Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Средства массовой информации теряют популярность в США

Исследовательский центр «Проект за мастерство в журналистике» (Project for Excellence in Journalism) опубликовал очередной доклад о современном состоянии средств массовой информации в Соединённых Штатах Америки. Отчёт об итогах 2006 года для американской прессы называется «Положение новостных СМИ в 2007 году» (State of the News Media 2007). Авторы доклада пришли к выводу, что все виды традиционных СМИ теряют популярность в США. Более того, прекратился даже рост числа пользователей интерактивных новостных ресурсов. В отчёте также говорится о том, что журналистская «культура аргументов» постепенно превращается в «культуру ответов» — работники прессы всё чаще занимают определённые идеологические позиции и старательно доказывают читателям, зрителям и слушателям свою правоту. Ниже приведены основные выводы доклада.

Число радиослушателей и людей, которые используют Интернет для чтения новостей, стабилизировалось. Параллельно уменьшилась популярность новостей платных кабельных телеканалов — в США ими пользуется большинство телезрителей, бесплатное «эфирное» ТВ намного менее популярно, повсеместно упали тиражи газет и многих журналов. «Новостийная» составляющая так называемых «новых» средств массовой информации (PDA и MP3-плееров) пока ничтожна.

Газеты остаются основным средством массовой информации для людей, интересующихся политическими новостями. Так, 66% американцев, внимательно следящих за политикой, регулярно читают газеты.

Радио продолжает активно видоизменяться и, судя по всему, слухи о его «смерти» сильно преувеличены. По всей вероятности, в начале XXI века радио останется одним из наиболее популярных средств массовой информации.

Заниматься журналистикой стало труднее, отмечают авторы доклада, поскольку журналист перестал быть «диспетчером» между информацией и её потребителями. Журналистика стала более «медлительной», так как СМИ недооценили возможности самостоятельного поиска информации.

Для «традиционных» СМИ ситуация выглядит весьма «нерадостно» и ведущие газеты, теле- и радиокомпании США продолжают сокращать численность репортёров. При этом они все больше интересуются Интернетом, однако до сих пор не смогли создать эффективную модель использования Всемирной сети, хотя пытаются это делать. С учётом посетителей сайтов, аудитория газет и журналов в целом выросла, но, как отмечается в докладе, многие издания рассчитывали на подписку на свои электронные версии, что могло бы компенсировать им часть убытков от падения тиражей, однако эти надежды не оправдались. Поэтому СМИ рассматривают вариант взимания отдельной платы за распространение собственных новостей в Интернете. Однако, в целом, новые тенденции не получили особого развития.

Авторы доклада считают, что информационный вакуум, теоретически, могут заполнять непрофессионалы — благодаря информационным технологиям и Интернету, люди смогут сообщать друг другу то, что они видели своими глазами. Однако, в 2006 году, по мнению экспертов группы, некоторые «интересные эксперименты» в современной журналистике остались фактически «за пределами» профессии. Речь в данном случае идёт, например, о блоггерской сети Global Voices, которая связывает добровольных репортёров с профессиональными редакторами. Исследователи также указывают на бурную популярность и разнообразие персональных интернет-дневников (блогов), в которых информация может появляться значительно быстрее, чем в традиционных СМИ, где журналисту нужно собирать и тщательно взвешивать факты. Причём эксперты отметили и важную особенность блогов — исправление неточностей в сообщениях прессы. Кроме того, новостные блоги переходят на новую ступень своего развития — культивирование скандалов и, в некоторых случаях, получают коммерческий успех.

Авторы доклада подчёркивают, что вопреки ожиданиям последних лет успехи таких ресурсов, как Google и Yahoo, которые занимаются сбором главных новостей мировых СМИ, оказались преувеличенными, поскольку эти ресурсы столкнулись с ограничениями.

Традиционные средства массовой информации пока не утратили возможностей для дальнейшего развития, указывают авторы доклада. Но несмотря на то, что пресса постепенно начинает использовать в своей работе новые возможности и технологии, её финансовые перспективы в ближайшем будущем выглядят не очень хорошо.

Следует также отметить, что в конце минувшего года центр Project for Excellence in Journalism пришёл к выводу, что собственниками крупнейших американских изданий в последние годы всё чаще пытаются стать дилетанты — люди, группы и структуры, ранее не занимавшиеся средствами массовой информации.

Организация Project for Excellence in Journalism базируется в Вашингтоне. Цель работы центра, как указано на его сайте, помочь профессиональным журналистам и потребителям лучше ориентироваться в информационной среде и понимать направления развития СМИ. Главный принцип экспертов — ничего не подвергать критике, а предоставлять объективный анализ ситуации в сфере массовых коммуникаций.

Источник: Средства массовой информации теряют популярность в США. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. — 13.03.2007. 17:40. URL: https://gtmarket.ru/news/media-advertising-marketing/2007/03/13/685
Публикации по теме
Последние новости
Популярные новости