Гуманитарные технологии Информационно-аналитический портал • ISSN 2310-1792
Гуманитарно-технологическая парадигма

Исследование PricewaterhouseCoopers: Обзор частного и семейного бизнеса в России в 2014 году

PricewaterhouseCoopers Международная аудиторская компания PricewaterhouseCoopers (PwC) представила обзор частного и семейного бизнеса в России, подготовленный по результатам опроса собственников и руководителей частных российских компаний, проведённого в рамках международного исследования частного и семейного бизнеса (Global Family Business Survey 2014).

В этом году специалисты PwC опросили около 2 484 руководителей бизнеса в 40 странах, 57 из них представляли российские компании. Оборот компаний, участвовавших в опросе, составляет от $ 5 млн. до $ 1 млрд. Основная задача исследования заключалась в том, чтобы определить тенденции развития частного и семейного бизнеса по всему миру и узнать, какие перспективы видят перед собой владельцы частных компаний, насколько далеко вперёд они готовы заглядывать при планировании, как реагируют на общую экономическую ситуацию и какие препятствия считают наиболее существенными на пути к росту. Ниже представлены основные выводы исследования, а полный текст обзора «Всемирное исследование частного и семейного бизнеса 2014» и доклад по результатам исследования в России представлены в приложении (см. файлы PDF).

В контексте данного исследования «частная или семейная компания» определяется как компания, в которой: 1) большинство голосов принадлежит лицу, которое учредило или приобрело эту компанию (либо его супругу/супруге, родителям, детям или прямым наследникам детей); 2) по крайней мере один представитель семьи участвует в руководстве или в управлении компанией; 3) в случае если речь идёт о компании, зарегистрированной на бирже, лицо, учредившее или приобретшее компанию (или члены его семьи), владеет 25% прав голоса посредством своего акционерного капитала и по меньшей мере один член семьи является членом Совета директоров компании.

Основные выводы исследования по России:

  1. Развитие компании в долгосрочной перспективе является наиболее важной целью, которую компании планируют достичь в ближайшие пять лет. На втором месте по важности стоят факторы, способствующие достижению этой цели: привлечение высококвалифицированных специалистов и более профессиональное управление бизнесом.
  2. Основными препятствиями на пути к росту представители частных и семейных компаний считают государственную политику и регулирование, общую экономическую ситуацию, трудности с привлечением и удержанием ведущих специалистов, а также необходимость сконцентрироваться на прибыльности бизнеса.
  3. 72% российских частных и семейных компаний продемонстрировали рост за прошедший год. Аналогичный показатель по международному рынку в целом составляет 65%.
  4. 86% частных и семейных компаний в России рассчитывают на рост и в следующие пять лет (при этом 23% из них планируют быстрый и интенсивный рост, аналогичный показатель по международному рынку в целом составляет 15%).
  5. Как общая экономическая ситуация, так и трудности с привлечением и удержанием ведущих специалистов станут основными проблемами частного и семейного бизнеса в России в следующие пять лет. При этом политическая и рыночная нестабильность волнует российские компании в меньшей степени, чем два года назад.
  6. За последние два года возросло число владельцев российских частных и семейных компаний, которые планируют передать право собственности и бразды правления представителям нового поколения. Из них 4% планируют передачу владения бизнесом следующему поколению, но с привлечением к управлению внешних менеджеров. Тем не менее, половина респондентов планирует продать свой бизнес или разместить свои акции на бирже, хотя их число в последнее время несколько снизилось.
  7. 45% частных и семейных компаний в России применяют определённые процедуры, которые позволяют им решать проблемы и урегулировать конфликтные ситуации внутри семьи. Лишь 5% имеют эффективный и документально оформленный план преемственности.
  8. Представители частных и семейных компаний в России считают, что их компании находятся в более выгодном положении по сравнению с другими компаниями, не являющимися частным бизнесом, поскольку в них сильнее развит дух предпринимательства и они способны принять на себя больше рисков.
  9. Частный бизнес также признает и собственные недостатки: ограниченный доступ к капиталу и, как следствие, трудности в период экономического кризиса.

Комментирует Алина Лаврентьева, партнёр, руководитель практики по оказанию консультационных услуг частным компаниям PwC в России: «Частный и семейный бизнес играет важную роль в экономическом и социальном развитии страны. И мы рады отметить, что полученные результаты подтверждают, что большинство российских частных и семейных компаний демонстрируют стабильный рост. Однако, в нынешнем экономическом климате российские частные компании понимают, что им придётся быстрее адаптироваться к переменам, управлять своей деятельностью на значительно более высоком профессиональном уровне и уделять большое внимание привлечению высококвалифицированных сотрудников. Именно это позволит им обеспечить будущее в долгосрочной перспективе».

Файлы для загрузки Размер
PwC_Private_Business_in_Russia_Survey_2014 1.57 Мб
PwC_Family_Business_Survey_Global_2014 3.61 Мб
Источник: Исследование PricewaterhouseCoopers: Обзор частного и семейного бизнеса в России в 2014 году. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. — 20.11.2014. 17:00. URL: http://gtmarket.ru/news/2014/11/20/6981
Ограничения: Настоящая публикация охраняется в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и предназначена только для некоммерческого использования в информационных, образовательных и научных целях. Копирование, воспроизведение и распространение текстовых, графических и иных материалов, представленных на данной странице, не разрешено.
Реклама:
Публикации по теме
Последние новости
Популярные новости