Гуманитарные технологии Информационно-аналитический портал • ISSN 2310-1792
Гуманитарно-технологическая парадигма

Исследование Brand Analytics: Эмоциональное состояние российских пользователей социальных медиа в первой половине 2015 года

Brand Analytics Российский аналитический центр Brand Analytics представил результаты исследования, проведённого ко Дню России в рамках проекта по мониторингу и анализу социальных медиа, — о том, чего больше — любви или ненависти — в сообщениях российских пользователей социальных сетей в первой половине 2015 года. Главный вывод исследования: несмотря на сложную политическую и экономическую ситуацию, в стране сохраняется позитивный эмоциональный фон. Самыми позитивными регионами России стали Республика Марий-Эл и Ленинградская область.

Исследование социальных медиа проводилось с 26 мая по 8 июня 2015 года при помощи системы мониторинга и анализа упоминаний в социальных медиа, которая в режиме реального времени собирает и анализирует публичные сообщения из таких источников как Twitter, ВКонтакте, LiveJournal, YouTube, Facebook и других социальных медиа, а также интернет-СМИ и тематических сайтов. Анализировались русскоязычные упоминания любви и ненависти от первого лица — позитивные (например, «я люблю», «обожаю») и негативные (например, «я ненавижу», «меня раздражает»). Всего проанализировано более 320 миллионов сообщений от 25 миллионов авторов.

За исследуемый период эмоции, которые можно охарактеризовать как «любовь» или «ненависть», суммарно упоминались в потоке сообщений более 4,6 миллионов раз. В подавляющем большинстве сообщений (80,8%) преобладали позитивные эмоции («я люблю», «мне нравится» и так далее), тогда как негативный настрой («я ненавижу», «меня раздражает» и так далее) присутствовал в меньшем объёме сообщений (19,2%). По сравнению с исследованием 2014 года общее соотношение позитивных и негативных эмоций осталось примерно тем же (см. исследование по итогам 2014 года).

При анализе сообщений в региональном аспекте, был рассчитан индекс для каждого субъекта федерации (см. таблицу ниже), который представляет собой отношение количества сообщений о любви к количеству сообщений о ненависти. Благодаря данному показателю можно выделить точки наибольшего позитива и негатива. Как оказалось, регионов с преобладанием негатива в сообщениях не обнаружено: все субъекты имеют положительные индексы больше 1.

Самыми позитивными регионами России в первой половине 2015 года стали Республика Марий-Эл и Ленинградская область (индекс 5,1 пункта). За ними следуют Вологодская область и Республика Карелия с индексом 4,9. На пятой строчке с индексом 4,8 — Челябинская область. Чуть ниже с индексом 4,7 — Оренбургская область и Республика Татарстан.

Максимум негатива, как и ранее, был зафиксирован в Чеченской Республике с индексом 2,7 (последнее место в рейтинге), а также соседних регионах — Ингушетии, Дагестане, Карачаево-Черкессии и Кабардино-Балкарии. Кроме них, низкие позиции занимает в рейтинге Республика Саха (Якутия).

Наибольший рост индекса показал Ненецкий автономный округ, который поднялся сразу на 48 строчек и занял 25 место рейтинга с индексом 4,4. В большинстве сообщений, жители Ненецкого округа выражают эмоции в отношении к своим близким: «признаются в любви» родителям и детям, радуются встречам с друзьями, негативные эмоции также связаны в первую очередь с семейными неурядицами и бытовыми проблемами. По опыту предыдущих исследований, подобное концентрирование эмоций на семье как правило связано с улучшениями в общей социальной обстановке в регионе — при повышении качества жизни люди более открыты к публичному проявлению позитивных эмоций. На 33 позиции поднялась Тюменская область с индексом 4,5 (17 место рейтинга), на 30 позиций — Московская область с индексом 4,4 поднялась на 30 позиций (27 место), на 28 позиций — Новгородская область с индексом 4,4 (23 место).

Отрицательная динамика индекса сохранилась в Республике Алтай (индекс 4,1), снижение в рейтинге составило 52 позиции и переместило Алтай из традиционных лидеров на 55 место в рейтинге. Также серьёзные падения индекса зафиксированы во Владимирской области (индекс 4,2), снижение в рейтинге на 43 позиции, Республике Адыгея (3,8) — минус 42 позиции и Еврейской автономной области (4,2) — минус 38 позиций. Наряду с этим, существенное снижение позиций наблюдается в Севастополе (индекс 4,1), минус 31 позиция и 50 место в рейтинге. Снижение индекса Севастополя связано с существенным количеством негативных сообщений о росте цен от жителей региона.

Интересно, что в социальных медиа негативным является общий фон обсуждений, однако ярко выраженные «точки негатива» в регионах отсутствуют. Пользователи социальных медиа продолжают выражать негативные эмоции по поводу учёбы и работы, конфликтов с друзьями, роста цен, а также сиюминутных раздражителей. Большое количество негатива вызывают неуместные вопросы и недостаток времени. Сообщения о любви связаны в основном с признаниями в нежных чувствах любимым, семье и друзьям. Не меньше сообщений содержат позитивные эмоции в адрес погоды, причём самой разнообразной, выходных и праздничных дней и самой жизни. Большое количество «признаний в любви» посвящено искусству — музыкальным композициям, артистам, кинофильмам и так далее.

Эмоциональное состояние пользователей социальных медиа в регионах России

Регион Индекс любви Любовь Ненависть Тренд
1 Республика Марий Эл 5,1 83,68% 16,32% 20
2 Ленинградская область 5,1 83,66% 16,34% 15
3 Вологодская область 4,9 83,19% 16,81% 12
4 Республика Карелия 4,9 83,16% 16,84% 2
5 Челябинская область 4,8 82,69% 17,31% 11
6 Республика Татарстан 4,7 82,54% 17,46% 1
7 Оренбургская область 4,7 82,46% 17,54% 3
8 Республика Башкортостан 4,6 82,17% 17,83% 4
9 Республика Хакасия 4,6 82,12% 17,88% -8
10 Республика Коми 4,6 82,10% 17,90% 19
11 Костромская область 4,6 82,08% 17,92% -9
12 Чувашская Республика 4,6 82,00% 18,00% 26
13 Тамбовская область 4,5 81,92% 18,08% 7
14 Архангельская область 4,5 81,84% 18,16% 14
15 Нижегородская область 4,5 81,79% 18,21% -4
16 Забайкальский край 4,5 81,74% 18,26% 6
17 Тюменская область 4,5 81,69% 18,31% 33
18 Кировская область 4,4 81,51% 18,49% 26
19 Ульяновская область 4,4 81,51% 18,49% 26
20 Псковская область 4,4 81,49% 18,51% -6
21 Удмуртская Республика 4,4 81,46% 18,54% 10
22 Курганская область 4,4 81,44% 18,56% -14
23 Новгородская область 4,4 81,44% 18,56% 28
24 Свердловская область 4,4 81,43% 18,57% 16
25 Ненецкий автономный округ 4,4 81,40% 18,60% 48
26 Республика Калмыкия 4,4 81,39% 18,61% -22
27 Московская область 4,4 81,35% 18,65% 30
28 Ивановская область 4,3 81,26% 18,74% -3
29 Красноярский край 4,3 81,25% 18,75% -6
30 Ханты-Мансийский автономный округ 4,3 81,24% 18,76% 2
31 Тверская область 4,3 81,23% 18,77% -13
32 Республика Бурятия 4,3 81,14% 18,86% -6
33 Курская область 4,3 81,13% 18,87% -9
34 Смоленская область 4,3 81,10% 18,90% 0
35 Брянская область 4,3 81,05% 18,95% 7
36 Калининградская область 4,3 80,96% 19,04% -9
37 Ярославская область 4,3 80,95% 19,05% 23
38 Кемеровская область 4,2 80,92% 19,08% 14
39 Республика Мордовия 4,2 80,92% 19,08% -6
40 Республика Тыва 4,2 80,87% 19,13% -3
41 Липецкая область 4,2 80,87% 19,13% -28
42 Белгородская область 4,2 80,81% 19,19% 14
43 Самарская область 4,2 80,77% 19,23% 10
44 Республика Крым 4,2 80,76% 19,24% 4
45 Орловская область 4,2 80,75% 19,25% -9
46 Калужская область 4,2 80,62% 19,38% 0
47 Еврейская автономная область 4,2 80,60% 19,40% -38
48 Владимирская область 4,2 80,59% 19,41% -43
49 Москва 4,2 80,59% 19,41% 16
50 Севастополь 4,1 80,58% 19,42% -31
51 Ямало-Ненецкий автономный округ 4,1 80,55% 19,45% -2
52 Ростовская область 4,1 80,55% 19,45% 14
53 Краснодарский край 4,1 80,52% 19,48% 11
54 Волгоградская область 4,1 80,50% 19,50% 4
55 Республика Алтай 4,1 80,48% 19,52% -52
56 Тульская область 4,1 80,46% 19,54% 3
57 Сахалинская область 4,1 80,43% 19,57% 14
58 Мурманская область 4,1 80,35% 19,65% -19
59 Пермский край 4,1 80,34% 19,66% -16
60 Новосибирская область 4,1 80,32% 19,68% 7
61 Рязанская область 4,1 80,32% 19,68% 2
62 Пензенская область 4,1 80,25% 19,75% -27
63 Астраханская область 4,1 80,25% 19,75% -2
64 Омская область 4,1 80,25% 19,75% -10
65 Воронежская область 4,1 80,23% 19,77% -10
66 Иркутская область 4,0 80,13% 19,87% -4
67 Санкт-Петербург 4,0 80,11% 19,89% 5
68 Алтайский край 4,0 80,07% 19,93% -27
69 Хабаровский край 3,9 79,74% 20,26% -1
70 Ставропольский край 3,9 79,69% 20,31% 0
71 Саратовская область 3,9 79,61% 20,39% -2
72 Республика Адыгея 3,8 79,29% 20,71% -42
73 Приморский край 3,8 79,04% 20,96% 1
74 Амурская область 3,8 79,00% 21,00% -27
75 Томская область 3,7 78,74% 21,26% 0
76 Камчатский край 3,5 77,89% 22,11% 1
77 Магаданская область 3,5 77,66% 22,34% 2
78 Республика Северная Осетия 3,4 77,19% 22,81% -2
79 Чукотский автономный округ 3,3 76,66% 23,34% -1
80 Республика Карачаево-Черкесия 3,2 76,21% 23,79% 0
81 Кабардино-Балкарская Республика 3,1 75,53% 24,47% 0
82 Республика Саха (Якутия) 3,0 75,10% 24,90% 1
83 Республика Ингушетия 2,9 74,54% 25,46% 2
84 Республика Дагестан 2,9 74,08% 25,92% 0
85 Чеченская Республика 2,7 72,73% 27,27% -3
Источник: Исследование Brand Analytics: Эмоциональное состояние российских пользователей социальных медиа в первой половине 2015 года. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. — 10.06.2015. 18:00. URL: http://gtmarket.ru/news/2015/06/10/7195
Ограничения: Настоящая публикация охраняется в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и предназначена только для некоммерческого использования в информационных, образовательных и научных целях. Копирование, воспроизведение и распространение текстовых, графических и иных материалов, представленных на данной странице, не разрешено.
Реклама:
Публикации по теме
Последние новости
Популярные новости