Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Эрик Хоффер. Истинноверующий. Мысли о природе массовых движений. Часть III. Объединённая акция и самопожертвование. Глава 12. Вступление

43

Сила и энергия массового движения берут своё начало в склонности его последователей к объединённым действиям и к самопожертвованию.

Когда мы приписываем успех движения его вере, доктрине, пропаганде, умелому руководству, жестокости и так далее, etc, этим мы только перечисляем инструменты для объединения и средства воспитания готовности к самопожертвованию. Понять природу массовых движений, пожалуй, невозможно, если не признать за факт, что главная забота этих движений — культивировать, усовершенствовать и навсегда закреплять умение к объединённым действиям и способность к самопожертвованию.

Понять процесс того, каким образом это достигается, — значит постигнуть внутреннюю логику основных положений и действий активного массового движения. За немногими исключениями 1, каждая группа или организация, пытающаяся по той или иной причине создать и сохранить в своих рядах единство, цельность и постоянную готовность к самопожертвованию, обычно проявляет особенности — возвышенные или низменные — массового движения. С другой стороны, массовое движение неизбежно теряет свои — отличительные от других видов организаций — черты, когда его коллективное единство ослабевает и движение начинает допускать естественную законность личной заинтересованности.

В периоды мира и благоденствия демократическое государство представляет собой объединение с твёрдо установленными порядками, состоящее из более или менее свободных личностей. Но во время кризиса, когда государство под угрозой, оно старается укрепить народное единство и вызвать готовность к самопожертвованию, — и всё это в известной степени придаёт ему характер массового движения. То же самое относится к религиозным и революционным организациям: их сходство с массовыми движениями зависит не столько от проповедуемых ими доктрин и не от предлагаемых программ, сколько от степени заботы о единстве и от готовности их последователей к самопожертвованию.

Важно, что у очень неудовлетворённых людей стремление к объединённому действию и готовность пожертвовать собой возникают непосредственно.

Поэтому если проследить самопроизвольное зарождение стремления к объединённому действию и к самопожертвованию у неудовлетворённых, то можно будет получить кое-какие данные для понимания самой природы этих склонностей и техники их воспитания.

Что беспокоит неудовлетворённых? Сознание непоправимо изуродованного «я». Их главное желание — бежать от своего «я», — а это желание и проявляется в склонности к объединённым действиям и самопожертвованию. Отвращение к нелюбимому «я», желание забыть о нём, спрятать его, сбросить его с себя, потерять его — всё это вызывает готовность принести своё «я» в жертву и растворить его в коллективном целом, теряя при этом свои личные особенности. К тому же этот отказ от самого себя обычно сопровождается рядом различных, внешне не связанных взглядов на жизнь и импульсов, которые при более тщательном рассмотрении оказываются основными факторами процесса объединения и самопожертвования. Иными словами: неудовлетворённость вызывает не только стремление к единству и готовность к самопожертвованию, но и создаёт механизм для их реализации. Такие различные свойства, как недооценка существующего, способность принимать все на веру, склонность к ненависти и подражанию, легковерие, готовность браться за невозможное и многое другое, которыми изобилуют сильно неудовлетворённые умы, — всё это, как мы дальше увидим, содействует объединению и побуждает к опрометчивости.

В разделах 44–103 будет предпринята попытка показать, что, когда мы стараемся воспитать в людях стремление к объединённому действию и способность к самопожертвованию, мы делаем все возможное — вольно или невольно, — чтобы вызвать и поощрять в них отчуждение от самих себя. Кроме того, мы стараемся вызвать и развивать в них многие из перечисленных взглядов и импульсов, которыми у неудовлетворённых сопровождается самопроизвольный отказ от себя. Короче, мы попытаемся показать, что техника активного массового движения состоит в основном во внедрении и культивировании склонностей и реакций, характерных для неудовлетворённого ума.

Думаю, что читатель этой части книги будет со многим не согласен. Ему, вероятно, покажется, что многое здесь преувеличено, а многое упущено. Но книга эта — не учебник. Это книга размышлений, и она не избегает полуправд, если они могут подсказать новый подход к проблеме и поставить новые вопросы. «Иллюстрируя принцип, — говорит Bagehot, — вы должны многое преувеличить, а многое упустить».

Способности к объединённому действию и самопожертвованию почти всегда движутся вместе. Когда мы слышим о группе, презирающей смерть, то обычно имеем основание заключить, что это тесно связанная и крепко объединённая группа 2. И с другой стороны, когда мы встречаем члена тесно сплочённой группы, имеем основание предполагать, что он презирает смерть. И объединённое действие, и самопожертвование требуют самоуничижения. Чтобы стать частью единого целого, личности приходится от многого отказаться. Она должна отказаться от частной жизни, от своего мнения, а часто — и от личного имущества.

Таким образом, подготовка человека к объединённому действию — есть не что иное, как подготовка его к актам самоотречения. Человек, практикующий самоотречение, как бы сбрасывает с себя твёрдую скорлупу, отделяющую его от других, чтобы соединиться с ними. Всё, что объединяет, способствует самопожертвованию и наоборот. Факторы, способствующие тому и другому, в последующих разделах книги для удобства разделены, но двойственная функция каждого из них подразумевается.

Здесь стоит ещё набросать план следующих разделов — 44–63, посвящённых теме самопожертвования.

Техника выработки готовности к борьбе и смерти состоит в том, чтобы отделить личность от её внутреннего «я», то есть чтобы не разрешать личности быть собой. Это достигается полным слиянием личности с коллективом (разделы 44–46) или наделением её воображаемым вторым «я» (раздел 47); или внушением ей презрения к существующему настоящему и устремлением её на несуществующее будущее (разделы 48–55); затем — путём создания завесы, отделяющей личность от действительности (доктрина) и непроницаемой для фактов (разделы 56–59); или путём нарушения внутреннего равновесия индивидуума, разжигая в нём разные страсти (разделы 60–63).

Приме­чания:
  1. См. раздел 64 об армиях.
  2. Те из североамериканских индейцев, которые были самыми воинственными, имели самые острые чувства единения. Sumner W. G. War and Other Essays (New Haven: Yale University Press, 1911). p. 16.
Содержание
Новые произведения
Популярные произведения