Гуманитарные технологии Информационно-аналитический портал • ISSN 2310-1792
Гуманитарно-технологическая парадигма

Парсонс, Толкотт

Толкотт Парсонс
Толкотт Парсонс (Talcott Parsons; 1902–1979) — американский социолог, социальный философ и теоретик, один из создателей школы структурного функционализма.
Биография, деятельность, произведения.

Биография и деятельность

Имя: Толкотт Парсонс / Talcott Parsons
Дата и место рождения: 13 декабря 1902 года. Колорадо-Спрингс, США.
Дата и место смерти: 6 мая 1979 года. Мюнхен, Германия.
Деятельность: Учёный.
Научная сфера: Социология.

Толкотт Парсонс — американский социолог, социальный философ и теоретик, один из создателей школы структурного функционализма. Автор множества работ по теории общества и социологии общественных систем, которые переведены на многие языки мира.

Толкотт Парсонс родился в 1902 году в Колорадо Спрингс, в семье протестантского проповедника. Его отец, Эдвард Парсонс, придерживался либеральных взглядов и интересовался наукой, которую рассматривал как важное дополнение к социально-евангелическому вероисповеданию. Мать Толкотта, Мэри Парсонс, была известна как сторонница суфражизма — движения за политические права женщин.

В конце 1920-х годов Парсонс поступил в Амхерст Колледж в Нью-Йорке, где изучал под руководством Л. Хендерсона биологию и экономику. Благодаря Хендерсону Парсонс глубоко освоил социологическую теорию В. Парето, многие идеи которой получили впоследствии развитие в общей теории социального действия.

В 1924–1925 годах Парсонс получил возможность учиться в Лондонской школе экономики. Его научные интересы формировались под влиянием преподававших в школе экономистов Г. Ласки, Р. Туни, Э. Кеннана, Л. Гобхауза, М. Гинзберга. Эволюционизм и либерализм были преобладающими воззрениями в Лондонской школе экономики, и континентальный спекулятивный идеализм расценивался здесь как причуда. Наиболее значительное влияние на Парсонса в Лондоне оказал антрополог-функционалист Б. Малиновский. Именно на семинаре Малиновского была подготовлена одна из первых опубликованных работ Парсонса «Магия, наука и религия» (1925). Парсонс провёл критический анализ распространённого взгляда на экономику и социальные порядки «примитивных сообществ» как на «нерациональные» и малоразвитые и указал на неадекватность позитивистских «научных» объяснений такого неизбежного события человеческой жизни как смерть. Отсюда вытекает необходимость в функциональном религиозном элементе примитивных культур, которые поддерживают саморегуляцию поведения. Функциональная интерпретация культуры как системы взаимодействующих элементов, соответствующих биологическим потребностям и выражающихся в социальной дифференциации, значительно повлияла на формирование парсонсовского понимания социальной системы.

В 1925 году Парсонс продолжил своё образование в Германии, в университете Гейдельберга. Дух немецкой спекулятивной философии, традиции И. Канта и Г. В. Ф. Гегеля, приверженность историческому идеализму составляли явный контраст по отношению к сциентистской ориентации Лондонской школы экономики. Социальные науки в Гейдельберге находились под сильным влиянием романтического взгляда на историю и культуру как на развитие «народной души», которая не может быть предметом отстранённого научного анализа. В дополнение к историческому идеализму в университете развивалась марксистская линия, также признающая уникальность культурно-исторических типов, но рассматривавшая их как результат развития производительных сил. Неокантианская социальная теория М. Вебера была явной и доминирующей альтернативой позитивистским и марксистским идеям.

На философском факультете Гейдельберга Парсонс учился под руководством А. Вебера. Значительное влияние на Парсонса оказал К. Ясперс, который вёл курс по критической философии. Ясперс открыл для Парсонса не только трансцендентальный идеализм И. Канта, но и методологические возможности учения Э. Дюркгейма. В Гейдельберге Парсонс познакомился с К. Мангеймом, развивавшим социологию знания. Это имело исключительно важное значение, поскольку в Лондонской школе экономики к высоким абстракциям тогда относились пренебрежительно, например, Э. Дюркгейм не признавался из-за мистического, по мнению М. Гинзберга, понятия «коллективного представления». Б. Малиновский тоже относился к Дюркгейму довольно сдержанно.

Углублённое чтение трудов М. Вебера и В. Зомбарта по истории хозяйства, сотрудничество со специалистом по экономической теории марксизма Э. Ледерером побудили Парсонса к интенсивной работе по изучению современного капитализма. Диссертация Парсонса в Гейдельбергском университете была посвящена сопоставлению методологических подходов К. Маркса, М. Вебера и В. Зомбарта.

В 1926 году Парсонс вернулся в Гарвардский университет. В своих публикациях конца 1920-х годов он развивал веберовский тезис о капитализме как экономической системе, основанной на исторически определённых культурных нормах. В 1930 году он перевёл на английский язык и опубликовал труд М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма». В то же время Парсонс считал, что задача различения аналитических и исторических категорийосталась у М. Вебера нерешённой. Проблема, на взгляд Парсонса, заключается в разработке системной аналитической теории современных обществ. Поиск оснований такой теории осуществлялся в области неоклассической политической экономии. В Гарварде Парсонс имел возможность обсуждать эти вопросы с экономистами, придерживающимися неоклассических методологических установок: Ф. Тауссигом, У. Рипли, Э. Геем и Й. Шумпетером. Под влиянием Тауссига Парсонс занимается поиском общих методологических посылок в экономической теории и социологии.

В 1931 году в Гарвардском университете был создан факультет социологии, который возглавил П. Сорокин. Отношения Сорокина и Парсонса оставались достаточно сложными на всём протяжении их работы в Гарварде. Однако уже к началу 1940-х годов, когда Парсонс получил постоянную профессуру, на факультете сложилась сильная школа структурного функционализма. Среди студентов факультета были Р. Мертон, К. Дэвис, Р. Уильямс, У. Мур.

В 1940-е годы Парсонс придерживался структурно-функциональной методологии. Впоследствии он не использовал этот термин, но школа Парсонса получила наименование структурного функционализма, категориальный аппарат которого стал широко использоваться не только в социологии, но и в политической науке, психологии, исследованиях культуры. Синтезировав теоретические подходы М. Вебера, Г. Зиммеля, Э. Дюркгейма, В. Парето, А. Маршалла, З. Фрейда, Парсонс разработал общую теорию действия и, в частности, социального действия как самоорганизующейся системы (структурный функционализм). В последней, которая задана набором функциональных проблем любой системы (адаптация, достижение цели, интеграция, поддержание образца), Парсонс аналитически вычленяет подсистемы социальной структуры, культуры, личности. Ориентации действующего лица (актора) описываются при этом с помощью набора стандартных (типовых) переменных. Этот теоретический язык Парсонс использовал для описания социальных систем, институтов и отношений.

В центре социологической теории Парсонса находится вопрос о том, как возможно общество, то есть социальный порядок, нормативная регуляция поведения. «Я всегда предполагал, что социальный порядок, хотя и несовершенный, существует реально, а вслед за этим задавался вопросом о том, при каких условиях можно объяснить факт его существования», — писал Парсонс. Понятие общества соотносится не с совокупностью индивидов, а с организованными формами взаимодействия между людьми, которые поддерживаются социальной системой, стремящейся к устойчивому равновесию. Соответственно, социальные действия должны рассматриваться как институциональные образцы («паттерны»), поддерживающие системное целое. Решающее значение в человеческом действии имеют нормативные факторы, аналитически не зависимые от личных мотивов, экономических интересов в обычном смысле, интересов политической власти — таков основной тезис парсонсовской социологии.

Социологическая концепция Парсонса отличается выраженной «надындивидуальной» системной направленностью и безразличием к так называемой проблеме человека. Обычно под человеком, «личностью», понимают некоторую уникальную индивидуальность, скрытую от внешнего контроля и непонятную не только посторонним, но и самому/самой себе. Парсонс рассматривает «личность» как системный феномен, отдельно от индивида, и тем самым преодолевает двусмысленности, связанные с романтическим противостоянием субъективного и объективного миров. «Личность» становится специфическим языком описания, обособленным от языка социальной системы, культуры и поведения. Действительно, по Парсонсу, «личность» не человек, а система действия, совокупность ролей и ожиданий. Сама дифференциация «личности» от других систем позволяет обществу решать проблемы адаптации. Таким образом, парсонсовский «новый синтез» — попытка объединить традиции социологического номинализма и социологического реализма в общей теории действия — представляет собой развёрнутую версию аналитического реализма.

Распространение структурного функционализма в 1950–1960-е годы повлекло за собой его активную критику со стороны леворадикальных социологов. Критики указывали преимущественно на теоретическую неверифицируемость структурного функционализма, его аналитическую направленность, статичность, невнимание к изменениям, конформизм по отношению к социальным порядкам, антимарксизм, пренебрежение активной жизненной позицией личности, апологетику капитализма. Однако Парсонс продолжал развивать свою теорию даже в условиях резких политизированных выпадов. Впоследствии структурный функционализм был воспринят не только в аналитической и позитивистской школах, но и неомарксизмом. Своеобразные версии структурного функционализма развивались Л. Альтюссером, Э. Манделем, Ю. Хабермасом.

Изучение в конце 1930-х и 1940-е годы проблем профессионализации медицины и детальное ознакомление с психоанализом позволило Парсонсу рассмотреть терапию как деятельность, принадлежащую к обширному семейству типов «социального контроля». Парсонс активно сотрудничает с антропологами К. Клакхоном, Э. Мэйо, У. Уорнером, психологом Г. Оллпортом. В 1940-е годы он также изучает теорию личности, проводит исследование профессиональных норм в медицине. В 1946 году в Гарвардском университете был создан факультет социальных отношений, которым Парсонс руководил в течение десяти лет.

Опубликованные в 1950-е годы монографии «Социальная система», «К вопросу об общей теории действия», «Экономика и общество» содержали развёрнутые теоретические описания функциональных реквизитов, поддерживающих социальное равновесие. В развитии парсонсовской теории особенно важную роль сыграли его системная теория действия начала 1950-х годов и эволюционно-функциональная концепция, развитая в конце 1960-х. Теория социальных систем разрабатывалась в относительно небольших исследованиях «среднего уровня» о профессионализации, социальной стратификации, изменяющихся функциях семьи, ролевых репертуарах, этнических стереотипах, религиозных установках, нормах научной деятельности. Парсонсом написаны десятки статей, в которых развивалась идея модернизации современных обществ.

После того, как Парсонс в 1973 году оставил Гарвардский университет, он преподавал в Университете штата Пенсильвания, Броуновском университете, Университете Ратджерса, Калифорнийском университете в Беркли, Университете Куансей Гакин в Токио, читал лекции в Европе. До своей кончины он работал над книгой «Интеграция современных обществ». В 1979 году Гейдельбергский университет проводил конференцию, посвящённую пятидесятилетию со дня присуждения Парсонсу степени Dr. Phil. На конференции читали доклады Парсонс и ведущие немецкие социологи. 8 мая 1979 года, через день после конференции, в Мюнхене, Толкотт Парсонс скоропостижно скончался.

Библиография

Основные работы:
  • Parsons T. The Structure of Social Action (1937).
  • Parsons T. Action, Situation and Normative Pattern (1939).
  • Parsons T. The Early Essays (Очерки конца 1920-х и 1930-х годов).
  • Parsons T. On National Socialism (Очерки конца 1930-х и 1940-х годов).
  • Parsons T. Social Science: A Basic National Resource (1948).
  • Parsons T. The Social System (1951).
  • Parsons T. Toward a General Theory of Action (в соавторстве: Shils, Tolman, Stouffer and Kluckhohn et al, 1951).
  • Parsons T. Working Papers in the Theory of Action (в соавторстве: Robert F. Bales and Edward A. Shils, 1953).
  • Parsons T. Essays in Sociological Theory (1954).
  • Parsons T. Family, Socialization and Interaction Process (в соавторстве: Robert F. Bales and James Olds, 1955).
  • Parsons T. Economy and Society (в соавторстве: N. Smelser, 1956).
  • Parsons T. Structure and Process in Modern Societies (1960).
  • Parsons T. Theories of Society (в соавторстве: Edward Shils, Kaspar D. Naegele and Jesse R. Pitts, 1961).
  • Parsons T. Social Structure and Personality (1964).
  • Parsons T. Societies: Evolutionary and Comparative Perspectives (1966).
  • Parsons T. Sociological Theory and Modern Society (1967).
  • Parsons T. Politics and Social Structure (1969).
  • Parsons T. The System of Modern Societies (1971).
  • Parsons T. The American University (в соавторстве: Gerald Platt, 1973).
  • Parsons T. Social Systems and the Evolution of Action Theory (1977).
  • Parsons T. The Evolution of Societies (1977).
  • Parsons T. Action Theory and the Human Condition (1978).
Источник: Парсонс, Толкотт. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2010–2016 (последняя редакция: 30.10.2016). URL: http://gtmarket.ru/personnels/tolkott-parsons/info
Текст статьи: © Г. С. Батыгин. Подготовка электронной публикации и общая редакция: Центр гуманитарных технологий.
Ограничения: Настоящая публикация охраняется в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и предназначена только для некоммерческого использования в информационных, образовательных и научных целях. Копирование, воспроизведение и распространение текстовых, графических и иных материалов, представленных на данной странице, не разрешено.
Реклама:
Теперь можно покупать самые дешевые диваны с удобной доставкой.