Гуманитарные технологии Информационно-аналитический портал • ISSN 2310-1792
Гуманитарно-технологическая парадигма

Исследование «Старт Маркетинг»: Портрет идеального мужчины и идеальной женщины

Старт Маркетинг Маркетинговое агентство «Старт Маркетинг» представило результаты исследования гендерных идеалов среди российских мужчин и женщин. Выяснилось, что современные мужчины больше всего ценят в женщине внешнюю привлекательность и хозяйственность, а для представительниц прекрасного пола самыми важными качествами избранника являются твёрдость характера и способность много зарабатывать.

Опрос проводился в ноябре 2013 года в рамках комплексного исследования «Этико-мировоззренческий профиль россиян». Выборка исследования составила 1192 человека в возрасте 18–40 лет. География исследования включала в себя города Сибирского Федерального Округа. Статистическая погрешность не превышает 2,84%.

Каждому участнику опроса предлагалось выбрать из первоначального списка три качества, которые он считает самыми важными для идеального мужчины или идеальной женщины. Всего в списке присутствовало десять качеств: внешняя привлекательность, способность сексуально удовлетворять партнёра, внимательность и чуткость, хозяйственность в доме, умение много зарабатывать, чувство юмора, высокий уровень интеллекта, решительность и твёрдость характера, добродетельность и любовь к людям, целомудренность и смирение. По результатам опроса был составлен сводный «рейтинг» личностных качеств, которые наиболее востребованы мужчинами в женщинах или женщинами в мужчинах (см. диаграммы ниже).

Гендерные идеалы

Оказалось, что идеальная женщина в первую очередь должна быть внешне привлекательной (об этом сказали 72,4% мужчин), хозяйственной (64,8%), внимательной и чуткой (41,9%), добродетельной, с любовью относящейся к другим людям (28,5%), а также способной сексуально удовлетворить своего партнёра (27,8%).

Исследование «Старт Маркетинг»: портрет идеального мужчины и идеальной женщины. Диаграмма 1

В свою очередь, идеальный мужчина, прежде всего, должен обладать такими качествами, как решительность и твёрдость характера (на этом сделали акцент 50,5% женщин), умение много зарабатывать (45,3%), внимательность и чуткость (41,5%), чувство юмора (31,8%), внешняя привлекательность (30,6%).

Исследование «Старт Маркетинг»: портрет идеального мужчины и идеальной женщины. Диаграмма 2

Следует обратить внимание, что ответы мужчин чаще совпадали друг с другом, в результате чего в образе идеальной женщины наметились очень чёткие акценты: самое востребованное качество — внешняя привлекательность — получило почти три четверти голосов.

Портрет идеального мужчины, напротив, вышел достаточно «усреднённым»: второе по популярности качество получило лишь немного меньше голосов, чем первое, третье — чем второе и так далее. Очевидно, это следствие меняющейся социальной роли мужчины в современном обществе. Он по-прежнему считается главой семьи, но de facto далеко не всегда им является, как и не является основным источником семейного дохода. Это создаёт определённую путаницу и в сознании женщин, которые не знают, воспринимать ли им мужчин, как защитников, как спонсоров, как приятелей или просто как сексуальных партнёров.

Самоидентификация мужчин и женщин

В рамках исследования также было определено, какой набор качеств мужчины и женщины считают идеальным для своего собственного пола.

Исследование «Старт Маркетинг»: портрет идеального мужчины и идеальной женщины. Диаграмма 3

По мнению самих представительниц прекрасного пола, идеальная женщина объединяет в себе хозяйственность (67,7%), внешнюю привлекательность (62,9%), внимательность и чуткость (40,6%), целомудренность и смирение (31,4%), добродетельность и любовь к людям (28,8%). Остальные качества важны в гораздо меньшей степени.

Если сравнить получившийся портрет с образом идеальной женщины, нарисованном в сознании мужчин, то мы получим следующие расхождения. Мужчины больше ценят в женщинах внешность (отклонение 9,5%) и способность сексуально удовлетворять партнёра (отклонение 7,2%), чем сами женщины ценят эти качества в себе. Таким образом, мужской идеал женщины, безусловно, можно назвать более «приземленным».

Исследование «Старт Маркетинг»: портрет идеального мужчины и идеальной женщины. Диаграмма 4

Мужчины же видят идеальный «джентльменский набор» в сочетании таких качеств, как умение много зарабатывать (52,7%), решительность и твёрдость характера (52,4%), чувство юмора (32,5%), способность сексуально удовлетворить партнёршу (30,1%), высокий интеллект (29,5%) и внешняя привлекательность (29,5%).

Если сравнить получившийся портрет с образом идеального мужчины, нарисованном в сознании женщин, то мы также увидим расхождения. Женщины гораздо больше ценят в мужчинах внимательность и чуткость (отклонение 13,4%), тогда как сами мужчины придают этому качеству куда меньшее значение. Таким образом, женский идеал мужчины, безусловно, можно назвать более «сентиментальным». Этот идеал не совсем коррелирует с образом брутального мачо, на который ориентируются многие мужчины.

Основные выводы

  1. Конкретный набор качеств, который мужчины и женщины считают идеальным для представителя противоположного пола, постоянно меняется и зависит от реальных социальных ролей, выполняемых мужчинами и женщинами в конкретной исторической ситуации.
  2. Особенность современных гендерных отношений в России состоит в том, что патриархальный уклад, характеризующийся доминирующим положением мужчины, сохраняется как видимость, но de facto значительная доля мужчин не выполняют в обществе прежних социальных ролей («глава семьи», «защитник» и так далее). В связи с этим, по всей вероятности, связано «размывание» идеального образа мужчины в сознании женщин, что хорошо видно на примере данного опроса. Женщины просто не видят чёткой социальной роли у окружающих их мужчин, в связи с чем и не могут сформировать четкий идеал внутри себя.
  3. Исследование показывает, что отношение современного мужчины к женщине можно охарактеризовать как субъектно-объектное («женщина как объект»). Формируя список идеальных качеств женщины, мужчина уделяет подчёркнутое внимание внешности и сексуальности, тогда как сами женщины, хотя и ценят эти качества в себе, всё же в меньшей степени, чем мужчины.
  4. Представление современных женщин об идеальных качествах мужчины в целом сходится с идеалами самих мужчин. В обоих случаях акцент делается на решительность, твёрдость характера и способность зарабатывать деньги. Однако есть и некоторые различия. Мужчины считают, что в довесок к перечисленным качествам должны обладать, прежде всего, чувством юмора. Женщины же полагают, что чувство юмора у мужчины не так важно, как внимательность и чуткость.
Источник: Исследование «Старт Маркетинг»: Портрет идеального мужчины и идеальной женщины. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. — 26.02.2014. 14:30. URL: http://gtmarket.ru/news/2014/02/26/6607
Ограничения: Настоящая публикация охраняется в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и предназначена только для некоммерческого использования в информационных, образовательных и научных целях. Копирование, воспроизведение и распространение текстовых, графических и иных материалов, представленных на данной странице, не разрешено.
Реклама:
Публикации по теме
Последние новости
Популярные новости