![]() Борис Ефимович Гройс — профессор философии, теории искусства, медиа-теории в Государственной высшей школе дизайна в Карлсруэ (Staatliche Hochschule für Gestaltung Karlsruhe). Автор многих книг. В | |
Современные средства массовой информации обычно сходятся на том, что возрождение религии сейчас является самым важным фактором глобальной политики и культуры. Но при этом явно не имеется в виду второе пришествие Мессии или даже появление новых богов и пророков. Речь, скорее, о том, что религиозные убеждения перестали быть Судьба мнений на глобальном информационном рынке подчиняется дарвиновскому закону: выживает сильный. Мнения, которые лучше приспособлены к условиям, в которых они распространяются, автоматически получают лучшие шансы стать мейнстримом. Рынок мнений сегодня, впрочем, явно находится под воздействием репродукции, повторения, тавтологии. Обычно современной цивилизации ставится следующий диагноз: с наступлением Нового времени (modern age) теология сменилась философией, направленность в прошлое — направленностью в будущее, апелляция к традиции — доказательствами субъективного свойства, верность корням — инновацией, и так далее. На самом деле в эпоху modern age сакральное вовсе не было уничтожено — оно распространилось в профанном пространстве, демократизировалось, глобализировалось. Прежде ритуал, повторение, репродуцирование находились в зоне религии и практиковались в изолированных сакральных пространствах; в современную эпоху ритуал, повторение и репродуцирование стали уделом всего мира и культуры в целом. Всё воспроизводит себя — капитал, товар, технология и искусство. Даже прогресс в конечном счёте есть чисто репродукционный процесс; он состоит в постоянно повторяющемся разрушении всего, что не может быть отрепродуцировано достаточно быстро и эффективно. В этой ситуации неудивительно, что религии — любые религии — становятся всё успешнее. Религия сегодня действует при помощи современных медиа, которые сами являются продуктом выдвижения традиционных религиозных практик в секулярную сферу. Обратимся же к некоторым аспектам такой экстраполяции и секуляризации религиозного, которые кажутся ключевыми в вопросе о возрождении и успехе религий в современном мире. 1. Интернет и свобода верыВ нынешнем светском, демократическом обществе западного типа религия, любая религия, действует в условиях свободы совести или веры. Это означает, что каждый волен верить в то, во что ему или ей заблагорассудилось, и что каждый свободен организовать свою личную жизнь согласно этим верованиям. В то же время это означает, что запрещается навязывать свою веру (включая веру в атеизм) обществу и государственным институтам. Результатом Просвещения явилось не полное исчезновение религии, но её приватизация, её уход в сферу частной жизни. В современном мире религия является делом личного вкуса — примерно как искусство и дизайн. Это, конечно, не означает, что религиозные различия могут быть предметом дискуссии. Однако место религии в её отношении к публичной дискуссии остаётся тем местом, которое Кант в своей «Критике способности суждения» приписал искусству: религиозные различия могут публично обсуждаться, но такая дискуссия не может привести к выводу, который стал бы обязательным для её участников или для общества в целом. Верность той или иной религии есть вопрос суверенного личного решения, и тут никакая общественная авторитетная инстанция, включая даже и утверждённую демократическим путём, не может ничего диктовать. А что ещё более важно, такое решение — как В этом отношении свобода совести принципиально отличается от, скажем, свободы научного исследования. В контексте научной дискуссии можно высказать любое мнение, но оно должно быть подтверждено Это означает, что наше современное западное представление о свободе на самом деле глубоко двойственно. Говоря о свободе, мы имеем в виду два принципиально различных её типа. Существует свобода веры — безусловное, суверенное право, которое позволяет нам совершать личный выбор без всяких пояснений и оправданий. И существует условная, институциональная свобода научного мнения, которая зависит от способности доказать, легитимировать такое мнение согласно публично установленным правилам. Легко показать, что и наше представление о демократическом свободном обществе двойственно. Современное представление о политической свободе позволяет нам интерпретировать эту свободу то как суверенную, то как институциональную; то как абсолютную свободу политических убеждений, то как институциональную свободу политической дискуссии. Но что бы ни говорилось о сегодняшнем глобальном политическом поле в целом, ясно одно: это поле всё больше определяется Интернетом как ведущим медиумом глобальной коммуникации. А Интернет отдаёт предпочтение приватной, безусловной, суверенной свободе по сравнению со свободой научной, условной, институциональной. На заре масс-медиа, в эпоху газет, радио и телевидения единственно возможной гарантией свободы слова был институционально обеспеченный открытый доступ к этим медиа. Поэтому все дискуссии касательно свободы слова вертелись вокруг политики репрезентации — вокруг вопроса о том, о ком Конечно, такая новая конфигурация медийного поля отдаёт предпочтение религии перед наукой и суверенной религиозной политике — перед институционализированной секулярной политикой. Интернет — это пространство, где современные агрессивные религиозные движения имеют возможность размещать свои пропагандистские материалы и действовать в глобальном масштабе, не испытывая нужды прибегать к какой бы то ни было институции, чтобы она их представляла, или к какой-либо инстанции власти, чтобы она дала им признание. Интернет даёт этим движениям возможность оперировать по ту сторону всякой дискурсивно подтверждаемой законности — абсолютно суверенным образом. В этом смысле нынешний возврат религий можно рассматривать как возврат суверенного понимания свободы — после десятилетий или даже веков главенства свободы институциональной. Поэтому религиозная волна может быть также напрямую связана с растущей суверенной свободой личного потребления и инвестирования капитала в глобальном масштабе. И то и другое совершается в Интернете или идёт другими дигитальными путями коммуникации, которые пересекают границы национальных демократических институтов. Как бы то ни было, обе практики, религиозная и экономическая, предполагают, что медиамир функционирует как арена для приватных, суверенных действий и решений. Есть и ещё одно важное сходство между инвестированием капитала и религиозным убеждением: оба оперируют языком, но 2. Религиозный ритуал и механическая репродукцияРелигия часто понимается как определённый набор суждений или мнений. Например, относительно того, можно ли разрешить контрацепцию или должны ли женщины носить платки. Но я намереваюсь утверждать, что религия — любая — является не столько набором мнений, сколько набором ритуалов. И этот религиозный ритуал относится к состоянию отсутствия мнений, состоянию безмнения, адоксии — поскольку имеет отношения к воле богов или Бога, которая в конечном счёте скрыта от мнений смертных. Религиозный язык — это язык повторения, но не потому, что субъекты его настаивают на Ритуал как таковой не является ни истинным, ни ложным. В этом смысле он отмечает нулевой уровень свободы мнений, то есть уровень свободы от всякого мнения, от обязанности иметь мнение. Религиозный ритуал можно повторить, его можно отбросить, можно изменить — но его невозможно доказать, подвергнуть критике или опровергнуть. Соответственно, фундаменталист — это тот, кто настаивает не столько на определённом наборе мнений или позиций, сколько на том, чтобы определённые ритуалы не отбрасывались и не изменялись, но верно и правильно репродуцировались бы. Истинный фундаменталист заботится вовсе не о верности истине, но о правильности ритуала, не о теоретической или теологической интерпретации истины, но о материальных проявлениях религии. Если мы теперь взглянем на наиболее активные религиозные движения наших дней, то увидим, что в основном это фундаменталистские движения. Традиционно мы различаем два вида повторения: Вот почему у религиозного фундаментализма всегда есть революционное измерение: он порывает с политикой духа (то есть с политикой реформ, гибкости, приспособляемости к духу времени) и подменяет эту политику духа жестокой политикой буквы. Современный религиозный фундаментализм можно, следовательно, рассматривать как наиболее радикальный продукт европейского Просвещения и материалистического видения мира. Религиозный фундаментализм — это религия после смерти Духа, после утраты духовности. Если Дух умер, остаётся лишь буква — материальная форма, ритуал как событие в материальном мире. Или иначе: различия в материальной форме религий не могут быть больше компенсированы единством духа. Разрыв с внешней формой ритуала не может быть компенсирован внутренней, духовной верностью религиозной истине. Материальное различие теперь не более чем различие — нет больше «сущности», бытия или значения, которые лежали бы на Ислам здесь является особенно удачным примером. Как известно, он запрещает создание образов, однако не запрещает репродуцирование и использование образов уже существующих — особенно в случае образов «машинного производства», то есть фотографии или кино. Стало банальным утверждение, что ислам есть феномен не современный, не феномен «модерна», что он не относится к эпохе modernity, — но это лишь потому, что он есть феномен постмодерна. Жиль Делёз в своей книге «Тождество и различие» (Difference and Repetition) говорит о буквальном повторении как о Но буквальное повторение — это не только революция, которая совершается самим капитализмом или против него, то есть это не только акт насилия по отношению к потоку исторических перемен и даже по отношению к жизни как таковой. Буквальное повторение можно рассматривать и как путь к личной самосакрализации и бессмертию — бессмертию субъекта, который готов подвергнуть себя такому повторению. Неслучайно именно рабочий класс, который в контексте современной индустриальной цивилизации совершает в процессе своего труда повторяющиеся, отчуждённые, можно даже сказать, ритуальные действия, был в определённом смысле сакрализован социалистическими движениями Конечно, для Беньямина механическая репродукция означает утрату ауры, утрату религиозного опыта, под которым он понимает переживание уникального. Он описывает религиозный опыт как уникальный духовный опыт — очень характерно, что в качестве примера такого подлинного опыта он приводит переживание итальянского пейзажа, все очарование которого теряется, если перед нами репродукция. (Это опыт счастья, полноты и интенсивности жизни.) Но на это можно было бы возразить, что религиозный опыт есть скорее опыт смерти, нежели опыт жизни, — опыт смерти посреди жизни. Так что именно потому, что механическую репродукцию можно понять как безжизненное повторение мёртвого образа, её можно интерпретировать и как источник подлинно религиозного опыта. Можно сказать, что именно утрата ауры является наиболее радикальным религиозным опытом в условиях modernity, потому что через это человеку открывается механический, машинный, повторяемый и репродукционный (можно сказать, мёртвый) аспект его собственного существования. 3. Оцифрованная религияОднако, как уже было сказано, новые религиозные движения действуют главным образом в Интернете — при помощи цифровой, а не механической репродукционной техники. В последние годы излюбленным средством современной религиозной пропаганды стало видео, которое распространяется по телевидению, Интернету, через видеомагазины и тому подобное. Это особенно верно по отношению к самым новым и самым активным, даже агрессивным религиозным движениям. В последнее время приобрели большую известность феномены «признательных видео» (confession videos) террористов-самоубийц и другие формы видеопродукции радикальных исламистов. Но ведь и новые евангелические движения на Западе тоже оперируют видео. На просьбу предоставить информацию, обращённую к Я бы хотел предположить теперь, что использование видео современными религиозными движениями не есть нечто внешнее по отношению к самому их посланию. А также и по отношению к пониманию религиозного начала как такового. И это не значит, что, как это сформулировал в своё время Маршалл Маклюэн, the medium is the message — «средство и есть послание». Я бы скорее сказал, что the message became here the medium, само послание стало средством, религиозное послание превратилось в дигитальный код. В открытом поле современных средств коммуникации дигитальные образы способны порождаться, умножаться и распространяться практически анонимно. Источник этих посланий трудно или даже невозможно установить — как и источник божественных, религиозных посланий. В то же время дигитализация, кажется, гарантирует буквальность воспроизведения текста или образа куда эффективнее, чем любые другие техники. Но идентичным в процессе репродуцирования и распространения остаётся, конечно, не столько дигитальный образ, сколько сам файл, дигитальные данные. Однако этот файл — не образ: файл невидим. Дигитальный образ есть результат визуализации файла, невидимых дигитальных данных. Только герои кинофильма «Матрица» могли видеть сами эти файлы, дигитальный код как таковой. У обычного зрителя нет такой волшебной таблетки, которая позволила бы ему или ей, как героям «Матрицы», войти в пространство невидимого за дигитальным образом и непосредственно столкнуться с дигитальными данными. У такого зрителя нет и техники, которая позволила бы перевести цифровые данные непосредственно в мозг и пережить их в модусе чистого невизуализированного страдания, как это сделал герой другого кинофильма — Джонни Мнемоник. (Кстати говоря, чистое страдание есть, как мы знаем, наиболее адекватное переживание невидимого.) Цифровые данные надо визуализировать, они должны превратиться в образ, чтобы быть увиденными. Тут мы оказываемся в ситуации, когда старая дихотомия духа и материи переинтерпретируется как дихотомия дигитального файла и его визуализации, или «нематериальной информации» и «материального» образа (включая и видимый текст). Или, оперируя более теологическими понятиями, дигитальный файл функционирует как ангел — как невидимый посланник, передающий божественное указание. Но человеческое существо остаётся по отношению к этому посланию и указанию внешним — человек обречён воспринимать только его видимое проявление. Перед нами перенос дихотомии божественного и человеческого с метафизического уровня на технический — перенос, который, как сказал бы Хайдеггер, возможен лишь потому, что эта дихотомия была технической с самого начала. А это означает следующее: чтобы быть увиденным, дигитальный образ не может быть просто выставлен или скопирован подобно аналоговому. Он может быть только разыгран, инсценирован, исполнен. Здесь образ начинает действовать как музыкальная пьеса, чья партитура, как известно, не идентична музыкальной пьесе, ведь партитура неслышима, она молчит. Чтобы музыка зазвучала, она должна быть исполнена. Можно сказать, что дигитализация превращает визуальное искусство в исполнительское. Но исполнить нечто означает проинтерпретировать, предать, исказить. Каждое исполнение есть интерпретация, и каждая интерпретация есть злоупотребление. Ситуация особенно сложна, если оригинал невидим: если он видим, его можно сравнить с копией, так что копию можно поправить, и чувство искажённости уменьшится. Но если оригинал невидим, такое сравнение невозможно — отношение визуализации к оригиналу остаётся неопределённым. Можно даже сказать, каждое такое исполнение становится само по себе оригиналом. Помимо этого, информационная технология в настоящее время постоянно меняется — хард, софт, все. Уже лишь по этой причине с каждым актом визуализации в новой технологии образ меняется. Современные технологии мыслятся в терминах поколения — мы говорим о поколении компьютеров, поколении фото- и видеооборудования. Но где поколения, там и конфликт поколений, эдиповы битвы. Каждый, кто попытается перевести свои старые текстовые или имиджевые файлы на новый софт, переживёт власть эдипова комплекса над современными технологиями: многие данные разрушатся, будут потеряны во мраке. Биологическая метафора тут всё объясняет: не только жизнь, которая этим и знаменита, но и технология, которая вроде бы должна противостоять природе, стала средством неидентичной репродукции. Предположение Беньямина, на котором покоится вся аргументация его «Произведения искусства в эпоху его механической репродуцируемости», — а именно то, что продвинутые технологии могут якобы гарантировать материальную идентичность между оригиналом и копией, — не подтвердилось дальнейшим развитием техники. Это развитие пошло в противоположном направлении — в направлении диверсификации условий, в которых копия производится и распространяется и, соответственно, диверсификации образов, которые появляются в результате. И даже если технология вроде бы гарантирует визуальную идентичность разных визуализаций одних и тех же данных, они всё равно будут оставаться неидентичными, потому что будет меняться социальный контекст их показа. Таким образом, акт визуализации невидимых дигитальных данных совершенно аналогичен явлению Невидимого в топографии видимого мира (говоря библейским языком, знакам и чудесам), которое и порождает религиозный ритуал. В этом отношении дигитальный образ функционирует как византийская икона — как видимое изображение невидимых данных. Дигитальный код вроде бы гарантирует идентичность различных визуализаций этого кода. Идентичность тут устанавливается не на уровне духа, сути, значения, но на материальном, техническом уровне. В этом смысле обещание буквального повторения приобретает солидную основу — ведь, в конце концов, предполагается, что дигитальный файл есть нечто более материальное и ощутимое, нежели невидимый Бог. Однако дигитальный файл продолжает оставаться невидимым, скрытым. И это означает, что его идентичность самому себе остаётся вопросом веры. Мы в самом деле вынуждены принимать на веру, что каждый акт визуализации определённых данных есть раскрытие тех же самых данных. Как мы вынуждены верить, что каждое исполнение определённого ритуала выражает послание всё того же невидимого Бога. А это, в свою очередь, означает, что мнение о том, что идентично, а что отлично, что есть оригинал, а что есть копия, — является предметом суверенного решения, которое не может быть ни эмпирически, ни логически обосновано. Духовные гарантии бессмертия, которое предположительно ждёт нас за пределами этого мира, дигитальное видео подменяет техническими гарантиями потенциально вечного повторения внутри этого мира — повторения, которое становится формой бессмертия благодаря своей способности прервать поток исторического времени. Вот именно такую перспективу материалистического, технически гарантированного бессмертия новые религиозные движения и предлагают de facto своим адептам; с метафизическими неопределённостями теологического прошлого покончено. Закольцовывая человеческие действия, обе эти практики, ритуал и видео, реализуют ницшеанское обещание нового бессмертия — вечного возвращения одного и того же. Однако эта новая техническая гарантия остаётся делом личной веры и суверенного принятия решения. Признать два различных образа копиями одного и того же образца или визуализациями одного файла — означает поставить бессмертие выше оригинальности. Признать их различными — означает поставить оригинальность во времени выше перспектив бессмертия. Оба решения вынужденно являются суверенными — и оба являются актом веры. | |