Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Всемирный банк: Качество государственного управления в странах мира — 1996–2005 годы

Всемирный банк Всемирный банк (World Bank) опубликовал шестой по счёту доклад о качестве государственного управления в государствах мира. Оценивалась ситуация в 212 странах и территориях за 1996–2005 годы, в том числе в России и государствах бывшего СССР.

Доклад называется «Качество управления: Показатели эффективности государственного управления в странах мира за 1996–2005 годы» (Governance Matters 2006: Worldwide Governance Indicators 1996-2005). Документ, авторами которого являются эксперты Всемирного банка Даниэль Кауфманн, Аарт Краай и Массимо Маструцци, продолжает и обобщает исследования значения качества государственного управления и его влияния на развитие, проведённые на протяжении последнего десятилетия. Рейтинг составлен на основе данных из 33 разных источников, отражающих мнения тысяч экспертов деловых кругов, неправительственных и государственных организаций, а также мнения десятков тысяч респондентов в различных странах и регионах мира.

В методологии Всемирного банка используются шесть главных составляющих качества государственного управления:

  1. Учёт мнения населения и подотчётность государственных органов (в какой степени граждане страны имеют возможность выбирать правительство и другие органы власти, оценка уровня свободы слова, свободы объединений, других гражданских свобод).
  2. Политическая стабильность и отсутствие насилия (стабильность государственных институтов, вероятность дестабилизации и свержения правительства неконституционными методами или с применением насилия).
  3. Эффективность работы правительства (качество государственных услуг, качество работы государственных служащих, степень их независимости от политического давления, качество разработки и реализации внутренней государственной политики и так далее).
  4. Качество законодательства (способность правительства формулировать и реализовывать рациональную политику и правовые акты, которые допускают развитие частного сектора и способствуют его развитию).
  5. Верховенство закона (степень уверенности различных субъектов в установленных обществом нормах, а также соблюдения ими этих норм, в частности, эффективности принудительного исполнения договоров, работы полиции, судов, уровня преступности и так далее).
  6. Сдерживание коррупции (степень использования государственной власти в корыстных целях).

Рейтинг государств бывшего СССР

Оценки производились по четырёхбалльной шкале: плюс 2 балла — наивысшая оценка, минус 2 — низшая. По итогам 2005 года страны бывшего СССР получили следующие оценки.

Гражданское участие и подотчётность:

  • Армения — минус 0.64 балла
  • Азербайджан — минус 1.16
  • Беларусь — минус 1.68
  • Грузия — минус 0.27
  • Казахстан — минус 1.19
  • Кыргызстан — минус 1.03
  • Россия — минус 0.85
  • Украина — минус 0.26
  • Молдова — минус 0.49
  • Таджикистан — минус 1.17
  • Туркменистан — минус 1.95
  • Узбекистан — минус 1.76
  • Эстония — 1.05
  • Латвия — 0.89
  • Литва — 0.90

Для сравнения: США — 1.19, Франция — 1.28, Иран — минус 1.43, Израиль — 0.61, Польша — 1.04, Китай — минус 1.66.

Политическая стабильность:

  • Армения — минус 0.22
  • Азербайджан — минус 1.22
  • Беларусь — 0.01
  • Грузия — минус 0.80
  • Казахстан — 0.03
  • Кыргызстан — минус 1.21
  • Молдова — минус 0.65
  • Россия — минус 1.07
  • Таджикистан — минус 1.35
  • Туркменистан — минус 0.34
  • Украина — минус 0.39
  • Узбекистан — минус 1.91
  • Эстония — 0.68
  • Латвия — 0.83
  • Литва — 0.88

Для сравнения: США — 0.06, Франция — 0.33, Иран — минус 1.14, Израиль — минус 1.16, Китай — минус 0.18.

Эффективность деятельности правительства:

  • Армения — минус 0.17
  • Азербайджан — минус 0.73
  • Беларусь — минус 1.19
  • Грузия — минус 0.47
  • Казахстан — минус 0.71
  • Кыргызстан — минус 0.91
  • Россия — минус 0.45
  • Молдова — минус 0.75
  • Таджикистан — минус 1.06
  • Туркменистан — минус 1.57
  • Украина — минус 0.42
  • Узбекистан — минус 1.20
  • Эстония — 1.03
  • Латвия — 0.68
  • Литва — 0.85

Для сравнения: США — 1.59, Китай — минус 0.11, Франция — 1.46, Иран — минус 0.77, Япония — 1.16, Израиль — 0.95.

Качество инструментов и институтов регулирования:

  • Армения — 0.12
  • Азербайджан — минус 0.52
  • Беларусь — минус 1.53
  • Грузия — минус 0.54
  • Казахстан — минус 0.47
  • Кыргызстан — минус 0.67
  • Молдова — минус 0.43
  • Россия — минус 0.29
  • Таджикистан — минус 1.05
  • Туркменистан — минус 1.95
  • Украина — минус 0.26
  • Узбекистан — минус 1.71
  • Эстония — 1.43
  • Латвия — 1.03
  • Литва — 1.13

Для сравнения: США — 1.47, Китай — минус 0.28, Франция — 1.09, Иран — минус 1.49, Израиль — 0.89.

Правовое государство:

  • Армения — минус 0.46
  • Азербайджан — минус 0.84
  • Беларусь — минус 1.04
  • Грузия — минус 0.82
  • Казахстан — минус 0.79
  • Кыргызстан — минус 1.07
  • Молдова — минус 0.59
  • Россия — минус 0.84
  • Таджикистан — минус 0.99
  • Туркменистан — минус 1.41
  • Украина — минус 0.60
  • Узбекистан — минус 1.31
  • Эстония — 0.82
  • Латвия — 0.43
  • Литва — 0.46

Для сравнения: США — 1.59, Китай — минус 0.47, Франция — 1.35, Иран — минус 0.76, Израиль — 0.76.

Сдерживание коррупции:

  • Армения — минус 0.64
  • Азербайджан — минус 1.01
  • Беларусь — минус 0.90
  • Грузия — минус 0.57
  • Казахстан — минус 0.94
  • Кыргызстан — минус 1.32
  • Молдова — минус 0.76
  • Россия — минус 0.73
  • Таджикистан — минус 1.08
  • Туркменистан — минус 1.30
  • Украина — минус 0.63
  • Узбекистан — минус 1.07
  • Эстония — 0.88
  • Латвия — 0.33
  • Литва — 0.26

Для сравнения: США — 1.56, Китай — минус 0.69, Франция — 1.40, Иран — минус 0.47, Израиль — 0.76.

Россия

По оценкам экспертов Банка, в 2005 году в России положение со свободой выражения собственного мнения, свободой прессы, участием граждан в выборе своего правительства ухудшилось более чем в два раза по сравнению с 2002 годом. По этим показателям Россия оказалась в одной группе с Алжиром, Либерией, Анголой, Объединёнными Арабскими Эмиратами, Камбоджей, Джибути, Оманом, Катаром, Йеменом, Киргизией и Казахстаном.

По показателю контроля над коррупцией Россия делает постепенные шаги в сторону улучшения, значительно повысив этот уровень по сравнению с 2000 годом. В этой группе по итогам 2005 года находятся также Танзания, Вьетнам, Непал, Гондурас и Албания.

Что касается показателя политической стабильности и отсутствия насилия в стране, то он сейчас уступает только уровню 1996 года, когда наблюдалась существенная политическая нестабильность, причём особенно заметным ухудшение стало с 2004 года. Эксперты Всемирного банка поместили Россию по этому показателю рядом с Филиппинами, Македонией, Центральной Африканской республикой и Алжиром.

Всемирный банк также отмечает и постепенное ухудшение в эффективности деятельности российского правительства по сравнению с 2002 годом, однако этот показатель все же в 2005 году был почти в два раза лучше, чем в 1996–2000 годах. По этому показателю по итогам 2005 года России наиболее близки такие страны, как Тонга, Уганда, Шри-Ланка, Танзания, Мали и Индонезия.

Источник: Всемирный банк: Качество государственного управления в странах мира — 1996–2005 годы. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. — 17.09.2006. 22:04. URL: https://gtmarket.ru/news/state/2006/09/17/403
Публикации по теме
Последние новости
Популярные новости