Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

ЮНКТАД представила доклад о международной торговле и развитии за 2007 год

Организация Объединённых Наций 5 октября Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) представила новый отчёт о состоянии мировой экономики и её ближайших перспективах — «Доклад о международной торговле и развитии за 2007 год» (Trade and Development Report 2007). В этом году доклад ЮНКТАД о торговле и развитии посвящён вопросам регионального сотрудничества и развития в мировой экономики. Особое внимание уделено развивающимся странам и их экономическим отношениям с развитыми странами.

В докладе говорится, что внешние условия открывают широкие возможности для ускоренного роста и достижения целей развития, провозглашённых в Декларации тысячелетия. Эксперты ЮНКТАД прогнозирует, что мировая экономика будет поступательно развиваться и расти пятый год подряд: по их оценкам, общие темпы прироста производства составят в 2007 году 3,4%, хотя показатели ВВП многих стран окажутся ниже спрогнозированных ранее значений. При этом впервые с 2001 года прирост американского ВВП будет ниже, чем динамика в Европейском Союзе и Японии. В ЮНКТАД отмечают, что темпы роста американской экономики по итогам года окажутся ниже, чем в большинстве стран мира. Если в 2006 году рост ВВП США составлял 3,3%, то на 2007-й этому показателю прогнозируют отметку лишь 2%. На этом фоне развитие экономик государств Объединённой Европы и Японии выглядит динамичнее. По предварительным данным, совокупный показатель роста ВВП стран ЕС достигнет 2,8%, а японская экономика в 2007 году прибавит 2,3%. Российский экономический рост, как и развитие стран Содружества Независимых Государств (СНГ) тоже немного замедлится. Так, ВВП России в 2007 году составит, по прогнозам, 6,4% (против 6,7% в 2006 году). Основные тезисы доклада изложены ниже.

Индекс торговли и развития 2007 года

Индекс торговли и развития ЮНКТАД включает в себя всеобъемлющий анализ результатов участия государств в мировой торговле и их достижений в области развития. Он объединяет практически все главные факторы и показатели, которые оказывают влияние на торговлю и развитие во всех странах, как в развивающихся, так и в развитых государствах. Основная цель Индекса — оказание содействия правительствам в определении политики, направленной на более эффективное участие в мировой экономике и получение выгод от международной торговли путём поступательного экономического роста, создания рабочих мест и повышения общего жизненного уровня населения. Хотя в мире пока ещё нет надёжной системы индикаторов, которые бы позволили создать абсолютно объективную картину развития государств, Индекс является полезным инструментом для сравнения экономических достижений различных государств и оценки динамики их развития.

«Индекс торговли и развития» 2007 года охватывает 123 страны (в 2005 году — 110 стран) и включает 11 компонентов с 34 отдельными показателями. В этом году Индекс по сравнению с предыдущей редакцией 2005 года включает в себя некоторые уточнения и улучшения в ответ на пожелания, поступившие от правительств стран-членов и научного сообщества. В частности, добавлены три новых компонента к структурному и институциональному измерению Индекса: внутренние финансовые ресурсы, международные финансовые ресурсы и макроэкономическая стабильность. К измерению достижения в торговле и развитии добавлены два новых компонента: результаты участия в торговле и социально-экономическое благосостояние. Кроме того, появились новые показатели, включая валовой уровень внутренних накоплений, общее обслуживание внешней задолженности, уровень краткосрочной задолженности, качество системы регулирования, контроль над коррупцией и инфляцией, а также состояние баланса по текущим операциям, соотношение доходов женского и мужского населения, доля женщин в общих трудовых ресурсах и уровень грамотности взрослого населения в качестве показателя образования.

Индекс также показывает разные перспективы анализа, включая сравнения между регионами, а также между отдельными странами. Новой особенностью публикации этого года является серия кратких данных по каждой из 123 стран, представленных в анализе. Эти краткие данные включают три вида информации: отдельные показатели применительно к отдельным странам; сравнение результатов Индекса в 2005 и 2006 годах (на основе новой методологии) и различия в результатах отдельных стран по сравнению с предшествующим годом, а также сравнение результатов с другими странами и группами стран. С полной таблицей «Индекса торговли и развития» 2007 года по странам мира можно ознакомиться на сайте ЮНКТАД.

Согласно новой методологии расчёта Индекса, в «табели о рангах» 2007 года ведущее место занимают Соединённые Штаты Америки. Следом за ними расположились: Германия (2 место), Дания (3), и Великобритания (4). Сингапур, занимающий самое высокое положение среди развивающихся стран, находится на 5 месте.

США по-прежнему имеют наилучшую в мире комбинацию экономических, социальных, регулирующих и государственных качеств для участия в мировой торговле и получения выгод от неё в целях повышения уровня жизни, несмотря на экономические и социальные трудности, наблюдаемые в последнее время в этой стране (включая макроэкономические дисбалансы, слабеющий доллар и кризис жилищного рынка), — отмечается в ежегодном исследовании ЮНКТАД.

Сингапур, находящийся на 5 месте, занимал самое высокое положение среди развивающихся стран в 2006 году. Причём эта страна также была единственной развивающейся страной среди первой двадцатки из 123 государств, охваченных исследованием.

Российская Федерация находится на 58 месте (по итогам 2005 года она занимала 50 место). Для сравнения: Япония — на 6 месте, Франция — на 8-м, Австралия — на 16-м, Израиль — на 20-м, Южная Корея — на 21-м, Китай — на 25-м, Малайзия — на 26-м, Таиланд — на 29-м, Польша — на 32-м, Мексика — на 47-м, Азербайджан — на 50-м, Бразилия — на 54-м, Армения — на 56-м.

Семь стран с переходной экономикой — Юго-Восточной Европы и Содружества Независимых Государств (СНГ), включая Россию — достигли положительных результатов по сравнению с 2005 годом. Наибольший прогресс был отмечен в Румынии, за которой следовали Азербайджан и Албания. Беларусь тоже вошла в число наиболее динамично развивающихся стран СНГ (с 48 места в 2005 году до 57-го в текущем Индексе). А Южная Африка (47 место) и Маврикий (50 место) занимали ведущее положение среди стран Африки.

Среди 20 стран, приходящихся на последнюю двадцатку государств по результатам Индекса, находятся наименее развитые страны или африканские страны, расположенные к югу от Сахары. Замыкают рейтинг международной торговли и развития: Демократическая Республика Конго, Нигер, Нигерия, Гвинея-Бисау и Судан (последнее — 123 место).

По данным составителей Индекса, развивающиеся страны по-прежнему отстают от развитых государств в таких областях как: человеский капитал, физическая инфраструктура, финансовое посредничество, институциональное качество, достижения торговли и уровень социально-экономического благосостояния. Однако исследование указывает и на обнадёживающее позитивное событие: некоторые развивающиеся страны добились результатов, которые близки к уровню развитых стран, в таких областях как: внутренние финансы, структура экономики, макроэкономическая стабильность и устойчивость экологии. Большинство стран сегодня относительно соотносимы в отношении к открытости торговли. Тем не менее, по мнению экспертов ЮНКТАД, различия в других компонентах указывают на то, что только более открытая торговля может достичь в отсутствии других ключевых определителей успешной эволюции торговли и развития.

За последние годы наблюдалась отчётливая тенденция значительных достижений нескольких развивающихся стран и стран с переходной экономикой, включая их способность сокращать разрыв с наиболее богатыми странами. Новый экономический вес этих стран, в особенности семи крупных всходящих экономик (E7) — Бразилии, Индии, Китая, Мексики, Южной Кореи, России и Южной Африки — отмечен в Индексе. Все государства E7 увеличили свои показатели между 2005 и 2006 годом, причём Китай достиг самого высокого прироста, за ним следует Индия. В среднем, страны Е7 имели лучшие показатели развития, чем другие развивающиеся страны, а разрыв между их показателями и показателями государств ЕС-10, которые присоединились к Европейскому Союзу в 2004 году, уже не является большим.

В отношении регионов развивающихся экономик, страны Восточной Азии и Тихого океана достигли наивысших показателей, за ними следуют страны Ближнего Востока, Северной Африки, Латинской Америки и Карибского бассейна. Показатели стран к югу от Сахары и стран Южной Азии соотносимы между собой и значительно отстают от других развивающихся регионов. Неудивительно, что Западная Европа и Северная Америка занимают наивысшие места в Индексе и значительно превышают показатели других стран, указывают исследователи.

Развитые страны имеют более высокие баллы по показателю социально-экономического благосостояния (395 баллов), чем страны ЕС-10 (344 балла) и развивающиеся страны (263 балла). По показателю достижений в торговле, страны ЕС-10 и развитые страны имеют соответственно 108 и 123 баллов, что значительно выше показателя развивающихся стран (в среднем — 84 балла).

Пять развивающихся стран — Ботсвана, Камерун, Сирийская Арабская Республика, Уругвай и Ямайка — зарегистрировали наибольший спад в Индексе между 2005 и 2006 годами. Четыре развивающиеся страны — Гондурас, Исламская Республика Иран, Оман и Эквадор — отметили самые большие улучшения за тот же период, причём Иран и Оман являются крупными игроками в международной торговле энергоресурсами, которые и сособствовали такому значительному улучшению их показателей.

Все страны-экспортёры энергоресурсов, за исключением Малайзии, имеют более высокие показатели, чем в 2005 году, в основном благодаря лучшим достижениям в торговле. Восемь из десяти стран, которые являются самыми зависимыми от производства и экспорта сырья, включая Гвинею-Биссау, Исландию, Малави, Парагвай, Руанду, Уганду, Центрально-Африканскую Республику и Эфиопию, имели более высокие показатели, чем в 2005 году, что в основном было обусловлено ростом цен на товары их сырьевого экспорта.

Одним из ключевых выводов «Индекса торговли и развития», который может содействовать принятию политических решений как на национальном, так и международном уровнях, является открытие (достигнутое посредством статистического анализа) общего правила, гласящего, что «чем ниже различия между составляющими компонентами, тем выше выходные (конечные) результаты». Политический вывод из этого правила — это то, что диспропорциональное увлечение небольшим числом задач в торговле и развитии, вероятно, приведёт только к ограниченным результатам, — указывают эксперты ЮНКТАД. «Если концентрироваться только на либерализации торговли, то это вряд ли приведёт к достижению желаемых результатов, — отметил Супачай Паничпакди. — Политикам, особенно в развивающихся странах, необходимо также продвигать другие меры, такие как макроэкоэкономическое и финансовое управление, а также инструменты поддержки торговли и промышленной политики. Только тогда развивающиеся страны смогут значительно сократить разрыв с более развитыми экономиками».

Для развивающихся стран положение в мировой экономике наиболее благоприятное с начала 1970-х годов

Развивающимся странам, в том числе многим из беднейших, будет и впредь благоприятствовать высокий спрос на первичные сырьевые товары. Эта позитивная динамика условий торговли, наметившаяся с 2003 года, позволила многим развивающимся странам во всех регионах улучшить состояние своих внешних балансов и бюджетов, а также увеличить инвестиции в экономику. Эта группа стран не находилась в столь благоприятном положении с начала 1970-х годов, — говорится докладе. С 2003 по 2007 год валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения в развивающихся странах вырос почти на 30% по сравнению с 10% в «семерке» ведущих индустриально развитых стран. В 2007 году, спустя шесть лет после начала мирового экономического подъёма, из 143 развивающихся стран не наберётся и десяти, где реальные доходы на душу населения снизятся.

В докладе говорится, что темпы экономического роста в развивающемся мире продолжают задавать Китай и Индия, и с учётом высоких темпов роста инвестиций в этих странах они, судя по всему, сохранят свою ведущую роль и в предстоящие годы. Как предупреждают эксперты ЮНКТАД, главная угроза кроется в том, что в случае сильного спада в Соединённых Штатах Америки экспорт этих стран может резко сократиться.

Ожидается, что в Африке темпы экономического роста в 2007 году вновь составят порядка 6%, а в Латинской Америке и Западной Азии они снизятся лишь незначительно — примерно до 5%. В то же время в отдельных странах, главным образом в странах Африки, расположенных к югу от Сахары, темпы роста доходов на душу населения по-прежнему не достигают до тех, которые требуются для достижения цели сокращения масштабов нищеты.

В странах с переходной экономикой Юго-Восточной Европы и СНГ доходы на душу населения с начала нынешнего тысячелетия выросли почти на 75%, однако этот подъём наступил после депрессии такой глубины, что ВВП на душу населения в этих странах сегодня ещё гораздо ниже уровня 1989 года.

Несмотря на эту в целом благоприятную тенденцию, относительный разрыв в уровнях жизни между развитыми странами и большинством развивающихся стран остаётся огромным: в 1980 году по размерам доходов на душу населения развитые страны опережали развивающиеся в 23 раза. В 2007 году разрыв сократился до 18 раз, но исключительно благодаря быстрому росту в Восточной и Южной Азии. По сравнению с 1980 годом, относительное отставание Африки, Латинской Америки и стран с переходной экономикой в 2007 году ещё более увеличилось.

Общему динамичному росту в развивающихся странах благоприятствует быстрое увеличение их экспортных поступлений. С 1998 по 2006 год реальный экспорт развивающихся стран более чем удвоился, тогда как в странах «семерки» он увеличился менее чем на 50%. Среди развивающихся регионов наибольших успехов в наращивании физического объёма экспорта добились страны Восточной и Южной Азии. С 1998 по 2006 год их экспорт вырос примерно на 160%. Эти регионы пережили также наиболее значительное ухудшение условий торговли, главным образом по причине роста цен на промышленное сырье. Хотя темпы роста физического объёма экспорта из других развивающихся регионов были более умеренными, улучшение условий торговли способствовало повышению покупательной способности их экспорта. Суммарная доля развивающихся стран в глобальной торговле увеличилась с 32% в 1996 году до 37% в 2006 году.

Впервые с начала 1970-х годов общее сальдо баланса по счёту текущих операций развивающихся стран стало положительным. Чистый вывоз капитала из отдельных развивающихся стран достиг таких масштабов, что группа развивающихся стран в целом стала его нетто-экспортером. В докладе ЮНКТАД говорится, что рост внутреннего капиталообразования во многих развивающихся странах, несмотря на чистый отток капитала, заставляет усомниться в состоятельности ортодоксальной теории развития в нынешних глобальных условиях. В нём указывается на необходимость переосмысления наиболее важных теоретических посылок по поводу функциональных связей между сбережениями, инвестициями, потоками капитала и альтернативными стратегиями и путями преодоления экономического отставания.

Региональное сотрудничество может способствовать уменьшению уязвимости развивающихся стран

В докладе содержится настоятельный призыв к реформированию глобальных механизмов обменных курсов. Эксперты ЮНКТАД утверждают, что крупные потоки спекулятивного капитала искажают обменные курсы и увековечивают дисбалансы по счетам текущих операций. Задачу безболезненной коррекции растущих дисбалансов в мировой экономике удалось бы решить гораздо легче при наличии более адекватных глобальных механизмов обменных курсов, — говорится в отчёте. По мнению авторов доклада, стихийные колебания обменных курсов следует регулировать точно так же, как тарифы и экспортные субсидии, а в отсутствие инструментов подобного контроля защитить развивающиеся страны от неожиданных коррекций в определённой мере поможет региональное сотрудничество.

Экономисты ЮНКТАД отмечают, что в последние годы в некоторых странах, например в Германии, Японии и Швейцарии, положительное сальдо баланса по счёту текущих операций сопровождается снижением реального обменного курса, а не его повышением, как это должно быть согласно традиционной экономической теории. Подобные смещения в «неверном» направлении обычно не сглаживают, а усиливают существующие перекосы. Авторы доклада приходят к выводу о том, что среди стран с крупным положительным сальдо баланса по счёту текущих операций некоторое повышение реального эффективного обменного курса и, следовательно, некоторое ухудшение конкурентных позиций (в соответствии с общепризнанными канонами) наблюдалось лишь в Китае.

В ЮНКТАД считают, что этот парадокс можно частично объяснить так называемыми сделками «керри-трейд» (Carry Trade) — движением спекулятивного капитала, обусловленным различиями в номинальных процентных ставках, которые не компенсируются быстрой коррекцией обменных курсов (иногда это явление именуют также «непокрытой спекуляцией на процентных ставках»). Крупные институциональные инвесторы, такие как хедж-фонды, в состоянии провоцировать повышение курса валюты стран с более низкими номинальными процентными ставками, избавляясь от финансовых активов, выраженных в валютах. Таким образом, они сами по себе повышают доходность своих инвестиций. Следовательно, сделки «керри-трейд» разрывают связь между разницей в процентных ставках и риском повышения обменного курса.

Авторы доклада считают, что систематическое искажение финансовыми рынками конкурентных позиций стран и компаний рано или поздно делает государственное вмешательство неизбежным. В связи с этим экономисты ЮНКТАД выражают сомнение в эффективности режима плавающих обменных курсов в качестве инструмента недопущения чрезмерных дисбалансов по счёту текущих операций. Они отмечают также, что оказываемый в последнее время на Китай нажим с целью заставить его перейти на режим плавания его валюты может оказаться контрпродуктивным, поскольку в условиях относительно низкого уровня процентных ставок курс женьминьби может не повыситься, а наоборот — снизиться. В свою очередь это приведёт к усилению, а не к сглаживанию соответствующих глобальных дисбалансов.

В отсутствие удовлетворительных многосторонних решений восполнить отдельные пробелы в системе глобального финансового управления способно региональное сотрудничество в денежно-кредитной и финансовой сферах. В ЮНКТАД предупреждают, что отсутствие адекватных глобальных механизмов обменных курсов может привести к нестабильности и перекосам валютных курсов, особенно в развивающихся странах, а это может нанести удар по их конкурентоспособности в целом. У стран может появиться также соблазн прибегнуть к стратегиям решения своих проблем за счёт соседей, что поставит под угрозу нормальное функционирование региональных торговых соглашений. Чтобы не допустить манипулирования реальным обменным курсом в целях увеличения рыночной доли и предотвратить изменения конкурентных позиций производителей из разных стран под влиянием процессов на финансовых рынках в неправильных направлениях, авторы доклада предлагают выработать новый международный кодекс поведения. Такой кодекс должен стать одним из основных элементов глобальной системы экономического управления. В докладе утверждается, что, поскольку стихийные изменения обменных курсов оказывают на международную торговлю такое же влияние, как тарифы и экспортные субсидии, они должны стать объектом международного надзора и регулирования точно так же, как и торговая политика. Такая система поможет также развивающимся странам не допустить чрезмерного удорожания своих валют, которое в прошлом являлось одним из серьёзнейших препятствий для их устойчивого роста.

В докладе говорится, что в отсутствие такого механизма развивающиеся страны должны иметь возможность гибко управлять курсами своих валют и иметь в своём арсенале достаточный набор инструментов политики, в том числе для налогообложения потоков капитала и проведения интервенций на валютных рынках, с тем чтобы не допускать чрезмерной нестабильности во внешнеэкономическом секторе. Некоторые развивающиеся страны стремятся также снизить свою финансовую уязвимость, накапливая крупные валютные резервы на случай внешних финансовых потрясений. Однако именно региональный, а не сугубо национальный подход может оказаться более эффективным в деле преодоления финансовой уязвимости развивающихся стран, — полагают авторы доклада. Во времена финансовой напряжённости региональные механизмы, например региональные соглашения о взаимном кредитовании и/или объединение части коллективных международных резервов, больше подходят для принятия экстренных мер, чем существующие многосторонние институты, поскольку участвующие в таких механизмах страны более эффективно контролируют управление такой системой. Кроме того, кредитование может осуществляться на условиях, лучше адаптированных к сложившейся ситуации.

Опираясь на европейский опыт, авторы отчёта утверждают, что региональные механизмы управления валютными курсами стран с высокой долей внутрирегиональной торговли могут стать важным элементом в процессе создания общего рынка. Европейский опыт актуален для развивающихся стран ещё и потому, что он демонстрирует: для эффективного сотрудничества в этой области требуются серьёзные усилия по обеспечению макроэкономической конвергенции, а также много времени и политической воли для преодоления трудностей, возникающих в ходе построения действенной региональной денежно-кредитной системы. Кроме того, для развивающихся стран особенно важно то, что в отличие от европейского опыта наиболее успешный опыт преодоления экономического отставания странами Восточной Азии, например, свидетельствует, что проводимая в региональных рамках макроэкономическая политика благоприятствует накоплению капитала и росту.

В докладе отмечается: Региональное финансовое сотрудничество между развивающимися странами может стать одним из краеугольных камней более совершенной международной денежно-кредитной системы. В отсутствие институциональных реформ на глобальном уровне региональные механизмы могут превратиться для развивающихся стран в альтернативный источник финансовой поддержки. Если же, с другой стороны, международные финансовые институты после реформы будут полнее учитывать специфические потребности развивающихся стран в разных регионах, то, как отмечается в докладе, они смогут стать центральным звеном децентрализованной международной денежно-кредитной системы. В рамках такой системы региональные механизмы будут удовлетворять текущие финансовые потребности своих участников, а международные учреждения смогут играть роль источника финансирования второго уровня и кредитора последней инстанции.

Развивающиеся страны стоят перед непростым выбором в своих отношениях с развитыми странами

Авторы доклада предупреждают, что двусторонние и региональные торговые соглашения между странами Севера и Юга могут ослабить многостороннюю торговую систему и уменьшить пространство для маневра в национальной политике, направленной на поддержку развития и структурных преобразований в развивающихся экономиках.

Медленное продвижение многосторонних торговых переговоров в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) привело к росту числа региональных и двусторонних соглашений о свободной торговле (ССТ) или преференциальных торговых соглашений (ПТС), многие из которых заключаются между развитыми и развивающимися странами. Эксперты ЮНКТАД считают, что цена этих соглашений, которые часто сопряжены с непростым выбором для правительств развивающихся стран и стран с переходной экономикой, может оказаться более высокой, чем ожидалось. Такие соглашения, сулящие временные выгоды в плане расширения доступа к рынкам и увеличения прямых иностранных инвестиций, могут также ограничивать свободу действий правительств, играющих порой важную роль с точки зрения среднесрочного и долгосрочного роста конкурентоспособных отраслей. Поэтому должностные лица развивающихся стран должны трижды подумать, прежде чем заключать подобные соглашения, — говорится в докладе.

В ЮНКТАД напоминают, что нынешние промышленно развитые и развивающиеся страны, демонстрировавшие в последние годы впечатляющие темпы экономического роста, начинали с защиты зарождавшихся отраслей, позволяя им набраться сил для участия в международной конкуренции. Напротив, как говорится в докладе, ССТ или ПТС между развитыми и развивающимися странами часто требуют резкого снижения тарифов на промышленные товары, оставляя тем самым отечественных производителей незащищёнными перед лицом острейшей конкуренции извне. Это может препятствовать развитию промышленных секторов в более бедных странах. Кроме того, такие соглашения, как правило, ослабляют контроль развивающихся стран за прямыми иностранными инвестициями.

Число двусторонних и региональных торговых соглашений, официально заявленных в секретариат Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), увеличилось с 20 в 1990 году до 86 в 2000 году, и до 159 в 2007 году. Значительная часть этих соглашений касается торговли между развивающимися и развитыми странами. По мнению ЮНКТАД, тенденция к увеличению числа таких соглашений, которую иногда именуют «новым регионализмом», представляет собой опасное отклонение от многосторонности. В эти соглашения часто включаются положения, выходящие за рамки нынешних норм и правил ВТО в таких областях, как инвестиции, права интеллектуальной собственности, политика в области конкуренции и правительственные закупки. Могут они распространяться и на области, исключённые из повестки дня многосторонних торговых переговоров. В результате многие из этих положений ограничивают свободу действий правительственных органов развивающихся стран, мешая им проводить активную политику индустриализации и структурных преобразований. По итогам анализа последствий этих соглашений авторы отчёта приходят к выводу о том, что развивающимся странам следует более тщательно взвешивать их плюсы и минусы.

Тенденция к увеличению числа двусторонних или региональных торговых соглашений между странами Севера и Юга отчасти стала следствием того, что правительства ряда стран разочарованы отсутствием заметного прогресса на многосторонних торговых переговорах. Однако, по мнению авторов доклада, двусторонние и региональные договорённости угрожают целостности многосторонней торговой системы и могут ограничить полезность действующих региональных кооперационных соглашений между развивающимися странами.

В докладе говорится, что при оценке экономических и социальных плюсов и минусов заключения двусторонних или региональных ССТ по линии Север-Юг развивающимся экономикам следует обращать внимание не только на потенциальные изменения в экспорте и импорте в результате открытия рынков и на возможный рост иностранных инвестиций. Им следует также учитывать последствия заключения подобных соглашений для имеющейся у них свободы выбора мер и инструментов политики, необходимых для претворения в жизнь долгосрочных стратегий развития. Прежде чем сделать выбор в пользу «нового регионализма», развивающимся странам, возможно, следует в духе истинного регионализма изучить другие направления сотрудничества со своими партнёрами, расположенными в том же географическом регионе и находящимися на схожем уровне развития, — советуют авторы доклада. Это помогло бы им укрепить собственные стратегии национального развития и интеграции в глобальную экономику за счёт использования таких преимуществ, как географическая близость, сходство интересов и экономическая взаимодополняемость.

Смысл заключения развивающейся страной двустороннего соглашения с партнёром из числа развитых стран заключается в том, чтобы получить от него такие уступки, которыми не пользуются другие страны, в первую очередь более широкий доступ на рынок для своей продукции. Хотя ССТ между странами Севера и Юга и могут открыть новые торговые возможности и привлечь дополнительные инвестиции в развивающиеся страны, это ещё не следует приравнивать к прогрессу в их развитии, — предупреждают эксперты. Рост торговли и иностранных инвестиций желателен лишь тогда, когда он стимулирует развитие и структурные преобразования. В обмен за расширение доступа на рынок, развивающаяся страна может быть вынуждена отказаться от контроля не только за инвестициями, но и за правительственными закупками, а также соблюдать более жёсткие правила в области защиты прав интеллектуальной собственности. От неё могут потребовать также провести более широкую и глубокую либерализацию торговли товарами и услугами по сравнению с той, на которую она согласилась в рамках соглашений ВТО.

Экономисты ЮНКТАД сетуют также на то, что двусторонние переговоры в отличие от переговоров в многостороннем формате насаждают атмосферу «конкурентной либерализации», когда страны могут чувствовать себя вынужденными идти на заключение двусторонних соглашений о свободной торговле из опасения утратить конкурентоспособность перед другими развивающимися странами, имеющими соглашения с тем же крупным торговым партнёром.

С другой стороны, в докладе подчёркивается, что слабость переговорных позиций обычно не позволяет развивающимся странам получить в ходе двусторонних переговоров по линии Север-Юг все те преимущества, на которые они могли бы рассчитывать. Часто они оказываются не в состоянии полностью использовать и возможности более широкого доступа на рынок в рамках ССТ из-за ограниченности производственно-сбытового потенциала, недостаточной конкурентоспособности, продолжающегося субсидирования развитыми странами «чувствительных» секторов своей экономики и неспособности местных фирм соблюдать жёсткие требования к правилам происхождения товаров, предназначающихся для поставки партнёрам в развитые страны. А те преференции, которые та или иная развивающаяся страна получает, заключая соглашение с развитой страной-партнёром, могут быстро исчезнуть, если эта же развитая страна заключит двусторонние соглашения и с другими развивающимися странами.

Экономисты ЮНКТАД приходят к тому выводу, что расширение доступа на рынки отнюдь не гарантирует развивающимся странам какие-либо преимущества, в то время как пространство для маневра в политике они, безусловно, утратят. Они добавляют, что прогресс на многосторонних торговых переговорах отвечает интересам развивающихся стран, но лишь при том условии, что в международных торговых правилах аспекты развития будут учитываться в большей степени.

Региональное сотрудничество между развивающимися странами может способствовать ускорению экономического прогресса

В докладе ЮНКТАД отмечается, что активное региональное сотрудничество может содействовать укреплению стратегий развития и облегчать интеграцию в мировую экономику. Торговля между развивающимися странами одного и того же региона, как правило, растёт быстрее торговли с другими странами, причём по сравнению с торговлей с остальными странами мира, доля продукции обрабатывающей промышленности во внутрирегиональной торговле также выше. Таким образом, несмотря на общую тенденцию глобализации, региональная интеграция может благоприятствовать долгосрочному развитию. Помогая странам наращивать экономический потенциал, она повышает их конкурентоспособность на мировой арене.

Однако опоры только на либерализацию торговли для этого недостаточно. В докладе утверждается, что региональное сотрудничество должно включать в себя также скоординированную и совместную деятельность в таких областях политики, способствующих укреплению потенциала роста и структурных преобразований в развивающихся странах, как макроэкономическая, финансовая, инфраструктурная и промышленная политика. Региональное сотрудничество между развивающимися странами в деле модернизации транспортной инфраструктуры, обмена коммерческой информацией и объединения усилий в таких областях, как энергетика, водоснабжение, исследования и разработки и генерирование знаний, может также стать залогом успешного осуществления стратегий развития.

Экономисты ЮНКТАД утверждают, что, поскольку географическая близость все ещё обеспечивает важные преимущества и в эпоху экономической глобализации, региональное сотрудничество между развивающимися странами может способствовать реализации национальных планов развития и компенсировать некоторые пробелы в механизмах глобального экономического управления. Для многих развивающихся стран внутрирегиональная ориентация на партнёров с аналогичным уровнем развития может стать более жизнеспособным вариантом, чем ориентация исключительно на мировой рынок. Это может облегчить для них конкуренцию с иностранными компаниями в пределах региона и повышает шансы на создание «равного игрового поля».

В докладе говорится, что для полнейшего использования существующих возможностей сотрудничество между странами должно выходить за рамки либерализации торговых и финансовых связей. Оно должно включать в себя совместные усилия в макроэкономической, инфраструктурной и промышленной областях, направленные на укрепление потенциала роста и структурных преобразований в интересах расширения базы для более передовой экономической деятельности. По мнению авторов документа, отмеченного в разделе «Региональное сотрудничество в интересах развития», существует широчайшее поле для такой совместной деятельности развивающихся экономик. И такого рода сотрудничество может открыть перед правительствами этих стран новые стратегические возможности, выходящие за пределы тех, которые имеются на национальном уровне.

За последние 20 лет во всех развивающихся регионах внутрирегиональная торговля росла быстрее межрегиональной. Самыми высокими были темпы роста торговли между развивающимися странами Восточной Азии, где на взаимные поставки сегодня приходится почти половина совокупной торговли региона. С конца 1980-х годов внутрирегиональная торговля стала быстро расти и в Латинской Америке, где её доля в общем объёме внешнеторгового оборота региона в настоящее время приближается к 30%. Выросла она и в Африке, хотя в общем объёме торговли континента на неё все ещё приходится менее 10%.

По мнению экономистов ЮНКТАД, стратегия экономического развития на основе региональной интеграции является многообещающей не только благодаря относительно высоким темпов роста торговли. Более важное значение имеет структура внутрирегионального экспорта, которая оказывает мощное влияние на долгосрочную динамику роста. Во всех регионах доля продукции обрабатывающей промышленности, в том числе той, для производства которой требуются достаточно квалифицированная рабочая сила и современные технологии, во внутрирегиональной торговле намного превышает долю других товаров в общем объёме внешнеторгового оборота. Это свидетельствует о том, что активизация региональных экономических процессов способствует модернизации и диверсификации промышленности. В докладе делается вывод о существовании очевидных «географических уклонов» в торговой и хозяйственной деятельности. Формальные механизмы сотрудничества легче создавать соседям; близость снижает транспортные расходы; постоянные контакты способствуют накоплению неформальных знаний; а климатические, культурные, языковые и другие факторы сходства облегчают движение технологий и деловой практики.

Как утверждают авторы доклада, сотрудничество должно развиваться и в сфере государственной политики, начиная от совершенствования торговой логистики, инфраструктуры транспорта и энергоснабжения и заканчивая укреплением финансового взаимодействия и выработкой скоординированных или единых подходов в денежно-кредитной и промышленной политике. Подобные механизмы могут с пользой дополнять соответствующую многостороннюю рамочную основу сотрудничества, помогая странам лучше маневрировать в условиях глобализации. Региональные учреждения, как отмечается в докладе, также могут восполнять пробелы в структурах глобального экономического управления, например обеспечивая защиту от колебаний обменных курсов. В то же время в докладе говорится, что какой-либо одной универсальной модели такого сотрудничества нет: Формы такого сотрудничества будут зависеть не только от конкретных исторических, географических и политических условий в регионе, но и от относительного веса рыночных сил и государственного вмешательства.

Официальное региональное сотрудничество может сопровождаться региональными интеграционными процессами различной степени эффективности. Подобная интеграция иногда развивалась между странами без предварительного заключения формальных торговых соглашений или в отсутствие иных форм широкомасштабного сотрудничества в сфере политики, как, например, между новыми индустриальными странами Восточной и Юго-Восточной Азии. В этих регионах основными двигателями интеграции выступали корпоративные стратегии крупных компаний, в том числе японских, а также благоприятные макроэкономические условия, характеризовавшиеся высокими темпами экономического роста и накопления капитала. В Латинской Америке формальные региональные соглашения о сотрудничестве играли более важную роль, чем в Азии, но внутрирегиональная торговля росла быстрее межрегиональной даже в тех странах региона, которые не являлись участниками одних и тех же официальных соглашений. Это, по всей видимости, подтверждает существование естественного географического уклона в торговле.

По мнению авторов доклада, перспективными направлениями активного регионального сотрудничества могут являться и такие простые на первый взгляд меры, как упрощение процедур торговли и транзита и распространение коммерческой информации. Не менее важной предпосылкой развития является и региональное сотрудничество в планировании и финансировании транспортной инфраструктуры, открывающей возможности для ведения или удешевления трансграничной торговли. Региональные управленческие и инвестиционные проекты в таких жизненно важных областях, как энерго- и водоснабжение, которые во многих развивающихся странах имеют серьёзные узкие места, представляют собой ещё одну сферу, где региональное сотрудничество может послужить делу развития. Крупные проекты в области промышленного развития, исследований и разработок и генерирования знаний, которые зачастую являются слишком дорогостоящими и рискованными для отдельных стран, могут оказаться вполне под силу нескольким странам, готовым объединить свои ресурсы. В докладе указывается на то, что история западноевропейской интеграции полна примеров такого опыта.

Кроме того, ЮНКТАД считает, что региональное сотрудничество способно помочь развивающимся странам преодолеть недостатки международной финансовой системы в трёх областях: в организации системы региональных расчетов и краткосрочном финансировании платёжного баланса; в долгосрочном финансировании развития; а также в защите от колебаний обменных курсов и валютных перекосов, которые могут деформировать торговые потоки и подрывать эффективность торговых связей. В докладе отмечается, что, поскольку глобальная финансовая система не располагает адекватными инструментами снижения нестабильности международных финансовых рынков и сглаживания её последствий для развивающихся стран, региональное сотрудничество в сфере денежно-кредитной и валютной политики стало важной темой для всех развивающихся регионов. Авторы доклада приходят к заключению, что в отсутствие далеко идущей реформы международной финансовой архитектуры, укрепление регионального сотрудничества в денежно-кредитной и финансовой сферах может сыграть решающую роль в гармонизации международных финансовой и торговой систем при должном учете специфических интересов развивающихся стран.

Рост экспорта как на мировые, так и на региональные рынки, безусловно, отвечает интересам развивающихся экономик, говорится в докладе. В то же время для развивающейся страны, стремящейся модернизировать свою производственную структуру и повысить технологическую оснащённость национальной промышленности, ориентация на региональный рынок может стать важной предпосылкой повышения конкурентоспособности отечественных производителей и первым реальным шагом в направлении интеграции в более емкий международный рынок.

Источник: ЮНКТАД представила доклад о международной торговле и развитии за 2007 год. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. — 15.10.2007. 21:10. URL: https://gtmarket.ru/news/state/2007/10/15/1385
Публикации по теме
Последние новости
Популярные новости