Гуманитарные технологии Информационно-аналитический портал • ISSN 2310-1792
Гуманитарно-технологическая парадигма

В Европе и Азии по-разному воспринимают человеческие лица

Учёные из Университета Глазго (University of Glasgow) установили, что в Европе и Азии по-разному воспринимают человеческие лица, причём это восприятие формируется культурными особенностями регионов. Результаты работы специалистов опубликованы в журнале PLoS ONE и снабжены иллюстрациями и видеороликами.

Для участия в эксперименте исследователи пригласили 14 уроженцев Западной Европы и 14 уроженцев Восточной Азии, среди которых были как мужчины, так и женщины (средний возраст 24,4 лет и 23,2 лет соответственно). Испытуемым предложили рассматривать появляющиеся на экране компьютера фотографии случайных лиц азиатского и европейского происхождения. При помощи специального прибора EyeLink II (устройство для слежения за движениями глаз при рассматривании объектов) исследователи во время эксперимента записывали движения глаз наблюдателей.

Изображение различий в восприятии лиц между выходцами из Европы и Азии

Изображение различий в восприятии лиц между выходцами из Европы и Азии

Примечание: красным цветом показаны области восприятия лиц выходцами из Европы, синим цветом — области восприятия лиц выходцами из Азии.

Последующий анализ записанной прибором информации показал, что жители Европы концентрируют внимание на области глаз и частично на области рта (классический треугольник — глаза и рот), выделяя также какие-либо особенности лица, в то время как жители Азии чаще фиксируют взгляд на центральной части лица, что даёт им возможность воспринимать лицо в целом, общим планом. То есть, результаты эксперимента демонстрируют, что представители разных культур получают визуальную информацию (в частности, оценивают внешность), используя отличные стратегии. Исследователи отмечают, что в определённой степени их выводы согласуются с наблюдениями о том, что люди на Западе, как правило, используют стратегию аналитического восприятия для обработки визуальной среды, а люди на Востоке предпочитают использовать стратегию целостного восприятия.

По мнению исследователей, эти отличия не определяются генетически, а формируются на основе социального опыта, приобретаемого в ходе развития в условиях определённой культуры. Так, в восточноазиатской культуре прямой или пристальный взгляд считается грубостью, и, по словам учёных, эта социальная норма, возможно, повлияла на траекторию взгляда участвовавших в опыте выходцев из Азии. Предположение о культурном детерминизме подтверждается и данными о том, что стратегии восприятия у рождённых в Британии китайцев скорее ближе к европейским, нежели азиатским.

Восприятие лиц является одним из основных биологических навыков, который необходим для эффективного социального взаимодействия. С тех пор, как в 1960-е годы психологами были описаны закономерности этого восприятия, они считались независимыми от культуры и универсальными для любого человека на Земле. Согласно «классическим» представлениям, движения глаз при оценке лица происходят по треугольнику глаза — рот. Длительное время это правило применялось при разработке рекламных материалов или других эмоционально значимых изображений. Однако эти общепринятые модели не принимают во внимание культурные различия народов, указывают исследователи из Университета Глазго. «С помощью исследования движений глаз мы смогли показать, как социальный опыт влияет на то, как люди смотрят на лица окружающих, — говорит ведущий исследователь доктор Роберто Калдара (Roberto Caldara). — Наши результаты свидетельствуют о том, что визуальное восприятие не является общим для всех людей, как это считалось раньше. Стратегия, используемая для получения визуальной информации отличается в разных культурах».

Источник: В Европе и Азии по-разному воспринимают человеческие лица. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. — 21.08.2008. 21:57. URL: http://gtmarket.ru/news/culture/2008/08/21/1753
Ограничения: Настоящая публикация охраняется в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и предназначена только для некоммерческого использования в информационных, образовательных и научных целях. Копирование, воспроизведение и распространение текстовых, графических и иных материалов, представленных на данной странице, не разрешено.
Реклама:
Публикации по теме
Последние новости
Популярные новости