Гуманитарные технологии Информационно-аналитический портал • ISSN 2310-1792
Гуманитарно-технологическая парадигма

Исследование АЕБ и GfK: Европейский бизнес приспосабливается к новым трудным условиям работы в России

GfK Европейские компании, ведущие бизнес в Российской Федерации, на фоне экономического кризиса в России и продолжающегося геополитического кризиса вокруг Украины ожидают увеличения сроков окупаемости бизнеса и прогнозируют дальнейшее снижение объёмов инвестиций. Наиболее проблемными вопросами для бизнеса в России остаются бюрократия и отсутствие квалифицированного персонала. Такие данные были получены в ходе совместного исследования Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) и международной исследовательской группы GfK — «Стратегии и перспективы компаний-членов АЕБ в России» (Strategies and Prospects of AEB Member Companies In Russia). В России результаты исследования представляет российское подразделение группы GfK — Международный институт маркетинговых и социальных исследований GfK Русь.

Исследование проводилось весной 2015 года среди компаний-членов АЕБ с целью анализа российского инвестиционного климата и потребностей европейского бизнеса. В нынешнем году исследование дополнилось вопросами о введении ЕС и США санкций в отношении России, введении Россией ответных санкций, влиянии девальвации рубля и различных международных рейтингов на деятельность компаний. Данные опроса сравнивались с результатами, полученными в рамках прошлогоднего исследования. Методика опроса — онлайн и личные интервью с топ-менеджерами компаний-членов АЕБ. В этом году в опросе участвовало 108 европейских компаний. Компании, принявшие участие в исследовании, являются разнопрофильными: были представлены рынки профессионального сервиса, автомобильный рынок, финансовый рынок, рынок инжиниринга, фармацевтический рынок и другие. Численность сотрудников опрошенных компаний разнится от 50 до 5000 человек.

Как показали результаты исследования, комплексный индекс, отражающий настроения и ожидания европейских предпринимателей относительно бизнеса в России, снизился по сравнению с 2014 годом на 9 пунктов и составил 106 баллов из 200 возможных. В 2014 году данный показатель составлял 115, в 2013 году — 144 пункта, в 2012 году — 159. В 2014 году общая политическая и экономическая обстановка в России и за её пределами постоянно ухудшалась, что к концу года привело к острому финансовому кризису. В I квартале 2015 года топ-менеджеры компаний-членов АЕБ стали пессимистичнее оценивать перспективы экономического развития России и своего бизнеса. Индекс предпринимательских настроений в 2015 году продолжил падение, хотя не так резко, как в 2014 году. По сравнению с прошлым годом индекс снизился на 9 пунктов и составил 106 пунктов, покинув таким образом зону положительных настроений и переместившись в нейтральную зону.

По результатам 2014 года отмечено снижение экономических показателей европейских компаний в России по сравнению с прошедшими годами. Так, 55% топ-менеджеров компаний, принявших участие в исследовании, утверждают, что оборот их компаний за прошедший год вырос, но в 2014 году рост оборота отмечали 69%, а в 2013 — 78% участников. Ещё 5% компаний, участвовавших в исследовании, указали, что попали непосредственно под действие санкций ЕС и США, и 16% — частично. При этом 70% всех опрошенных сообщают об их негативном влиянии. Ответными мерами России напрямую были затронуты 2% компаний, частично — 7%. Отрицательный эффект от них ощутили 38% всех компаний. Наибольшее негативное влияние на бизнес европейских компаний в России оказала девальвация рубля; об этом сообщили 81% опрошенных. Снижение позиций России и российских компаний в международных рейтингах отрицательно повлияло на состояние бизнеса в 47% компаний. В то же время улучшение показателей России в рейтинге Doing Business оказалось незамеченным европейскими компаниями: 82% сообщили, что улучшенный результат России никак не влияет на их дела.

Среди основных препятствий для развития бизнеса сегодня в России европейские компании по-прежнему называют бюрократию, нормативные ограничения и отсутствие квалифицированного персонала, хотя ситуация несколько улучшилась за последний год. Заметное ухудшение произошло по такому показателю как надёжность цепочек поставок; на её недостаток указали 26% опрошенных (против 18% в 2014 году). Однако, судя по оценкам своих результатов в I квартале 2015 года, ожидания бизнеса были ещё хуже. В 2015 году 24% опрошенных ответили, что состояние экономики хуже, чем ожидалось. В 2014 году таких было 52%. Напротив, 22% предпринимателей сообщили, что экономические условия оказались лучше ожидаемого. В 2014 году так говорили лишь 6%. Сократилось и количество компаний, ожидающих роста оборота своего бизнеса в ближайшие три года. В 2015 году в рост бизнеса верят 55% компаний против 72% в 2014 году. Кроме этого, европейские предприниматели пересматривают свои оценки по срокам достижения безубыточности и возврата инвестиций в России. Теперь доля тех, кто считает, что сроки выхода на безубыточный уровень составят 1–3 года, снизилась с 56% в 2014 до 49% в 2015 году. Доля тех, кто считает, что выход на безубыточность займёт до 4–5 лет, выросла до 25% в 2015 году с 15% в 2014 году. В 2015 году рекордно высокое количество участников исследования ожидают снижения инвестиционной активности. Что касается ближайших 2–3 лет, то представители 39% опрошенных компаний ожидают снижения иностранных инвестиций в Россию. Доля же тех, кто считает, что инвестиции в Россию будут расти, снижается из года в год (в 2012 году — 70%, 2013 — 59%, 2014 — 31%, 2015 — 23%). Несмотря на довольно существенное ухудшение ряда показателей и снижение ожиданий роста экономики России в краткосрочной перспективе (1–2 года), в долгосрочной перспективе (6–10 лет) 73% участников исследования рассчитывают на уверенный рост экономики России. Авторы доклада отмечают и другие позитивные моменты, выявленные в результате исследования: настроения европейского бизнеса относительно ситуации в России стабилизируются; предпринимательские настроения хотя и продолжили падение в 2015 году, однако не таким темпами, как в 2014 году. Настроение бизнеса находится пока больше в нейтральной, чем в отрицательной зоне, а долгосрочные перспективы развития России рассматриваются как очень высокие.

Комментирует Александр Демидов, генеральный директор GfK в России: «Создаётся впечатление, что после шока весны прошлого года и связанных с ним негативных ожиданий европейский бизнес приспосабливается к новым трудным условиям работы в России».

Комментирует Франк Шауфф, генеральный директор Ассоциации европейского бизнеса в России: «2014 год, безусловно, стал сложным для европейского бизнеса в России, но компании быстро адаптировались к новым «правилам игры», начали выстраивать стратегии развития бизнеса, в том числе опираясь на локализацию производства».

Источник: Исследование АЕБ и GfK: Европейский бизнес приспосабливается к новым трудным условиям работы в России. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. — 16.06.2015. 19:55. URL: http://gtmarket.ru/news/2015/06/16/7205
Ограничения: Настоящая публикация охраняется в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и предназначена только для некоммерческого использования в информационных, образовательных и научных целях. Копирование, воспроизведение и распространение текстовых, графических и иных материалов, представленных на данной странице, не разрешено.
Реклама:
Публикации по теме
Последние новости
Популярные новости