Гуманитарные технологии Информационно-аналитический портал • ISSN 2310-1792
Гуманитарно-технологическая парадигма

Организация экономического сотрудничества и развития представила аналитический доклад «Взгляд на образование 2013»

Организация экономического сотрудничества и развития Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала новый аналитический доклад «Взгляд на образование 2013. Индикаторы ОЭСР» (Education at a Glance 2013), в котором рассматривается ситуация с образованием и занятостью в развитых и ключевых развивающихся странах мира, включая Россию. Выпуск 2013 года включает в себя большой массив показателей, используемый для оценки состояния образования на международном уровне и основных направлений образовательной политики, включая использование человеческих ресурсов, функционирование и развитие системы обучения и образования, получение дохода от образовательных инвестиций, а также результаты исследования, проводимого ОЭСР в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся и Международной программы по оценке компетенций взрослого населения.

Каковы последствия экономического кризиса для людей с разным образовательным статусом? Существует ли взаимосвязь между изучаемыми дисциплинами и последующим размером заработной платы, а также уровнем безработицы? Можно ли провести параллели между уровнем образования и склонностью к курению и ожирению? Последнее издание ежегодного доклада из серии «Взгляд на образование. Индикаторы ОЭСР» даёт исчерпывающую информацию на эти и другие вопросы. В докладе представлены последние базисные статистические данные по странам и индикаторы для межстранового анализа в области образования в рамках не только ОЭСР, но и государств «Большой двадцатки» (G 20). Индикаторы скомпанованы тематически и дополнены эмпирическими данными и различными способами их интерпретации. Основные показатели также подкреплены анализом политического контекста.

В период с 2008 по 2011 год в большинстве стран, представленных в новом выпуске доклада, отмечалось резкое увеличение безработицы и с тех пор её уровень оставался высоким. Молодёжь особенно сильно пострадала от безработицы или недостаточной занятости в результате глобальной рецессии. В 2011 году средний процент людей в возрасте от 15 до 29 лет, не работающих и не учащихся, составлял в зоне ОЭСР 16%, а среди возрастной категории 25–29 лет — 20%. В некоторых странах эти цифры намного выше и как минимум каждый третий в возрасте от 25 до 29 лет попадает в категорию не работающих и не учащихся. Эти молодые люди вынуждены платить очень высокую цену за экономический кризис, который создали не они, но который оказывает длительное воздействие на их навыки, рабочее настроение и социальную интеграцию.

Хорошее образование по-прежнему является ценным. Уровень образования сильно влияет на способность к трудоустройству, а кризис только усилил это влияние. В среднем по странам ОЭСР, 4,8% людей с дипломом о высшем образовании были безработными в 2011 году в то время, как процент безработных среди людей без среднего образования составлял 12,6%. В период с 2008 по 2011 год разница в уровне безработицы между людьми с низким уровнем образования и людьми с высоким уровнем образования увеличилась: по всем возрастным группам уровень безработицы людей с низким уровнем образования вырос почти на 3,8 процентных пункта, в то время как для людей с высоким уровнем образования он увеличился только на 1,5 процентных пункта.

Для молодёжи хорошее образование предоставляет ценную гарантию в случае недостатка опыта работы, даже в момент кризиса: в странах ОЭСР, в среднем, 18,1% людей в возрасте 25–34 лет без среднего образования были безработными в 2011 году по сравнению с 8,8% людей в возрасте 55–64 лет. Среди людей в возрасте 25–34 лет с высшим образованием 6,8%, в среднем, были безработными по сравнению с 4,0% в возрасте 55–64 лет с аналогичным уровнем образования.

Несмотря на то, что многие факторы сказываются на способности страны сдерживать рост безработицы молодёжи во время кризиса, одним из самых важных является то, каким образом институциональные механизмы, сущесвующие между образованием и работой, облегчают переход к занятости. Те страны, у которых процент выпускников профессионально-технических программ выше среднего (32%), как Австрия, Чешская Республика, Германия и Люксембург, смогли сдержать уровень безработицы в этой возрастной категории ниже 8 процентных пунктов. И наоборот, в таких странах, как Греция, Ирландия и Испания, в которых меньше 25% молодых взрослых получают диплом высшей ступени профессионально-технического среднего образования, уровень безработицы вырос на 12 процентных пунктов и больше для возрастной категории 25–34 лет, имеющих одно только среднее образование.

Связь между образованием и доходами остаётся весьма крепкой. Уровень образования сказывается не только на способности к трудоустройству, он также влияет на доходы от трудоустройства. В среднем, относительные доходы взрослых с высшим образованием в 1,5 раза выше чем у тех, у кого есть высшая степень среднего образования, а те, кто не имеет высшей степени среднего образования, зарабатывают на 25% меньше, в среднем, чем их ровесники, получившие такую степень образования. Кризис привёл к тому, что этот разрыв в зарплатах увеличился: средняя разница между доходами от трудоустройства между людьми с низким уровнем образования и людьми с высоким уровнем образования составляла 75%, в среднем, по странам ОЭСР в 2008 году и увеличилась до 90% в 2011 году.

Разница в заработной плате между людьми с низким уровнем образования и людьми с высоким уровнем образования, как правило, увеличивается с возрастом — как и надбавка к зарплате за высшее образование. Без среднего образования 25–34-летние зарабатывают 80% от того, что зарабатывают их коллеги со средним образованием, в среднем, а 55–64-летние, не получившие среднего образования, зарабатывают только 72% от того, что зарабатывают их ровесники со средним образованием. Тем временем, 25–34-летний человек с высшим образованием зарабатывает на 40% больше, в среднем, чем его ровесник, получивший только среднее образование, в то время как 55–64-летний зарабатывает на 76% больше. Диплом высшего образования однозначно приносит свои плоды в долгосрочной перспективе.

Другие выводы исследования:

  1. В 2011 году 84% 15–19-летних были зарегистрированы как учащиеся и студенты, в среднем по странам ОЭСР, а доля 20–29-летних в образовании выросла с 22% в 2000 году до 28% в 2011 году. В результате, доля взрослых с высшим образованием выросла более чем на 10 процентных пунктов с 2000 по 2011 год. В странах ОЭСР 39% 25–34-летних имели высшее образование в 2011 году.
  2. Российская Федерация по числу обладателей диплома о высшем образовании стоит на первом месте (53%), обогнав Канаду и Японию. Процент получивших как минимум среднее образование в России также один из самых высоких — более 90% во всех возрастных группах среди взрослого населения. Однако это одна из немногих стран, где ежегодные расходы на одного учащегося (на всех уровнях образования) не достигают $ 6000.
  3. Кризис сказался на преподавателях. В период с 2000 года по 2011 год зарплаты преподавателей выросли в реальном выражении в большинстве стран, по которым имеются данные. Однако, в некоторых странах зарплаты преподавателей были либо урезаны либо заморожены между 2009 и 2010 годом в результате бюджетных ограничений, наложенных после экономического спада. Но даже в лучшие времена зарплаты большинства преподавателей не могут конкурировать с зарплатами работников с аналогичным уровнем образования в других областях.
  4. Большинство детей в странах ОЭСР вступают в официальный образовательный процесс задолго до того, как им исполнится 5 лет. Восемь из десяти 4-летних (82%) зарегистрированы как ученики дошкольных учебных заведений в странах ОЭСР, в то время, как в Бельгии, Франции, Исландии, Италии, Норвегии, Испании и Швеции образование является всеобщим (более 90%) с 3-летнего возраста.
  5. Данные указывают на популярность учёбы за рубежом, особенно среди студентов из Азии. В 2011 году 4,3 миллиона студентов ВУЗов были зарегистрированы в программах за пределами страны своего гражданства. Австралия, Великобритания, Швейцария, Новая Зеландия и Австрия, в нисходящем порядке, имеют самый большой процент иностранных студентов среди учащихся своих ВУЗов. Число иностранных студентов, зарегистрированных в высшем образовании в странах ОЭСР, практически в три раза превышало число граждан ОЭСР, учащихся за рубежом.
  6. Впервые доклад этого года рассматривает связь между образованием и двумя социальными результатами: ожирением и курением. Как и ожидалось, данные показывают, что чем выше образование взрослых, тем меньше у них вероятность того, что они будут страдать ожирением и курить по сравнению с теми, у кого уровень образования более низкий.
Источник: Организация экономического сотрудничества и развития представила аналитический доклад «Взгляд на образование 2013». [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. — 05.07.2013. 17:00. URL: http://gtmarket.ru/news/2013/07/05/6063
Ограничения: Настоящая публикация охраняется в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и предназначена только для некоммерческого использования в информационных, образовательных и научных целях. Копирование, воспроизведение и распространение текстовых, графических и иных материалов, представленных на данной странице, не разрешено.
Реклама:
Публикации по теме
Последние новости
Популярные новости