Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Александр Кабанов. О естественном праве, или принципы социальной эволюции. Примечания

  1. Л. Морган. Древнее общество. Глава III. 1877.
  2. Д. Белл. Грядущее постиндустриальное общество. 1973.
  3. H. Spencer. Sociological Theorists Page.
  4. М. Вебер. Протестантская этика и дух капитализма. Предварительные замечания. 1905.
  5. У. Ростоу. Стадии экономического роста: некоммунистический манифест. 1960.
  6. Т. Гоббс. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. Введение. 1651.
  7. Переход от кустарного промысла к мануфактурному производству и специфика разделения труда подробно описаны Адамом Смитом в его «Исследовании о природе и причинах богатств народов». Книга I. Глава I. 1776.
  8. Durkheim, Emile 1972. Selected Writings, ed. A. Giddens. Cambridge: Cambridge University Press; 63–64.
  9. П. Штомптка. Социология социальных изменений. 1993.
  10. См. Платон. Диалог Политик.
  11. Аристотель. Политика. Книга I. 2.
  12. Аристотель. Политика. Книга I. 8.
  13. М. Вебер. Антология мировой политической мысли. Политика как призвание и профессия. — М., 1997. — Т. 2.
  14. С. Хантингтон. Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка. 1996.
  15. См. А. Маслоу. Мотивация и личность. 1954.
  16. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. — Соч., т. 4, с. 124–125.
  17. М. Вебер. Протестантская этика и дух капитализма. Предварительные замечания. 1905.
  18. Бентли, Артур. 1908. Процесс осуществления правительственной власти: изучение общественных движений. Bentley Arthur F. 1967. The Process of Government. Edited by Peter H. Odegard. — Cambridge, Massachusetts: The Belknap Press of Harvard university press.
  19. Трумэн, Дэвид. 1951. Управленческий процесс. Политические интересы и общественное мнение. Truman D. B. The Governmental Process. — New York: Knopf, 1951.
  20. Олсон M. Логика коллективных действий. — М., ФЭИ, 1995. — 165 с. Olson. M. The Logic of Collective Action. — London, 1965.
  21. Дарендорф, Ральф. Элементы теории социального конфликта. Dahrendorf R. Elemente ernes Theorie des sozialen Konflikts. Dahrendorf R. Gesellschaft und Freiheit. Műnchen. 1965.
  22. Как известно Исаак Ньютон в 1687 году в своей книге «Математические начала натуральной философии» впервые изложил несколько законов, лежащих в основе классической механики, которые позволяют описать движение физических объектов в механической системе, при условии, что известны силовые взаимодействия составляющих её тел.
  23. Л. Штраус. Что такое политическая философия. 1959.
  24. Любые виды общественных перемен изменяют социальную структуру, поэтому даже при увеличении общественного блага (например, вследствие распространения новых более производительных производственных мощностей) возникает сопротивление тех (в данном случае владельцев менее эффективных старых производств), кто при этом теряет деньги, социальный статус, экономическую и политическую власть.
  25. В экономической теории денежный спрос индивида на товар, главным образом, зависит от двух вещей, а именно: величины потребности в нём и уровня дохода или размера имущества этого индивида. Поэтому большая нужда бедняка очень часто имеет гораздо меньшее рыночное значение, нежели самая ничтожная прихоть богача. То же самое имеет место и в политической сфере.
  26. В целом эта проблема имеет ту же самую природу, что и так называемая проблема «вменения» различным производственным элементам ценности произведённого посредством них конечного продукта в экономической теории, на ниве которой на заре маржинализма трудились Фридрих фон Визер, Джон Бейтс Кларк и Филипп Уикстид.
  27. Н. Макиавелли. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. Книга I. Глава II. 1531.
  28. См. Первый Закон Ньютона, часто именуемый законом инерции.
  29. См. Г. В. Лейбниц. 1710. Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла. Сочинения, в четырёх томах. Серия: Философское наследие. — М., Мысль. Т. 4. 1989.
  30. См. Диоген Лаэртский. О жизни учениях и изречениях знаменитых философов. Книга IX. 3.
  31. Возможно, многие подумают, что модель идеальной политики похожа на экономическую модель совершенной конкуренции, которая, как известно, предполагает наличие на рынке множества, производящих однородную продукцию, производителей, абсолютную делимость и мобильность используемых ресурсов, а также полную осведомлённость каждого участника о состоянии дел на рынке. Однако модель совершенной конкуренции создана для осуществления прогнозов в отношении поведения производителей (затраты, цены и объёмы) на близких к этой модели реальных рынках. При этом, сомнительно, что гомогенность рыночного предложения и небольшой размер фирмы, не позволяющий реализовать эффект экономии от масштаба — достойная цель. В противоположность этому, модель идеальной политики — скорее некий эталон или ориентир, к которому, по возможности, следует стремиться.
  32. Правда отсутствие политических конфликтов в модели идеальной политике совпадает с отсутствием экономической борьбы за долю рынка в модели совершенной конкуренции: как однажды заметил Хайек, в модели совершенной конкуренции парадоксальным образом не осталось места для самой конкуренции.
  33. У Козера социальная эволюция происходит в условиях динамическое равновесие, а у Дарендорфа — в его отсутствие. Вероятно теоретические взгляды первого ближе к модели идеальной политики, а второго — к реальной политической жизни.
  34. Д. Локк. Два трактата о гражданском правлении. Книга вторая. Глава I. 3.
  35. Аристотель. Афинская полития. Книга первая. IV. 5.
  36. См. Т. Ливий. История Рима от основания города. Книга II.
  37. Ф. Бастия. Том 3. Кобден и лига. Движение за свободу торговли в Англии. Введение. 1862.
  38. См. Д. Рикардо. Начала политической экономии и налогообложения. 1817.
  39. К. Маркс. Капитал. Т. 1. — М., 1988. Стр. 292.
  40. О причинах и неизбежности конфликта см. революционный памфлет «крестного отца» США Томаса Пейна «Здравый смысл».
  41. Имеется в виду его речь на митинге партии «Демократическая Россия» 1 июня 1991 года.
  42. Фукуяма, Фрэнсис. Великий разрыв: Человеческая природа и восстановление общественного порядка. 1999.
  43. См. Т. Гоббс. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. 1651.
  44. В последующем американские отцы-основатели Франклин и Джефферсон полагали, что, помимо морали, общественный договор должен поддерживаться верой в Бога: по их мнению, его исполнение требовало божественной награды и наказания.
  45. См. Дж. Локк. Два трактата о гражданском правлении. 1689.
  46. См. Руссо. Об общественном договоре, или принципы политического права. 1762.
  47. Дж. Локк. Два трактата о гражданском правлении. Книга вторая. Глава VIII. 116.
  48. В частности, этот аспект отмечал известный американский анархист XIX столетия Лисандр Спунер.
  49. Если теория общественного договора и концепция «естественных прав» главенствовали в западной политической и социальной мысли вплоть до конца XVIII столетия, то в первой половине XIX столетия сначала в Англии, а затем и во Франции на первый план выходит утилитаризм.
  50. Бентам, Джереми. Введение в основания нравственности и законодательства. — М., 1998. С. 9.
  51. Дж. С. Милль. Утилитарианизм. О свободе. 1900, стр. 148.
  52. Дж. С. Милль. Утилитарианизм. О свободе. 1900, с. 101.
  53. См. Р. Брандт. Теория блага и права. 1979.
  54. См. Д. Брейбрук. Три экзамена для демократии: индивидуальные права, благосостояние людей и коллективные предпочтения. 1968.
  55. См. И. Кант. Метафизика нравов. 1797.
  56. В течение всего XX столетия утилитаризм испытывал значительное влияние со стороны экономической теории в вопросе исчисления пользы. Как известно, первое поколение маржиналистов, в том числе, Госсен, Джевонс и Бем-Баверк использовали кардиналистский (количественный) способ исчисления полезности; затем его постепенно вытеснил ординалисткий (порядковый) метод, который развивали Эджуорт, Парето и Хикс; позднее появились метод «выявленных предпочтений» Пола Сэмюэлсона и квазикардиналистский подход Оскара Моргенштерна. Поэтому если основатель утилитаризма, Бентам, использовал кардиналистский метод, то метод Брандта близок к подходу Моргенштерна.
  57. См. П. Штомптка. Социология социальных изменений. 2.
  58. Основные произведения Гегеля, из которых можно понять истоки и принципы его социальной философии — «Феноменология духа» (1 807), «Философия права» (1 821) и изданные посмертно «Лекции по философии истории» (1 837).
  59. См. Аристотель. Политика.
  60. В. Виндельбанд. История новой философии в её связи с общей культурой и отдельными науками. Том 2. § 68. 1880.
  61. См. Г. Маркузе. Разум и революция: Гегель и подъём социальной теории. 1941.
  62. См. Э. Гиббон. История упадка и разрушения Римской империи. — СПб., 1997–2000.
  63. Н. Макиавелли. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. Глава XI. 1531.
  64. К. Маркс. К критике политической экономии. Предисловие. 1859.
  65. К. Маркс. там же.
  66. См. К. Маркс. Немецкая идеология.
  67. К. Маркс. К критике политической экономии. Предисловие.
  68. Здесь следует отметить, что в различных своих сочинениях Маркс несколько варьирует численность таких формаций.
  69. Более подробно этот вопрос был рассмотрен в моей работе «Мировая история и социальный интеллект».
  70. Е. Бем-Баверк. Капитал и процент. Том II. Книга IV. Глава I. 1889.
  71. В своей книге «Конец истории и последний человек» Фрэнсис Фукуяма ошибочно полагает, что у Гегеля стремление к признанию — двигатель истории. На самом деле, признание — это один из элементов культурной картины; в свою очередь, взаимное признание может рассматриваться либо в качестве цели истории, либо одного из феноменов конца истории.
  72. См. Дж. Роулз. Теория справедливости.
  73. См. Г. Гегель. Феноменология духа.
  74. См. М. Вебер. Протестантская этика и дух капитализма.
  75. Интересно, что Фрэнсис Фукуяма в «Конце истории» утверждает, что развитие науки и технологии гомогенизируют мир, так как способствуют сходству экономических и социальных структур различных сообществ. Благодаря этому оказывается возможен универсальный конец истории в мировом масштабе в форме либеральной демократии. Хотя на самом деле развитие научного потенциала никогда не даст обществу прийти к такому концу. На подобную ошибочную позицию, вероятно, повлияло то, что он рассматривает социальную эволюцию слишком узко — как смену идеологий, а кроме того, как это покажу ниже, это недостаток диалектического метода, который акцентирует внимание на качественных скачках истории.
  76. См. Д. Рикардо. Принципы политической экономии и налогового обложения. Глава I. 1817.
  77. Собственно сам рикардианский переход от «количеств труда» к «рабочему времени» служит лучшим доказательством того, что он имел в виду относительные изменения цен.
  78. См. Дж. С. Милль. Основания политической экономии с некоторыми приложениями к социальной философии. 1848.
  79. Я полагаю, что заявление Рикардо в посвящённой проблеме стоимости первой главе его «Принципов», что прибыль — это труд рабочих, следует рассматривать как сходное по нелепости заявление Адама Смита в «Богатстве народов», что прибыль фермера — это труд работающего на поле скота, которое Маркс высмеивает в «Теориях прибавочной стоимости». Кстати, наиболее авторитетный в XX веке исследователь творчества Рикардо, Пьеро Сраффа, утверждал, что незадолго до своей смерти Рикардо говорил, что меновая ценность товаров (в абсолютном смысле) состоит из труда и прибыли. Как мы видим, основная проблема Рикардо была в том, что он не имел ясного представления об источнике прибыли.
  80. По-видимому, Маркс как и Сей полагал, что перепроизводство и убытки возможны лишь на отдельных рынках и не возможны во всей экономической системе в целом. В действительности вся история капиталистических кризисов перепроизводства (как правило, вызванная завышенными ожиданиями, кредитным бумом и чрезмерными инвестициями), свидетельствует об обратном.
  81. Вероятно, номинально феномены предпринимательской прибыли и процента будут существовать даже в условиях длительного экономического регресса. В этом случае в прибыль, как это всегда делается, будет закладываться страховка от риска, а иногда и заработная плата предпринимателя, при отсутствии ведения строгого бухгалтерского учёта.
  82. Н. Макиавелли. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. Книга I. Глава XVIII.
  83. См. Р. Коуз. Социальные издержки. 1960.
  84. Освобождение колоний и требование избирательных прав американскими отцами-основателями проводилось под лозунгом — нет политических прав, нет налогов.
  85. Фукуяма, Фрэнсис. Великий разрыв: Человеческая природа и восстановление общественного порядка. Часть II. О генеалогии морали. Глава 8. Откуда появляются нормы?. 1999.
  86. М. Монтень. Опыты. Том I. Глава XXI. О силе нашего воображения.
  87. См. Гесиод. Труды и дни.
Содержание
Новые произведения
Популярные произведения