Гуманитарные технологии Информационно-аналитический портал • ISSN 2310-1792
Гуманитарно-технологическая парадигма

Рейтинг экспертно-аналитических центров мира

Рейтинг экспертно-аналитических центров мира Программы «Экспертно-аналитические центры и гражданское общество» Университета Пенсильвании
Рейтинг экспертно-аналитических центров мира (The Think Tank Index) — глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг экспертно-аналитических центров по версии Программы «Экспертно-аналитические центры и гражданское общество» (The Think Tanks and Civil Societies Program) Университета Пенсильвании (University of Pennsylvania).
Информация об исследовании и его результаты. Настоящий документ подготовлен совместно с The Think Tanks and Civil Societies Program. Републикация текста не разрешена.

Информация об исследовании

Наименование: Рейтинг экспертно-аналитических центров мира / The Think Tank Index
Тип исследования:
  1. Экспертно-аналитическое исследование.
  2. Рейтинг.
Направление исследования: Изучение политических процессов.
Дата исследования: 2008 год — настоящее время.
Периодичность исследования: Регулярно (ежегодно).
Руководитель исследования: Джеймс МакГанн (James G. McGann).
Организация исследования: Программа «Экспертно-аналитические центры и гражданское общество» (The Think Tanks and Civil Societies Program) Университета Пенсильвании.
Сайт исследования: http://www.gotothinktank.com/

Рейтинг экспертно-аналитических центров мира (The Think Tank Index) — глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг экспертно-аналитических структур. Выпускается с 2008 года в рамках Программы «Экспертно-аналитические центры и гражданское общество» (The Think Tanks and Civil Societies Program) Университета Пенсильвании (University of Pennsylvania).

Экспертно-аналитические центры (Think Tanks) — это публичные институты, осуществляющие исследовательскую и консультационную деятельность по государственным и корпоративным контрактам, преимущественно в области политического производства и оценки возможных социально-экономических последствий политических решений. Интеллектуальная продукция этих организаций — прикладная политическая экспертиза, исследования и аналитика, а также фундаментальные теоретические труды. Как правило, её отличает стратегическое целеполагание, основанное на определённых представлениях о желаемых социальных, экономических и политических результатах, что позволяет политикам и обществу принимать решения на основании предоставленной этими институтами информации. В этом отличие продукции экспертно-аналитических центров от академических исследований.

В российской общественной науке широко используются три наименования экспертно-аналитических центров: «мозговой центр», «мозговой трест» и «фабрика мысли». Принятый во второй половине XX века перевод термина «Think Tank» как «мозговой трест» не совсем корректен, так как был калькой со словосочетания Brain Trust, который использовался для обозначения американских государственных аналитических структур в первой половине ХХ века. Менее архаичный термин «Think Tank» возник в годы Второй мировой войны для обозначения американских и британских государственных военно-аналитических организаций. После войны значение термина существенно расширилось — им стали называть различные экспертно-аналитические структуры.

Интеллектуальная индустрия как специфический тип организации научно-исследовательской и консультационной деятельности начала институционализироваться в начале XX века в Соединённых Штатах Америки для выполнения стратегических исследований по государственным и корпоративным заказам. Сегодня именно в этой стране экспертно-аналитические организации наиболее развиты и играют заметную роль в публичной политике. Первые десятилетия XX века стали периодом бурного экономического роста в США и сопутствующих ему изменений социально-экономической жизни, а также активного выхода страны на мировую арену, когда американским лидерам нужно было определять стратегические подходы к международным проблемам общемирового масштаба. Исследователи, изучавшие развитие американских экспертно-аналитических структур, в целом сходятся на том, что главной их задачей в тот период было создание стимулирующей среды для стратегических политических решений, а не влияние на них. Дальнейшему расцвету интеллектуальной индустрии в США способствовали децентрализованный характер американской политической системы в сочетании с крупными финансовыми вливаниями из государственного и частного секторов. Многие исследователи считают такое использование ресурсов интеллектуального сообщества одной из наиболее важных основ внешнеполитических успехов США в ХХ веке.

На протяжении большей части XX века независимые экспертно-аналитические центры, выполнявшие исследования и консультирование по вопросам государственной политики, были феноменом, встречающимся, главным образом, в Соединённых Штатах Америки. Гораздо меньше их было в Канаде и Западной Европе, а также в Японии. Широкое распространение этих организаций по всему миру началось в 1980-е годы в результате окончания Холодной войны, развития процессов глобализации и осознания транснациональных проблем. Международное движение за гражданское общество также стимулировало интерес к экспертно-аналитические центрам как альтернативному источнику информации по проблемам международного, национального и местного значения и как потенциальным критикам политики правительств и международных организаций, способным выступать с объективных позиций, не зависящих от государственных структур и деловых кругов.

В настоящее время экспертно-аналитические центры существуют почти в каждой стране с населением, превышающим несколько миллионов человек, и хотя бы толикой интеллектуальной свободы. Их размер и масштаб деятельности может быть различным — от международных институтов с большим числом сотрудников до локальных организаций с персоналом из одного-двух человек. Эти организации действуют в разнообразных политических системах и включают в себя разнообразный набор институтов, имеющих различные организационные формы. И хотя все эти организации выполняют одну и ту же основную функцию — привносят свои знания и компетентность в политический процесс, не все они имеют равную степень финансовой, интеллектуальной и юридической независимости. В зависимости от характера национальной политической системы, сложившейся в том или ином государстве, выстраивается специфическая модель взаимодействия экспертно-аналитических структур и заказчиков их деятельности. Таким образом, экспертно-аналитические центры представляют собой чрезвычайно неоднородную массу, различаясь по масштабам, финансированию, задачам и многим другим признакам, а то, каким образом они стремятся оказывать политическое влияние, зависит от их целей, мандата, ресурсов и приоритетов. Поэтому исследователи до сих пор не могут прийти к единому мнению о том, в чём конкретно состоят существенные признаки подобной структуры.

В 2008 году в рамках Программы «Экспертно-аналитические центры и гражданское общество» (The Think Tanks and Civil Societies Program) Университета Пенсильвании (University of Pennsylvania) инициирован глобальный исследовательский проект по изучению экспертно-аналитических организаций и их роли в государственной политике и развитии гражданского общества. Авторы проекта считают, что данная инициатива заложит основу для международных совместных усилий, направленных на создание региональных и глобальных сетей политических институтов и сообществ, которые позволят преодолеть разрыв между знаниями и политикой, повысить эффективность политических усилий в различных сферах общественной жизни, а также послужат укреплению демократических институтов и гражданского общества по всему миру.

Авторы исследования используют следующую типологию экспертно-аналитических центров, занимающихся вопросами общественной политики:

  1. Партийный экспертно-аналитический центр — официально связанный с политической партией.
  2. Государственный экспертно-аналитический центр — входящий в структуру государственной власти.
  3. Квази-государственный экспертно-аналитический центр — финансируемый исключительно за счёт государственных грантов и контрактов, но не входящий в официальную структуру государственной власти.
  4. Автономный независимый экспертно-аналитический центр — в значительной степени не зависящий от какой-либо заинтересованной группы или спонсора и автономный от правительства в своей деятельности и финансировании.
  5. Квази-независимый экспертно-аналитический центр — автономный от структур государственной власти, но контролируемый заинтересованной группой, спонсором или заказчиком, обеспечивающим основное финансирование и оказывающим значительное влияние на его деятельность.
  6. Университетский экспертно-аналитический центр — действующий при университете.

Интеллектуальная индустрия продолжает активно развиваться, но, в отличие от других секторов экономики, на баланс которых серьёзное влияние оказывают законы спроса и предложения, об эффективности работы экспертно-аналитических структур судить гораздо сложнее. Для этого в рамках исследования составляется рейтинг экспертно-аналитических центров мира (The Think Tank Index), который базируется на следующих критериях, оценивающих эффективность их деятельности:

  1. Влияние организации на общество в стране её деятельности, то есть степень зависимости между усилиями организации в той или иной общественной сфере и изменением ситуации в этой сфере.
  2. Наличие публикаций работ организации в рецензируемых журналах, а также в виде книг и других авторитетных изданий.
  3. Качественный состав сотрудников организации, включая наличие в её штате авторитетных учёных и аналитиков.
  4. Возможность свободного доступа организации к высокопоставленным должностным лицам, представителям государственных учреждений, политических институтов, средств массовой информации и научных кругов.
  5. Академическая репутация организации, которая складывается из её официальной аккредитации, уровня цитируемости, публикаций его учёных в ведущих академических изданиях, сборниках, журналах, книгах и других профессиональных работах.
  6. Репутация организации в средствах массовой информации, включая количество выступлений, публикаций, интервью и цитат.
  7. Репутация организации среди представителей государственных и политических структур, включая участие в государственных проектах, брифингах, официальных встречах, выступлениях, заседаниях и так далее.
  8. Уровень финансовых ресурсов организации, включая пожертвования, членские взносы, правительственные и частные контракты, а также общую прибыль.
  9. Возможность организации удовлетворить потребности своих спонсоров или структуры, которые осуществляют коммерческий вклад в её деятельность.
  10. Объём производства интеллектуальной продукции организации, которая складывается из её предложений в области общественной политики, проектов, публикаций, конференций, а также наличия сотрудников организации, получивших назначения на государственные посты.
  11. Объём консультаций и рекомендаций со стороны организации для представителей государственных и политических структур, а также число наград, которые получили сотрудники организации.
  12. Полезность информации, предоставленной организацией, для решения тех или иных проблем в сфере общественной политики, законотворческой деятельности, гражданских инициатив, академической работы, исследований и разработок.
  13. Способность организации производить новые знания или полезные альтернативные идеи в области общественной политики.
  14. Способность организации к преодолению разрыва между академическим и политическим сообществами.
  15. Способность организации к преодолению разрыва между политическими институтами и гражданским обществом.
  16. Способность организации привносить новые идеи и принципы в процесс принятия решений.
  17. Способность организации эффективно взаимодействовать с другими организациями.
  18. Стремление организации к инновациям и её способность успешно противостоять укрепившимся традиционным практикам.

Методология рейтинга основана на опросе нескольких тысяч экспертов из многих стран мира. В соответствии с указанными критериями и оценками экспертов выстраивается итоговый рейтинг экспертно-аналитических центров мира в следующих категориях:

  1. Лучшие новые экспертно-аналитические центры.
  2. Лучшие экспертно-аналитические центры в сфере государственных политических исследований.
  3. Лучшие экспертно-аналитические центры в сфере внешней политики и международных отношений.
  4. Лучшие экспертно-аналитические центры, оказывающие наибольшее влияние на государственную политику.
  5. Лучшее экспертно-аналитические центры по использованию Интернета и социальных медиа.
  6. Лучшее экспертно-аналитические центры по использованию средств массовой информации.
  7. Лучшие инновационные экспертно-аналитические центры.
  8. Лучшие университетские экспертно-аналитические центры.
  9. Лучшие государственные экспертно-аналитические центры.
  10. Лучшие партийные экспертно-аналитические центры.
  11. Лучшие автономные независимые экспертно-аналитические центры.
  12. Лучшие экспертно-аналитические центры с годовым бюджетом менее 5 миллионов долларов США.
  13. Лучшие специализированные экспертно-аналитические центры (категория включает тематические субкатегории).
  14. Лучшие экспертно-аналитические центры по странам и регионам мира (категория включает региональные субкатегории).
  15. Лучшие экспертно-аналитические центры мира.

В редакционный совет издания рейтинга входят представители ряда научных учреждений, международных организаций, исследовательских центров, средств массовой информации, а также независимые эксперты. Подробное описание методологии формирования рейтинга и данных для него приводится в ежегодном выпуске по результатам очередного сравнительного исследования.

Источник: Рейтинг экспертно-аналитических центров мира. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2006–2016 (последняя редакция: 30.10.2016). URL: http://gtmarket.ru/research/the-think-tank-index/info
Ограничения: Настоящая публикация охраняется в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и предназначена только для некоммерческого использования в информационных, образовательных и научных целях. Копирование, воспроизведение и распространение текстовых, графических и иных материалов, представленных на данной странице, не разрешено.
Реклама:
Новые исследования
Популярные исследования