Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Герхард Фоллмер. Эволюционная теория познания. Часть D. Биологическая и культурная эволюция

Науки о человеческом духе, прежде всего теория познания, начинают также становиться биологическим дисциплинами.

Lorenz, 1973a, 100.

Анализ, осуществлённый в части C, отчётливо показал, что принцип эволюции является универсальным. Он применим к космосу как целому, к спиралевидным туманностям, звёздам с их планетами, к земной мантии, растениям, животным и людям, к поведению и высшим способностям животных; он применим также к языку и историческим формам человеческой жизни и деятельности, к обществам и культурам, к системам веры и науки.

Естественно, факторы и законы эволюции на отдельных уровнях очень различны. Так, для развития звёзд значимы исключительно физические законы; в биологических системах добавляются ещё иные принципы (но без отмены действия физических законов). Говорить о мутации и селекции или приспособлении можно лишь по отношению к организмам, которые размножаются и обладают определённой вариабельностью. По отношению к другим системам, эти понятия могут служить аналогиями, или должны быть определены совершенно иначе 64.

С полным основанием поэтому делают различия между биологической, социальной и культурной эволюцией человека и, соответственно, между биологической, социальной и культурной антропологией. Однако при этом биологические законы никогда не отменяются, а только дополняются другими факторами.

Уже в историческое время — несколько тысячелетий назад — существенно изменяется вид эволюции. Генетическая эволюция гоминид, которая в ходе большого промежутка времени привела, наконец, к Homo sapiens, была предположительно подчинена исключительно «естественной селекции». Естественная селекция имеет место тогда, когда члены популяции, с соответствующей комбинацией генов, демонстрируют высокую норму репродукции. Однако несколько тысячелетий назад всё более действенной в человеческой популяции становится «искусственная селекция». (Mohr, 1967, 56)

Изменение принципов отбора характеризуется следующими новшествами:

  1. Человек познаёт и лечит болезни, которые в естественных обстоятельствах вели бы к смерти, соответственно, сокращению или уничтожению потомства. Благодаря успехам медицины, дефектные гены часто больше не элиминируются из человеческой популяции.
  2. В естественной эволюции норма размножения контролируется не индивидами. Однако, уже знание о связи между зачатием и рождением может оказывать влияние на количество потомства. (Имелись примитивные племена, которые не знали этой связи.) Активный контроль рождаемости ещё более сильно изменяет условия отбора.
  3. Человек в состоянии активно и по плану изменять свой окружающий мир. При этом изменяется характер соотношения организма и среды. Не гены должны изменяться в соответствии с внешними условиями, а человек приспосабливает окружающий мир к своей генетической конституции.
  4. Благодаря способности изобретать и употреблять символы (язык), человек получает возможность собирать и передавать знания. Это даёт ему средство внутривидовой передачи информации, которое вступает в конкуренцию с биолого-генетическими изменениями и запускает культурную эволюцию.
  5. Культурные новшества приобретаются путём научения и опосредуются обучением и традицией. Они могут передаваться не только потомству, а «любому». Обмен этой приобретённой информацией осуществляется поэтому существенно быстрее и эффективнее.
  6. Любой культурный прогресс опять повышает необходимость приспосабливаться к культурному окружению и его использовать. Таким способом культура оказывает сильное селекционное давление на генетическую эволюцию человека. Также и культурные способности являются инструментом, который содействует приспособлению к окружающему миру и овладению им.

Из этого списка следует, что биологическая эволюция не заканчивается там, где начинается культурная эволюция. В эволюции человека биологические и культурные факторы скорее взаимодействуют 65.

Человеческая эволюция не может быть понята ни как чисто биологический процесс, ни адекватно описана как история культуры. Она состоит во взаимодействии биологии и культуры. Между биологическими и культурными процессами существует обратная связь. (Dobzhansky, 1965, 34)

Особенно поучительным примером этого взаимодействия является человеческий язык. Очевидно, что такая высокосимволическая коммуникационная система давала большое преимущество в отборе социальным и охотящимся гоминидам. Поэтому индивидам с лучшими языковыми способностями посредством селекции оказывалось предпочтение и такие индивиды совершенствовали и использовали эту коммуникационную систему.

Развитие, таким образом, следует рассматривать как биолого-культурное единство. Во всяком случае, законы биологической эволюции сохраняют свою значимость также и здесь. Также, как закон сохранения энергии «физики» действует по отношению к живой клетке, точно также законы эволюции действуют применительно к человеку, его морфологическим, физиологическим и поведенческим структурам, его органам, их функциям и их достижениям, даже если этих законов недостаточно, чтобы «объяснить» или понять человека в его психических, когнитивных, социальных и культурных аспектах.

Мышление и сознание являются функциями мозга, естественного органа. Как и все другие органы и их функции, они обеспечивают взаимодействие индивида с окружающим миром и должны оправдываться в ходе этого взаимодействия. Поэтому можно и нужно рассмотреть также формирование мозга и его функций в биологическом аспекте. Это мы попытаемся осуществить в следующей главе.

Прежде всего мы обратимся к нейропсихологическим основам сознания. Они показывают, что связи между физическими и психическими компонентами намного теснее, нежели полагают сторонники картезианского дуализма тела и души.

Приме­чания: Список примечаний представлен на отдельной странице, в конце издания.
Содержание
Новые произведения
Популярные произведения