Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Всемирная организация интеллектуальной собственности отметила рекордное число международных заявок на регистрацию товарных знаков в 2008 году несмотря на экономический спад

Всемирная организация интеллектуальной собственности Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) сообщила, что в 2008 году, несмотря на сокращение темпов роста, получила рекордное число международных заявок на регистрацию товарных знаков — 42 075. Это на 5,3% больше, чем в 2007 году. В 2008 году международная активность в сфере товарных знаков оставалась в целом высокой. Процесс подачи заявок шёл активнее в первом полугодии 2008 года (+6,9% по сравнению с тем же периодом 2007 года), в то время как во втором полугодии, вследствие глобального экономического спада, наблюдалось его замедление (+3,9%).

Первое место по числу заявок от компаний, желающих обеспечить охрану своих товарных знаков в соответствии с Мадридской системой международной регистрации, вот уже 16 лет подряд занимает Германия. За ней следуют пользователи из Франции, Соединённых Штатов, Европейского Союза, Швейцарии, Италии, стран Бенилюкса, Китая, Японии и Австрии. Китай и затем Российская Федерация были наиболее часто указываемыми странами в международных заявках на регистрацию товарных знаков, что отражает устойчивый интерес иностранных компаний к торговой деятельности в этих государствах.

По словам генерального директора ВОИС Фрэнсиса Гарри, все более широкое использование международной системы товарных знаков подчёркивает их основополагающую роль в бизнесе, в особенности в нелёгкие для экономики времена. «Товарным знакам отведена ключевая роль в формировании доверия со стороны потребителей — важного фактора для компаний, борющихся с последствиями текущего экономического кризиса, — считает он. — Товарные знаки помогают компаниям создать и сохранить репутацию на рынке и генерируют добавленную стоимость торговых операций. Даже в сложной экономической ситуации компании признают, что товарный знак — стоящая инвестиция в репутацию компании и её долгосрочную устойчивость».

Региональные и национальные тенденции в сфере подачи заявок в 2008 году

В 2008 году на долю 27 государств-членов Европейского Союза пришлось более половины поданных международных заявок — 27 242. Пользователи из Германии подали 6 214 международных заявок, то есть 14,8% от общего числа (+2% по сравнению с 2007 года). За ними следуют пользователи из Франции — 4 218 заявок (10% от общего числа и рост на 7,3%). Компании из Соединённых Штатов оказались на третьем месте — 3 684 заявок, 8,8% от общего числа и незначительное сокращение (-1,5%) по сравнению с 2007 годом. Ведомство по гармонизации внутреннего рынка Европейского Союза (ВГВР) заняло четвёртое место с 3 600 международными заявками (+6,8%). Швейцария поднялась на пятую строчку (2 885 заявок, рост на 8,6%), обойдя переместившуюся на шестую позицию Италию (2 763 заявок, + 3,7%).

В минувшем году ряд стран существенно укрепил свои позиции вследствие значительного роста числа заявок. Так, Япония подала на 29,9% больше заявок, чем в 2007 году (1 278), переместившись с 12 места на 9. Российская Федерация (+33,9%) оказалась на 11 месте после 13 в 2007 году. Испания и Турция сохранили за собой 14 и 15 позицию, соответственно, при росте числа заявок на 14,2% (Испания) и 24,1% (Турция). Чехия переместилась с 17 места на 16 (+12%). Число заявок из Польши выросло на 41,5%, в результате чего страна передвинулась на 5 позиций вперёд и сейчас занимает 19 место. Словения находится на 23 позиции после 30 в 2007 году (+62,6%). Латвия на 31 месте (+48,7%), Лихтенштейн — на 32 (+14,2%), Сингапур — на 33 (+13,7%). Греция занимает 34 место (+46,3%), а Литва — 38 (+19,2%).

В 2008 году из развивающихся стран поступило 2 133 заявки на международную регистрацию товарных знаков, что составляет 5,1% от общего числа. При этом, наиболее значительный рост числа заявок был отмечен во Вьетнаме (+51,6%).

Общее число действующих международных регистраций достигло 503 650, включая рекордно высокий показатель, 40 985 регистраций (+6,5% по сравнению с 2007 года) в 2008 году. Они принадлежат 166 398 правообладателям, большинство из которых малые и средние предприятия.

Ведущие владельцы и заявители в 2008 году

Лидером в сфере подачи международных заявок на регистрацию товарных знаков стала компания Lidl (Германия) с 216 заявками в 2008 году. За ней следуют Nestle (Швейцария), Henkel (Германия), Boehringer Ingelheim (Германия), Novartis (Швейцария), Janssen Pharmaceutica (Бельгия), BSH Bosch und Siemens (Германия), Zhejiang Medicine Company (Китай), L’Oreal (Франция), Deutsche Telekom (Германия), AstraZeneca (Швеция), KRKA (Словения), Glaxo Group (Великобритания), Beiersdorf (Германия), MIP Metro (Германия), Hofer Kommanditgesellschaft (Австрия), 3 Suisses International (Франция), ITM Enterprises (Франция), Egis Gyogyszergyar (Венгрия), Actavis Group PTC (Исландия). Впервые в десятку ведущих заявителей попала компания из Китая — Zheijiang Medicine Company.

Компания Henkel (Германия) владеет наибольшим числом (2 731) международных регистраций товарных знаков в соответствии с Мадридской системой. На конец 2008 года в число двадцати ведущих владельцев международных торговых марок входили: Henkel (Германия), Janssen Pharmaceutica (Бельгия), Novartis (Швейцария), L’Oreal (Франция), Nestle (Швейцария), Unilever (Нидерланды), Sanofi-Aventis (Франция), ITM Enterprises (Франция), Siemens (Германия), BASF (Германия), Lidl (Германия), Biofarma (Франция), Richter Gideon (Венгрия), Boehringer Ingelheim (Германия), Syngenta (Швейцария), Philips (Нидерланды), Kraft Foods (Швейцария), Ecolab (Германия), Merck (Германия) и Deutsche Post Immobilienservice (Германия).

Наиболее часто указываемые страны в 2008 году

В 2008 году были получены уведомления о рекордном числе новых указаний (378 894), сделанных странами-членами Мадридского союза в международных регистрациях или путём последующих указаний. Таким образом, увеличение по сравнению с 2007 годом составило 2,3%. Подавая международную заявку на регистрацию товарного знака, заявители должны указать страны-члены Мадридского союза, в которых они хотят получить охрану своего знака. Позднее заявители могут распространить действие полученной международной регистрации на других членов путём подачи последующего указания. Таким образом, владелец международной регистрации может расширить географический охват охраны знака в соответствии с потребностями своего бизнеса.

Четвёртый год подряд Китай становится наиболее часто указываемой страной — 17 829 указаний, что составляет 4,7% от общего числа новых указаний (+6,9% в сравнении с 2007 годом). Второй по числу указаний страной стала Российская Федерация — 16 768 указаний (+8,5%), затем США- 15 715 указаний (+7,5%), Швейцария — 14 907 указаний (+2,6%), Европейский Союз — 14 502 указаний (+13,8%) и Япония — 12 748 указаний (+3,7%).

EC продолжает оставаться предпочтительным целевым рынком для указаний. Получив в 2008 году 14 502 указания (+13,8%), Европейский Союз занял 5 место среди наиболее часто указываемых государств-членов Мадридского союза.

Среди стран, укрепивших свои позиции в списке наиболее часто указываемых стран, следует упомянуть Украину (7 место после 8 годом ранее), Сингапур (12 место после 14), Беларусь (15 место после 19), Сербию (16 место после 21), Черногорию (23 место после 35) и Вьетнам (24 место после 29).

Профиль и расходы в связи с регистрациями, осуществлёнными в 2008 году

В 2008 году заявители, испрашивающие международную охрану своего товарного знака в соответствии с Мадридской системой, в своей заявке в среднем указывали 8 стран-участниц, а 59% регистраций содержали от одного до пяти указаний.

При подаче заявки на регистрацию товарного знака заявитель должен указать товары и услуги, в отношении которых будет применяться данный товарный знак, в соответствии с международной системой классификации, известной под названием «Ниццкая классификация». Наиболее популярными классами товаров и услуг в международных регистрациях товарных знаков, осуществлённых в 2008 году, были: Класс 9 (охватывающий, например, компьютерное оборудование и программное обеспечение) на долю которого в заявках приходилось 8,5%, Класс 35 (такие услуги, как реклама, деловое управление и офисная служба) — 7,1%, Класс 42 (услуги, предоставляемые, например, научными, промышенными или технологическими инженерами и компьютерными специалистами) — 5,6%, Класс 25 (одежда, обувь и головные уборы) — 4,9% и Класс 41 (услуги в сфере образования, обеспечения учебного процесса, развлечений, организации спортивных и культурно-просветительных мероприятий) — 4,5%.

В 2008 году за международную регистрацию заявители в среднем уплачивали пошлину в размере 3 734 швейцарских франков, а в отношении 80% регистраций уплаченные пошлины составляли менее 5 000 швейцарских франков.

Число продлений регистраций выросло на 11,4%, достигнув 19 472. Мадридская система позволяет осуществлять централизованное управление портфелем международных товарных знаков, поскольку предусматривает процедуры, позволяющие владельцам вносить изменения в международные регистрации путём подачи только одного заявления в ВОИС. В 2008 году было внесено в общей сложности 91 300 изменений, что составило рост на 7,1% по сравнению с 2007 годом.

Страны мира по числу поданных заявок на международную регистрацию товарных знаков в 2008 году

Доли в рамках общего числа заявок в 2008 году и темпы роста по сравнению с 2007 годом
Страна происхождения 2004 2005 2006 2007 2008 Доля Рост
1 Германия 5,395 5,803 5,663 6,090 6,214 14.8% 2.0%
2 Франция 3,518 3,497 3,705 3,930 4,218 10.0% 7.3%
3 Соеди­нён­ные Штаты Америки 1,737 2,849 3,148 3,741 3,684 8.8% -1.5%
4 Европейское сообщество 354 1,852 2,445 3,371 3,600 8.6% 6.8%
5 Швейцария 2,133 2,235 2,468 2,657 2,885 6.9% 8.6%
6 Италия 2,499 2,340 2,958 2,664 2,763 6.6% 3.7%
7 Страны Бенилюкс 2,482 2,426 2,639 2,510 2,667 6.3% 6.3%
8 Китай 1,015 1,334 1,328 1,444 1,585 3.8% 9.8%
9 Япония 692 893 847 984 1,278 3.0% 29.9%
10 Австрия 1,181 1,191 1,117 1,134 1,245 3.0% 9.8%
11 Россия 575 604 622 889 1,190 2.8% 33.9%
12 Велико­британия 917 1,016 1,054 1,178 1,162 2.8% -1.4%
13 Австралия 683 852 1,100 1,169 1,092 2.6% -6.6%
14 Испания 866 854 994 859 981 2.3% 14.2%
15 Турция 593 787 733 717 890 2.1% 24.1%
16 Чехия 615 547 559 541 607 1.4% 12.2%
17 Дания 441 510 479 573 565 1.3% -1.4%
18 Швеция 462 409 400 478 476 1.1% -0.4%
19 Польша 344 334 339 294 416 1.0% 41.5%
20 Болгария 334 391 426 431 386 0.9% -10.4%
21 Норвегия 218 235 312 403 368 0.9% -8.7%
22 Порту­галия 175 263 276 355 344 0.8% -3.1%
23 Словения 201 180 177 182 296 0.7% 62.6%
24 Финляндия 198 208 239 278 282 0.7% 1.4%
25 Сербия 86 107 157 275 282 0.7% 2.5%
26 Украина 78 105 133 195 217 0.5% 11.3%
27 Венгрия 231 152 217 438 214 0.5% -51.1%
28 Хорватия 135 79 150 185 200 0.5% 8.1%
29 Словакия 249 215 241 190 187 0.4% -1.6%
30 Южная Корея 127 148 190 330 186 0.4% -43.6%
31 Латвия 109 81 103 115 171 0.4% 48.7%
32 Лихтен­штейн 89 96 129 148 169 0.4% 14.2%
33 Сингапур 93 138 161 146 166 0.4% 13.7%
34 Греция 49 65 81 80 117 0.3% 46.3%
35 Исландия 33 39 92 110 101 0.2% -8.2%
36 Румыния 58 101 97 103 99 0.2% -3.9%
37 Эстония 75 72 96 101 93 0.2% -7.9%
38 Литва 63 101 84 78 93 0.2% 19.2%
39 Марокко 57 66 119 93 73 0.2% -21.5%
40 Беларусь 29 24 23 63 69 0.2% 9.5%
Другие страны 283 378 370 423 444 1.1% 5.0%
Итого 29,472 33,577 36,471 39,945 42,075 100% 5.3%

Система международной регистрации товарных знаков, административные функции которой выполняет ВОИС, регулируется двумя договорами — Мадридским соглашением о международной регистрации товарных знаков и Мадридским протоколом. Она предоставляет владельцу торговой марки возможность получения охраны принадлежащего ему знака в 84 странах путём подачи одной заявки на одном языке (английском, французском или испанском) и уплаты одного набора пошлин в одной валюте (швейцарские франки). Международная регистрация согласно Мадридской системе имеет такое же действие, как заявка на регистрацию знака, поданная в каждой из указанных заявителем договаривающихся сторон. После этого международная регистрация может поддерживаться в силе и продляться посредством единой процедуры. Если ведомство по товарным знакам указанной договаривающейся стороны не отказывает в охране, охрана знака является такой же, как если бы он был зарегистрирован этим ведомством. Таким образом, Мадридская система предоставляет владельцам товарных знаков экономичный и эффективный способ обеспечения охраны на принадлежащие им знаки в ряде стран путём подачи одной заявки.

Первая международная регистрация товарного знака по Мадридской системе была осуществлена в 1893 году. Он принадлежал швейцарскому производителю шоколада Russ Suchard et Cie, однако сейчас этот знак уже не действует. Старейшая международная регистрация товарного знака, которая до сих пор действует в результате множества продлений, принадлежит швейцарской часовой фирме Longines. Этот товарный знак был впервые зарегистрирован в 1893 году. В 1986 году состоялась регистрация 500 тысячного знака, который был зарегистрирован фирмой Sandoz AG (Швейцария), в настоящее время принадлежит BASF SE, Германия. В августе 2006 года ВОИС зарегистрировала 900 тысячную международную регистрацию товарного знака (компания Gesellschaft fur Mikrotechnologie mbH, Германия), а всего лишь через три года был зарегистрирован миллионный товарный знак. Быстрые темпы роста Мадридской системы, наблюдающиеся в последние десятилетия, отражают всё большую интернационализацию торговли и более широкое признание коммерческого значения товарных знаков. Международный реестр товарных знаков расположен в штаб-квартире ВОИС в Женеве, Швейцария.

Источник: Всемирная организация интеллектуальной собственности отметила рекордное число международных заявок на регистрацию товарных знаков в 2008 году несмотря на экономический спад. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. — 12.03.2009. 17:59. URL: https://gtmarket.ru/news/corporate/2009/03/12/2108
Публикации по теме
Последние новости
Популярные новости