуры, текущему менеджменту внутри структуры, кадровому поиску (рекрутингу) профессионалов, ритмичному обеспечению портфеля заказов, производству и продвижению корпоративных технологий интеллектуальной работы, формированию рынка корпоративных заказов по социальной инженерии — вот тот переход, который всех нас ожидает, и который по известным причинам тяжёлого «совкового» наследия нам всем трудно даётся. Социальный заказ индустрииМы получили общество людей, которые не знают, как найти своё место в жизни, как применить свои, порой уникальные, знания, как организовать и начать своё дело, как правильно построить долгосрочную стратегию личного развития и развития своего корпоративного бизнеса. Интеллектуалы много говорят об экономике, о политике, но должны говорить о собственной позиции, собственных способностях, собственном рынке для своих интеллектуальных продуктов. Эта проблема является решаемой только в том случае, если мы незамедлительно приступим к формированию собственной позиции и собственных способностей. Однако самая главная проблема сегодняшней социальной жизни — никто ничего не хочет делать. То есть кроме отсутствия вышеописанных способностей мы вынуждены констатировать ещё и отсутствие непосредственно мотивированных жизненных стратегий. Как оказалось, удалённые мотивации типа коммунистического рая или национального государства всеобщего благоденствия Собственно поэтому речь сегодня должна идти не об идеологии, а о конкретной социальной инженерии на индивидуальном уровне — о так называемом частном проектировании. В области частного проектирования находятся рядоположенные сегменты — личностное, институциональное и корпоративное проектирование. Главной задачей частного проектирования является вписать частный (личный, институциональный или корпоративный проект) в социальную стратегию общества и добиться его эффективного выполнения в перспективе. Главные слагаемые частного проектирования — престиж, доходность, перспективность, эмоциональное ощущение удовольствия от процесса дела. Таким образом речь идёт о формировании целой отрасли промышленности, которая создаст сам социальный заказ на социальную инженерию. В обществе, состоящем из слабо мотивированных субъектов, с неправильно или стихийно и случайным образом сформированными их жизненными стратегиями, трудно получить социальный заказ на инженерию. Чтобы интеллектуалы оказались нужны, необходимо, чтобы люди вообще чего-нибудь захотели. Только после этого мы можем говорить о правильном хотении. Далее, что же такое правильное хотение? Желание или потребность весьма важная составляющая любого социального производства. Эту эстафету вполне можно и нужно перенять как опыт из подобных развитых западных технологий, не брезгуя и собственным опытом касательно социального формирования потребностей. То есть речь идёт не о хорошем хотении, а о правильном, о хотении по некоторым правилам производства и продвижения самих потребностей в общество. При этом необходимо учесть, что формирование картины мира, осмысление себя в мире и инсталляция потребностей переходит на микроуровень. Старый метод работы — идеологический — когда мировоззренческие идеи неизменно выстраивались в систему, эта система служила основанием для организации всей совокупности знаний, являясь в то же время основой потребностей и поводом для социального контроля и управления поведением социума вообще и индивидом со стороны коллектива в частности, сама при этом оказываясь вне контроля — более непригоден для нас. Вместо него, мы предлагаем новую методологию — социальное проектирование или социальную инженерию, где все социальные проекты не служат основанием для тотальной организации системы знаний, являются открытыми для обсуждения и динамичного изменения, а технологии их производства и сопровождения, равно как и сами производимые ими социальные потребности, тоже открыты и подвержены социальному контролю. Социальное проектирование оставляет вопросы мировоззрения на уровне личного выбора. Социальный проект в форме контракта оговаривает степень участия личности в коллективе единомышленников (корпорации), и это участие не может быть связано с ограничением индивидуальной свободы мысли или слова, а также не может быть связано с ограничением тех действий личности, которые не связаны с выполнением проекта. Социальное проектирование основано на создании преимущественно горизонтальных связей и сетевых форм организации, а не иерархических систем с управлением через ограничение, запрет и указание. Социальное проектирование внедряет стратегический тип управления через порождение особого климата доверия и интеллектуального поощрения, способствующего и мотивирующего инициативу участников проекта. В известном смысле мы переходим от полномасштабной единой коллективной социальной идеологии к идеологии в розницу, к частным (личным и корпоративным) стратегиям. Проектирование личности, психосоциальная инженерия, стратегическое корпоративное планирование, проекты институционального реформирования — сфера государственного интереса. Только в условиях такой переориентации социального мировоззрения вообще и запросов со стороны власти в частности возможно появление заказа на социальную инженерию. Отрасли индустрииВ двойственном названии «ноу-хау» вторая часть слова «хау» означает «как». То есть речь идёт не просто о знании, но о таком знании, которое практически применимо, с одной стороны, и структурировано для возможности последовательной передачи в качестве теории или опыта, с другой стороны. Задача индустрии социальной инженерии произвести не просто «человека знающего», но произвести необходимые такому человеку социальные связи, произвести социальную организационную структуру в обществе, которая бы позволила, опираясь на наличные социальные связи и знание, создать человека нового качества. Собственно поэтому индустрию социальной инженерии можно назвать гуманитарным производством. С точки зрения производимого продукта индустрия социальной инженерии делится на сектор производства индивидуальности, сектор производства социальных связей, сектор структурного или организационного производства. Причём структурное или организационное производство и есть производство законов, исполнительных решений, типов управления и организации других видов производства, производство необходимой инфраструктуры для коммуникации в процессе осуществления или производства социальных связей. Как различить два похожих сектора? Скажем отрасль производства коммуникации поскольку она занимается компьютеризацией и интернетизацией с точки зрения инфраструктуры (техники и магистралей передачи информации), поскольку она вырабатывает законы, форматы, правила в своей сфере и вокруг свой сферы, постольку она относится к структурному и организационному производству. А когда она занимается при помощи своих технологий Public Relations, рекламой и организацией социальной коммуникации, она относится уже к производству социально-коммуникационных связей. С точки зрения типологии деятельности социальная инженерия делится на четыре типа производства: проектирование; консультирование; обучение; управление. Большинство отраслей социальной инженерии представляют собой интегральные, то есть содержащие несколько или все типа производства. Зачастую сами эти типы деятельности неразрывно связаны. Гуманитарные технологии, используемые в гуманитарном производстве или социальной инженерии, являются по преимуществу интегральными, синтетическими и претендующими на универсальность, технологиями. С точки зрения занимаемых секторов на рынке гуманитарного производства, наличия социального заказа, специализации и профессионализации индустрия социальной инженерии делится на следующие отрасли.
Организационная структура индустрииПрежде всего следует отметить, что вопрос организации структуры индустрии социальной инженерии до сих пор был вопросом идеологии, напрочь связанным с выбором того или иного способа хозяйствования. Первым условием организации конкуренции в области организационного планирования является признание равноправности любого способа организации за исключением закрытой или нелегальной организации (клановой «мафиозной» организации, где коррумпированные государственные чиновники состоят на службе у теневой организационной структуры). Магистральный путь развития организационных структур это корпоратизация, то есть развитие мелких, средних и крупных корпораций. Главные черты корпорации — это наличие профессионального коллектива с некоторой общей задачей, существование корпоративной этики структуры (корпоративной микроидеологии), создание внутри корпорации целой системы мотиваций для работы, наличие внутри корпорации особого климата доверия и поощрения интеллектуального развития работников, стимулирования их творчества и поддержание духа публичной соревновательности с хорошо развитой системой материального поощрения и выдвижения успешных кандидатов на руководящие должности. Система корпоративного управления должна оказаться в центре внимания, и совершенствование управления, оценка его эффективности должна стать отдельной задачей корпораций. Это означает прежде всего открытую стратегию корпораций, широкое обсуждение корпоративных проектов и коллективное текущее планирование. Затем необходимо создание открытой интеллектуальной системы сотрудничества и атмосферы доверия в рабочих коллективах. Отсюда необходимость служб психологической поддержки. Значительное развитие должна получить практика аутсорсинга, то есть передачи за рамки корпорации её вспомогательных функций — бухгалтерии, технического обслуживания, транспорта и тому подобного. Корпоративная структура общества должна стать сферой государственного интереса постольку, поскольку эта структура берёт на себя не только многие функции организации гражданского общества по профессиональному признаку, но и многие аспекты социального обеспечения сотрудников. Кроме того, корпорации, которые предлагают для общества свои проекты и строят открытые стратегии, становятся контролируемыми и прогнозируемыми. Сами цели и корпоративные этики (микроидеологии) являются открытыми и подлежат общественному контролю. Сам характер корпоративной конкуренции становится этическим — выигрывает тот, кто предложит наиболее равноправное и гуманистическое решение, и это требование может быть обеспечено в судебном порядке. Деятельность корпораций может быть оспорена в суде любым государственным институтом, любой другой корпорацией или физическим лицом. Наконец, ставя вопросы о персональных стратегиях, которые вписываются в процесс корпоратизации консультационной деятельности, из которой вырастает индустрия социальной инженерии, насколько мы можем говорить о самих интеллектуалах как о корпорации? Насколько мы можем говорить о формировании их позиции не только на рынке интеллектуальных услуг, но и перед лицом всего общества Украины, перед лицом будущего? Насколько мы можем говорить об этом всерьёз, без ироничной ухмылки? |
|