Гуманитарные технологии Информационно-аналитический портал • ISSN 2310-1792
Гуманитарно-технологическая парадигма

Исследование Ex Libris: Рейтинг популярности российских печатных СМИ во втором квартале 2013 года

Ex Libris Агентство медийных исследований Ex Libris представило рейтинг популярности российских печатных СМИ во втором квартале 2013 года, основанный на данных Title Popularity Ranking (TPR) — профессиональной методике рейтингования печатных изданий, оценивающей популярность СМИ с трёх сторон: со стороны читателей, журналистов и рекламодателей.

Рейтинг составляется для наиболее популярных и значимых изданий России по следующим категориям: общественно-политические газеты, деловые газеты, общественно-политические журналы, деловые журналы и популярные газеты. При расчете рейтинга обрабатывается около 20 изданий в каждой категории. Методология построения рейтинга разработана экспертами агентства Ex Libris, которое является полномочным членом Международной Ассоциации по медиаизмерениям и оценки коммуникаций (The International Association for Measurement and Evaluation of Communication, AMEC) и постоянно принимает участие в разработке самых новейших методик в области PR Evaluation. В итоговый рейтинг входят издания, занимающие наиболее высокие места в своих категориях. Данная методика может применяться для СМИ, различных как по тематическому значению, так и по их виду. Некоторые издания, входящие в рейтинг, в силу своей направленности, могут присутствовать сразу в двух тематических категориях — общественно-политической и деловой. Результаты TPR публикуются агентством на периодической основе, ежеквартально.

По итогам второго квартала 2013 года издания с самым динамичным значением Title Popularity Ranking вновь локализовались в сегментах «Общественно-политические газеты» и «Общественно-политические журналы» — половина из их участников сменили свои позиции в рейтинге.

«Новая газета» после успеха первого квартала вернулась на шестое место в сегменте «Общественно-политические газеты», благодаря чему в тройку лидеров блока впервые вошли «Новые известия», не продемонстрировавшие значимых собственных достижений по основным параметрам рейтинга. Кроме «Новой газеты» в аутсайдеры квартала попала и «Независимая газета», ставшая менее популярным источником новостей для социальных медиа (сокращение в 1,5 раза) и переместившаяся с пятого на седьмое место. Наиболее впечатляющих же результатов с точки зрения прироста значения рейтинга удалось добиться газете «Трибуна» (+0,0486) — за счёт почти четырёхкратного роста цитируемости своих материалов в традиционных СМИ. Газета повысила свою популярность на волне таких тем как смерть Бориса Березовского, избрания нового Папы Римского, «Болотного дела», ЕГЭ, легализации рядом стран однополых браков и других. Первые два места сегмента по-прежнему удерживают «Российская газета» и «Известия», немного улучшившие свои показатели по сравнению с предыдущим периодом — + 0,0034 и + 0,0154 пункта соответственно. Причиной этого роста вновь стали данные по цитируемости изданий в традиционных СМИ (в обоих случаях рост в 1,4 раза) — при этом в количественном отношении материалы «Известий» были на порядок популярнее материалов лидера рейтинга. В перечень самых цитируемых публикаций «Российской газеты» вошли в основном интервью: председателя Следственного комитета России Александра Бастрыкина, мэра Москвы Сергея Собянина, Министра труда и социальной защиты Российской Федерации Максима Топилина, вице-премьера Российской Федерации Аркадия Дворковича. Всего же за второй квартал издание инициировало несколько десятков чрезвычайно актуальных для других СМИ информационных поводов. Самыми цитируемыми материалами «Известий» за квартал стали: информация от пресс-секретаря президента Российской Федерации Дмитрия Пескова о задержании мэра Махачкалы, публикации «Фурсенко станет новым куратором «Сколково», «Сердюкову и его зятю грозит новое дело за аферу с машинами Генштаба» и авторская статья Рамазана Кадырова «Потому что — Родина».

Безоговорочным лидером в сегменте «Общественно-политических журналов» снова стал «Русский репортер», показавший самые впечатляющие итоги квартала среди всех изданий рейтинга (+0,1544 пункта). За истекший период издание расширило свою читательскую аудиторию и стало в 3,5 раза более популярным среди коллег по цеху — главную роль в столь значимом приросте цитируемости сыграл «Рейтинг перспективных мегаполисов России», составленный изданием, а также ряд других публикаций на остроактуальные темы. Третье место заняло второе по результативности издание квартала — «КоммерсантЪ-Власть» (+0,0853 пункта). В традиционных СМИ популярность получили данные журналу интервью Алексея Кудрина и Константина Лебедева, кроме того, интернет-пользователи вспоминали публикацию 2005 года «Лицо русской национальности». Из-за успехов этих изданий на второе и четвёртое место — с первого и третьего соответственно — переместились «The New Times» и «Итоги», последний из которых впрочем, спустился вниз и по причине собственных неудач. Журнал сократил свои аудиторные показатели и стал менее интересен для пользовательского интернет-пространства. Фиаско квартала потерпел журнал «Огонек» — спустившийся со второго места на пятое также из-за неутешительных результатов по цитируемости и сокращения аудиторного охвата.

Тенденция по укреплению позиций «Известий» в блоке «Деловых газет», отмеченная в прошлом квартале, получила своё развитие — издание ещё более приблизилось к неизменному лидеру блока — «Коммерсанту». Их отставание друг от друга по значению TPR по итогам второго квартала составило 0,0298 пункта. Также закрепили своё значительное отставание от остальных конкурентов блока «Ведомости» — издание улучшило свои результаты по всем параметрам рейтинга.

Позитивная динамика информационной активности «Секрета фирмы», зафиксированная в первом квартале, продолжилась и дала свои результаты в виде улучшения позиции издания в сегменте «Деловые журналы» по итогам отчётного периода. «Хитом» журнала в апреле текущего года стал рейтинг «100 лучших городов России» — за счёт него цитируемость «Секрета фирмы» в традиционных СМИ возросла в семь раз, а в социальных медиа — более чем в два раза. Благодаря этому «СФ» удалось добиться лучшего со времён аналогичного периода в прошлом году — четвёртого места рейтинга в своей группе.

Продолжающееся расширение читательской аудитории газеты «Аргументы и факты» на фоне сокращения оной у ближайшего конкурента — «Комсомольской правды» впервые с аналогичного периода прошлого года позволило занять ей лидирующую позицию в сегменте «Массовых газет». Триумфу издания способствовала также популярность её материалов о ходе ЕГЭ, подготовке объектов к чемпионату мира по футболу в 2018 году, кончине Бориса Березовского и другим. Отдельного внимания заслуживает рост номинального значения TPR газеты «Московский комсомолец» (+0,0166 пункта), произошедший за счёт небольшого прироста по показателю аудиторного охвата, а также — и в основном — за счёт двукратного роста цитируемости издания в традиционных СМИ. Новость о публикации на сайте издания статьи Георгия Янса «Политическая проституция сменила пол» и сама эта публикация вызвали ажиотаж в СМИ, собрав более 1200 ссылок на МК. К другим тиражируемым, однако, в гораздо меньших масштабах, упоминаниям издания второго квартала следует отнести новости о снятии с Николая Цискаридзе дисциплинарного взыскания от 5 февраля 2013 года, связанного с его интервью в «Московскому комсомольцу» и публикации о расследовании обстоятельств гибели актера Андрея Панина.

Общественно-политические газеты

Издание TPR (II–2013) TPR (I–2013)
1 Российская газета 0,9796 0.9762
2 Известия 0,836 0.8205
3 Новые известия 0,3482 0.342
4 Трибуна 0,3399 0.2913
5 Гудок 0,3370 0.322
6 Новая газета 0,3191 0.4096
7 Независимая газета 0,3092 0.3374
8 Труд 0,2805 0.2921
9 Парламентская газета 0,2095 0.2152

Деловые газеты

Издание TPR (II–2013) TPR (I–2013)
1 Коммерсантъ 0,9518 0.9498
2 Известия 0,9220 0.8538
3 Ведомости 0,7131 0.6506
4 РБК Daily 0,4789 0.502
5 The Moscow Times 0,2445 0.238
6 Российская бизнес-газета 0,2193 0.2133
7 The St. Petersburg Times 0,1435 0.1529

Общественно-политические журналы

Издание TPR (II–2013) TPR (I–2013)
1 Итоги 0,7365 0.5859
2 Русский репортер 0,6620 0.5821
3 The New Times 0,6425 0.6489
4 Огонек 0,5763 0.5939
5 Коммерсанть — Власть 0,5703 0.5572
6 Профиль 0,4379 0.5103
7 Политический журнал 0,2076 0.2161

Деловые журналы

Издание TPR (II–2013) TPR (I–2013)
1 Forbes 1.0000 1.0000
2 Эксперт 0,4586 0.4753
3 Коммерсанть — Деньги 0,3390 0.3394
4 Секрет фирмы 0,3064 0.2737
5 Бизнес журнал 0,3027 0.3316
6 Большой бизнес 0,2988 0.3013
7 Компания 0,1925 0.1943
8 Свой бизнес 0,1576 0.1321

Массовые газеты

Издание TPR (II–2013) TPR (I–2013)
1 Аргументы и Факты 0,8898 0.8979
2 Комсомольская правда 0,8502 0.9068
3 Московский комсомолец 0,5174 0.5008
4 Жизнь 0,4546 0.4375
5 Метро (Москва) 0,3903 0.4003
6 Мир новостей 0,3847 0.3932
7 Экспресс-Газета 0,3591 0.3694
8 Вечерняя Москва 0,3532 0.3709
9 Аргументы недели 0,3227 0.3311
Источник: Исследование Ex Libris: Рейтинг популярности российских печатных СМИ во втором квартале 2013 года. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. — 19.07.2013. 14:06. URL: http://gtmarket.ru/news/2013/07/19/6110
Ограничения: Настоящая публикация охраняется в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и предназначена только для некоммерческого использования в информационных, образовательных и научных целях. Копирование, воспроизведение и распространение текстовых, графических и иных материалов, представленных на данной странице, не разрешено.
Реклама:
Публикации по теме
Последние новости
Популярные новости