Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Абрахам Маслоу. Дальнейшие рубежи развития человека. Примечания

  1. В основу данной главы положены заметки, составленные в марте-апреле 1968 г по просьбе директора Солковского института биологических исследований (Salk Institute of Biological studies). Я надеялся при этом, что они смогут помочь в движении от лишённого ценностей технологизирований к гуманистически ориентированной философии биологии. Оставляя в стороне все очевидные пограничные вопросы биологии, я сосредоточился на том, чем, как мне кажется, пренебрегают или что неправильно толкуют — если рассматривать всё это со специфической позиции психолога.
  2. Полнее эта тема рассматривается в моей книге «The Psychology of Science: A Reconnaissance» (Maslow, 1966 a).
  3. Я использую здесь прописные буквы так, как это делает О. Вейнберг.
  4. Значение утраты пиковых переживаний для стиля жизни было очень хорошо раскрыто во «Введении в новый экзистенциализм» Колина Уилсона (Wilson, 1967).
  5. Я был вынужден придумывать термины, поскольку английский язык несправедлив по отношению к хорошим людям. В нём нет достаточного набора слов для обозначения добродетелей. А некоторые прекрасные слова оказались дискредитированы, например «любовь».
  6. Дальнейшие исследования доступны каждому, кто в них заинтересован. Некоторые такие исследования выполнены мною совместно с моими студентами. Например, в одном очень простом эксперименте, осуществлённом только для того, чтобы показать, что это можно сделать, мы обнаружили, что для студенток колледжа источником пиковых переживаний чаще всего служит то, что их любят, а для студентов-мужчин — победы, успехи, преодоления и достижения. Это совпадает как с нашим обыденным знанием, так и с клиническим опытом. Можно осуществить много других исследований того же типа; здесь открывается широкое поле, особенно теперь, когда мы знаем, что пиковые переживания можно целенаправленно вызывать с помощью фармакологических средств.
  7. С самого начала я хочу избежать смешения слова «должно», как я его здесь использую, с «невротическим долженствованием», рассматриваемым К. Хорни, например, в главе 3 её книги «Невроз и развитие личности» (Homey, 1950). То, чего ожидают от человека, часто есть внешним, произвольным, априорным, ориентированным на совершенство — одним словом, нереалистичным. Я же использую здесь слово «должно» для характеристики внутренних качеств организма, реального потенциала, который может быть реализован и которому надо реализоваться под тяжестью причиняемых болезнью страданий.
  8. Самобытность, подлинность, самоосуществление и так далее, разумеется, не решают автоматически все этические проблемы. Даже после того, как постепенно исчезают псевдопроблемы, остаётся много реальных. Но, конечно, даже эти реальные проблемы лучше поддаются решению, если с ними работать без шор на глазах. Честность по отношению к самому себе и хорошее знание своей собственной природы — это обязательные предпосылки аутентичных нравственных решений. Но я не хочу сказать, что достаточно быть аутентичным и знать себя. Подлинное знание себя, разумеется, недостаточно для многих решений, хотя абсолютно необходимо. Я также оставляю в стороне здесь несомненные воспитательные функции психотерапии, то есть невольное приобщение пациента к ценностям психотерапевта уже потому, что последний задаёт образец. Возникают вопросы: что есть главным, а что — второстепенным? Что нужно максимизировать, а что — минимизировать? Стремимся ли мы, применяя вскрывающую психотерапию, к чистому самооткрытию пациента? Какие цели правильны с прагматической точки зрения? Я хотел бы также отметить, что отказ «навязывать себя» пациенту или приобщать его к своим ценностям может быть достигнут либо посредством фрейдовской «зеркальной отстранённости» от пациента, либо на основе проникнутой бытийной любовью «встречи» в терминах экзистенциальных психотерапевтов.
  9. Реальное Я также частично конструируется и изобретается.
  10. Одновременное принятие и слияние, казалось бы, противоречащих друг другу восприятии находит многие параллели в религиозном языке. Проиллюстрируем это примером из письма религиозной женщины: «Я нахожу параллель между идеей «рост или сохранение» и дихотомической идеей «эгоизм или альтруизм», с одной стороны, и идеей «актуальное или потенциальное», с другой. Бог видит и любит нас в нашем нынешнем состоянии и в то же время видит наш потенциал и требует от нас роста для реализации этого потенциала. По мере того, как мы становимся более богоподобными, не можем ли мы также принимать любого человека в его нынешнем состоянии, одновременно поощряя его к следующему шагу в направлении роста?».
  11. «Неверный», «плохой», «точный» — тоже такие познавательно-оценочные слова. Ещё одной иллюстрацией может быть рассказ о преподавателе английского языка, назвавшем студентам два некрасивых слова, которых он не хотел бы видеть в их сочинениях. Одно из них — «lousy» («вшивое»), другое — «swell» («шикарное»). После выжидательной паузы один студент спросил: «Так что это за слова?».
  12. Под рубрикой «восприятие должного» я объединяю несколько различных видов восприятия. Один из них — восприятие векторно-гештальтных (динамических, направляющих) составляющих перцептивного поля. Другой — восприятие будущего как существующего теперь (иначе говоря, восприятие потенциалов и возможностей для будущего роста и развития). Третий — это объединяющий тип восприятия, при котором относящиеся к вечности символические составляющие перцепта воспринимаются одновременно с его конкретными, непосредственными и ограниченными составляющими. Я не могу с уверенностью сказать, насколько сходным или отличным от этого есть то, что я назвал «онтификацией», — осознанное восприятие деятельности как цели, а не только как средства. Поскольку это всё же разные операции, я пока буду рассматривать их отдельно.
  13. Эти заметки ещё не представлены в окончательном виде и не образуют полной структуры. Они основываются на идеях, изложенных в моих книгах «На подступах к психологии Бытия» и «Мотивация и личность» (Maslow, 1954; 1962 b), и развивают эти идеи в направлении их идеального предела. Заметки были написаны в период моей работы в качестве гостя-стипендиата в Западном институте поведенческих наук в Ла Джолла (Калифорния) в 1961 году. Дополнительные соображения по психологии Бытия приводятся в моих статьях (Maslow, 1964 а; 1963 а).
  14. Здесь и ниже имеется в виду креативность, свойственная самоактуализирующимся людям.
  15. Смотри главу 3 моей книги «На подступах к психологии Бытия» (Maslow, 1962).
  16. Речь идёт о докладах Шарлотты Бюлер, Херберта Фингаретта, Вольфганга Ледерера и Алана Уоттса, представленных 15 декабря 1961 года на собрании Психологической ассоциации штата Калифорния в Сан-Франциско. Руководитель симпозиума Лоуренс Н. Соломон подытожил позиции этих авторов следующим образом: «В основном докладе д-р Бюлер отходит от психоаналитической ориентации, с тем чтобы рассмотреть основные тенденции жизни в качестве возможного базиса ценностной системы, созвучной с природой. Она представляет некоторые эмпирические подходы к исследованиям в этой области, предлагая свой метод, представляющийся ей в настоящее время наиболее перспективным.
  17. Д-р Фингаретт обсуждает философскую проблему моральной вины и поднимает глубокий вопрос, всегда ли поведение должно отражать внутреннее принятие (на некотором уровне осознания) желания, стоящего за поступком. Положительный ответ автора на этот вопрос ведёт к некоторым интересным выводам, касающимся различия между моральной и невротической виной.
  18. Д-р Ледерер делится своим опытом психоаналитика, специально останавливаясь на тех важных событиях, которые привели его к убеждению, что в наше время психотерапия должна быть ценностно-ориентированной. Психотерапевт не может более «… слушать долго и молча, со свободно плавающим вниманием, без критики, не давая советов — не будучи вовлечённым в дела пациента». Ценности входят в психотерапию, когда психотерапевт оказывается в достаточной мере освобождённым, чтобы следовать своему собственному пониманию и совести в терапевтическом взаимодействии с сегодняшним пациентом — молодым человеком, который не нашёл себя.
  19. Доклад д-ра Уоттса содержит то, что для западного читателя может предстать как новая и в то же время принципиально важная концептуализация человеческой природы. Исходя из даосских традиций, он описывает человека и окружающий мир, границей между которыми, принадлежащей и тому и другому, служит поверхность кожи. Из таких рассуждений вытекает концепция поведения единого поля, и выводы, значимые для любой теории ценностей и нравственности.
  20. Как можно понять, студенты подкрепляли своими улыбками случайные кивки профессора. — Прим. ред.
  21. Рут Бенедикт (1887–1948) была профессором антропологии в Колумбийском университете и поэтом (под псевдонимом Энн Синглтон). Главной областью её интересов были американские индейцы. Во время Второй мировой войны она была экспертом по японской культуре, обеспечивая пропаганду союзников против Японии. В числе её книг: «Модели культуры», «Раса, наука и политика», «Хризантема и меч». — Прим. ред. американского издания Х. Ансбахера.
  22. В оригинале употреблены те же термины «secure» и «insecure», которые применительно к обществам и культура мы переводим как «уверенный» и «неуверенный». — Прим. ред.
  23. Эта глава основана на заметках, сделанных весной 1967 году в начале семестрового семинара для старшекурсников и аспирантов в Брендейсском университете. В дополнение к стандартному комплекту гипотез, правил и проблем для изучения в рекомендуемых источниках и написания работ по ним, я составил эти заметки, которые, как надеялся, помогут группе держаться в рамках эмпирических и научных изысканий.
  24. Формальное описание семинара в проспекте гласило: «Утопическая социальная психология: семинар для дипломников по специальностям «Психология», «Социология», «Философия» и любым социальным дисциплинам. Обсуждение избранных утопических или эвпсихических сочинений. Семинар будет посвящён эмпирическим и реалистическим вопросам: Насколько хорошее общество допускает человеческая природа? Насколько хорошую человеческую природу допускает общество? Что возможно и осуществимо, а что нет?
  25. Приложение Б — в качестве этого приложения в оригинальном издании книги Маслоу помещена статья Маслоу А., Рэнд X., Ньюмэн С. // Некоторые параллели между сексуальным и доминантным поведением приматов и фантазиями пациентов в психотерапии (с. 351–368 издания 1971 г). В настоящее издание это и другие приложения не включены.
  26. Я размышлял над возможностью того, что «познание» в этой легенде также означает «познание» в старом значении этого слова — совокупление, то есть, съев яблоко, люди открыли запретную сексуальность, потеряв невинность именно в этом смысле, а не согласно традиционной интерпретации. Отсюда, возможно, и проистекает традиционная христианская антисексуальность.
  27. Перечень, усовершенствованный по сравнению с главой 6 книги «На подступах к психологии Бытия» (Maslow, 1962). В главе 7 названной книги приводятся характеристики личности, которая осуществляет Б-познание (своего Я) в пиковых переживаниях.
  28. Я настолько уверен в этом, что предлагаю основать компании, занимающиеся мета-мотивационными исследованиями. Они должны быть столь же прибыльны, как и те, что специализируются на так называемых мотивационных исследованиях.
Содержание
Новые произведения
Популярные произведения