Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Коммуникационные стратегии культуры и гуманитарные технологии. Коллектив авторов

Настоящий сборник статей представляет собой представлен проект, в котором специалисты Государственного педагогического университета имени А. И. Герцена (РГГУ) разных областей гуманитарного знания рассматривают проблемы широко понятой «коммуникативистики», в частности, по осмыслению и экспликации инновационного понятия «гуманитарные технологии», а также в приложении к различным сферам социальной жизни. Под гуманитарными технологиями авторы понимают алгоритмы коммуникационной деятельности по организации и реализации человеческого общения: алгоритмы порождения и понимания текстов различного рода, алгоритмы проектирования и осуществления коммуникационных событий результативного взаимодействия сознаний. Особое внимание уделено вопросам содержания, стратегического позиционирования и методического обеспечения современного высшего образования. Редакционная коллегия: В. И. Тюпа (научный руководитель); Е. В. Родионова; А. Л. Стародубова; О. В. Федунина.

Примечание: В интернет-публикации сборника (см. ниже содержание) представлены не все материалы, полная версия издания доступна в приложении (см. ниже файл PDF).

Предисловие

Междисциплинарность современного научного знания, необходимость интердисциплинарных подходов в высшем преподавании гуманитарных дисциплин — едва ли не наиболее популярные в последние годы темы дискуссий в среде исследователей, университетских преподавателей, экспертов, представителей профильных ведомств, а также общественных деятелей и журналистов. Авторы предлагаемого сборника исходят из того, что для плодотворности подобных обсуждений необходимо разработать общую методологическую платформу, сформулировать принципы и правила обмена мнениями представителей различных отраслей науки. Методологической основой интердисциплинарных научно-образовательных проектов может быть признана широко понятая коммуникативистика, теория и практика коммуникации, представленная в различных тематических ракурсах.

Подобная общая установка имеет два основных следствия.

Во-первых, эвристический диапазон современной коммуникативистики позволяет выйти за пределы традиционного реестра гуманитарных наук и продвигаться к исследованию гуманитарного измерения естественных и точных научных дисциплин. Преодоление барьеров, воздвигнутых столетие тому назад между Geisteswissensahaften и Naturwissenschaften, — насущная задача современного высшего образования и науки. Естественные и точные научные дисциплины обретают гуманитарное измерение именно в те моменты и в тех проблемных зонах, которые в наиболее полной мере отражают гносеологические, а также социальные и политические реалии сегодняшнего дня. Ядерная физика, медицина, биология приобретают этико-философские расширения в области собственных границ в момент появления изобретений, теоретических и технологических открытий, нуждающихся в сопутствующих экологических технологиях, способных обеспечить безопасное применение и этическое обоснование современных достижений науки от электронной «всемирной паутины» до клонирования). Иными словами, теория и практика коммуникации могут и должны быть применены к наиболее сложным в методологическом отношении исследовательским задачам, описывающим взаимодействие дисциплин не только в пределах отдельно взятого гуманитарного либо естественнонаучного кластера, но также и помимо традиционных границ между науками о духе и науками о природе.

Во-вторых, подходы, связанные с коммуникативистикой, позволяют выйти за пределы собственно научных исследований, системно поставить вопрос об их теоретическом согласовании и технологической взаимообусловленности с образовательными стратегиями и — с другой стороны — с разнообразными социокультурными практиками. Последнее обстоятельство обусловило структуру сборника, состоящего из трёх разделов.

В первом, преимущественно теоретическом разделе, представлены работы, посвящённые методологическим проблемам коммуникационного поведения субъектов общения в современных гуманитарных науках (В. И. Тюпа), коммуникационным аспектам конструирования биографического текста (О. М. Розенблюм), лингвистическому изучению разнородных ситуаций коммуникации (Л. Л. Фёдорова).

Во второй раздел сборника вошли работы о разнообразных коммуникационных аспектах современного образования. В него вошли работы, посвящённые роли видеомемуаров в образовательной практике (Н. И. Басовская, Т. Ю. Красовицкая, В. А. Хохлов), проблемам коммуникационных практик в обучении студентов современным технологиям создания оригинального научного текста (А. М. Перлов), изучению коммуникационных стратегий в преподавании культурологии (Б. Е. Степанов), лингвокультурологическим аспектам образовательных программ по межкультурной коммуникации (Ю. В. Филиппов), а также оригинальным подходам к применению мультимедийных ресурсов в гуманитарном образовании (П. В. Фрейчко).

Третий раздел составили работы, посвящённые различным аспектам взаимосвязи коммуникационных подходов в научных исследованиях и социальных практиках. К. Н. Цимбаев исследует технологии организации юбилейных торжеств как средства манипулирования общественным мнением; Е. П. Буторина представляет комплексное исследование лингвистических основ гуманитарных технологий, а В. Ф. Спиридонов рассматривает вопросы, связанные с коммуникационными практиками развития профессионального мышления.

В заключение хотелось бы особо отметить проектный характер абсолютного большинства представленных работ, равно как и сборника в целом. Читателю предлагается не тематическое собрание статей и не коллективная монография. В каждой работе отражен определённый этап реализации проектных разработок, которые в течение длительного времени осуществляются на разных факультетах Российского государственного гуманитарного университета в рамках единой научно-образовательной программы, предполагающей установление системных взаимосвязей между исследованиями в области гуманитарных наук, образовательными программами гуманитарного цикла и современными социокультурными практиками. На разных этапах реализации каждого из представленных проектов предполагается (а в некоторых случаях уже в настоящий момент осуществляется) привлечение к их разработке и реализации авторских коллективов с обязательным участием аспирантов и студентов, а также проведение междисциплинарных коллоквиумов, семинаров и конференций с последующим изданием научных, учебно-методических и научно-практических материалов по профильной тематике.

Д. П. Бак, В. И. Тюпа.

Источник: Коммуникационные стратегии культуры и гуманитарные технологии. Научно-методические материалы. Коллектив авторов. Российский Государственный педагогический университет имени А. И. Герцена. — СПб., 2007. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. — 18.12.2009. URL: https://gtmarket.ru/laboratory/expertize/3392
Содержание
Публикации по теме
Новые статьи
Популярные статьи