Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Исследование ВЦИОМ: Бизнес-климат в России в 2013 году

ВЦИОМ Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал результаты опроса, посвящённого тому, как россияне оценивают условия для занятия бизнесом, хотят ли те, у кого нет опыта предпринимательской деятельности, организовать свой бизнес и как оценивают своё занятие предпринимательством те, у кого есть подобный опыт. В целом, россияне стали более критично оценивать условия для занятия бизнесом в своём населённом пункте. Особенно недовольны предпринимательским климатом жители небольших городов и сельской местности. Результаты исследования представлены ниже.

Всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 18–19 мая 2013 года. Опрошено 1600 человек в 130 населённых пунктах в 42 регионах России. Выборка репрезентирует население России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%. Исследование проводилось совместно с Агентством «Социальные сети». Мониторинг публикаций в социальных сетях на тему состояния науки в России проведён 13–26 мая 2013 года с помощью открытых поисковых систем (Blogs.Yandex.Ru, Blogsearch.Google.Ru) и собственного поискового механизма. Всего обнаружено 486 релевантных публикаций.

Результаты общероссийского опроса

Как показали результаты опроса, за последние четыре года россияне стали более негативно оценивать условия для развития частного предпринимательства в своём населённом пункте: так, если в 2009 году плохими их считали 44%, то сегодня — уже 55%. Отрицательно оценивают ситуацию, прежде всего, жители малых городов и сел (62%), а также 35–44-летние граждане (63%). Только четверть опрошенных считают, что условия для развития частного бизнеса в месте их проживания — хорошие (25%). В основном это жители городов-миллионников (36%), крупных городов (34%) и 18–24-летние граждане (31%).

Большинство россиян (72%), не имеющих собственного бизнеса, сообщают, что не планируют заниматься им и в будущем (в 2011 году таких было 65%). Планируют заняться предпринимательской деятельностью 16% опрошенных (два года назад — 20%) — в основном это 18–24-летние граждане (38%) и жители городов-миллионников (24%). Ещё 7% опрошенных в прошлом пытались заниматься бизнесом, но неудачно, и ещё у 1% есть своё дело в данный момент.

Относительное большинство тех, кто имеет опыт предпринимательской деятельности, оценивает его как удовлетворительный (47%). Более трети называют свои попытки организовать бизнес неудачными (35%) — прежде всего граждане старше 45 лет (41–46%). Довольны своим опытом предпринимательской деятельности 15% (в 2009 году — 10%) — в основном это 25–44-летние граждане (17%).

Распределение ответов на вопрос: Как Вы считаете, каковы в нашем городе (селе) условия для развития малого бизнеса, частного предпринимательства?
(закрытый вопрос, один ответ)
Ответ 2009 2013
Условия, безусловно, хорошие 3 2
Скорее хорошие 27 23
Скорее плохие 31 38
Условия, безусловно, плохие 13 17
Затрудняюсь ответить 26 20
Распределение ответов на вопрос: Как Вы считаете, каковы в нашем городе (селе) условия для развития малого бизнеса, частного предпринимательства?
(закрытый вопрос, один ответ)
Ответ Все опрошенные Москва и Санкт-Петербург Города-миллионники Более 500 тыс. 100–500 тыс. Менее 100 тыс. Сёла
Условия, безусловно, хорошие 2 2 8 2 1 1 2
Скорее хорошие 23 21 28 32 23 22 18
Скорее плохие 38 34 27 39 38 42 41
Условия, безусловно, плохие 17 16 7 14 15 20 21
Затрудняюсь ответить 20 27 29 13 22 16 18
Распределение ответов на вопрос: А пытались ли Вы когда-нибудь организовать свой собственный бизнес?
(процент от тех, кто не имеет собственного бизнеса)
Ответ 2008 2009 2011 2013
Занимаюсь этим в данный момент 2 4 1 1
Да, но ничего не получилось 11 11 10 7
Нет, но планирую этим заняться 20 31 20 16
Нет, и не планирую этого делать 61 51 65 72
Затрудняюсь ответить 6 4 5 4
Распределение ответов на вопрос: Как Вы оцениваете свой опыт занятия малым предпринимательством?
(процент от тех, кто имеет опыт предпринимательской деятельности)
Ответ 2009 2011 2013
Успешный 10 12 15
Удовлетворительный, хотелось бы добиться больших успехов 51 39 47
Неудачный 33 44 35
Затрудняюсь ответить 4 5 3

Результаты мониторинга социальных медиа

По данным мониторинга социальных медиа, проведённого агентством «Социальные сети», оценки возможностей для открытия и развития малого предпринимательства и частного бизнеса можно охарактеризовать как нейтральные (77% сообщений). Негативные суждения российские пользователи социальных медиа высказывают реже — 19% сообщений. 4% сообщений — позитивные. В рамках дискуссии о возможностях развития частного бизнеса, пользователи социальных медиа чаще всего высказывали мнение предпосылках и перспективах организации бизнеса (42%). Также обсуждался личный опыт, и высказывалось желание организовать собственный бизнес (24% и 23% соответственно). Вопросы налогообложения были в центре внимания 10% сообщений.

Оценка возможностей для открытия и развития малого предпринимательства и частного бизнеса.

(в процентах от общего количества релевантных сообщений на данную тему)

Негативная 19
Нейтральная 77
Позитивная 4
Вопросы, обсуждавшиеся в рамках данной темы.

(в процентах от общего количества релевантных сообщений на данную тему)

Предпосылки и перспективы организации бизнеса 42
Личный опыт 24
Желание организовать собственный бизнес 23
Налогообложение 10
Работа фриланс как бизнес 1

Свой бизнес: за и против

Вторая часть исследования была посвящена тому, как россияне относятся к предпринимателям, хотят ли сами организовать свой бизнес и почему имеют такое желание или нет.

Как показали результаты общероссийского опроса, отношение к предпринимателям у россиян с постепенно улучшается: в 2009 году к представителям бизнеса положительно относились 79%, сегодня — 83%. Наиболее позитивно воспринимают бизнесменов люди, у которых есть знакомые предприниматели (94%). Отрицательное отношение к тем, кто занимается бизнесом, испытывают только 9% — прежде всего люди, у которых нет таких знакомых (14%). Знакомые предприниматели есть у большинства россиян (55%). В основном об этом сообщают 25–44-летние россияне (66–68%), высокообразованные граждане (67%), а также москвичи и петербуржцы (76%).

5% опрошенных указывают, что у них есть свой бизнес и ещё 23% хотят его организовать (при этом 17% всегда имели такое желание, у 6% оно появилось недавно). Причём в 2011 году желающих заниматься бизнесом было больше — 30%. Желание открыть своё дело свойственно сегодня прежде всего жителям средних городов (32%) и 18–24-летним гражданам (46%). Те, кто желает открыть своё дело, в качестве главного аргумента называют стремление быть независимым, работать «на себя» (40%) и увеличить уровень дохода (39%). Реже причинами оказываются желание заниматься любимым делом (14%), в меньшинстве — те, кто стремится изменить свой социальный статус (5%), передать по наследству дело своим детям (2%).

Распределение ответов на вопрос: Есть ли предприниматели среди Ваших близких, друзей, знакомых?
(закрытый вопрос, один ответ)
Ответ 2008 2009 2011 2013
Да, таких много 20 17 17 14
Да, но таких мало 44 45 45 41
Нет 34 37 36 44
Затрудняюсь ответить 2 1 2 1
Распределение ответов на вопрос: Как Вы в целом относитесь к людям, которые занимаются частным предпринимательством (малым и средним бизнесом)?
(закрытый вопрос, один ответ)
Ответ 2009 2011 2013
Хорошо 41 45 41
Скорее хорошо 38 36 42
Скорее плохо 9 7 7
Плохо 4 5 2
Затрудняюсь ответить 7 6 8
Распределение ответов на вопрос: Как Вы в целом относитесь к людям, которые занимаются частным предпринимательством (малым и средним бизнесом)?
(закрытый вопрос, один ответ)
Ответ Все опрошенные Есть знакомые предприниматели Нет
Хорошо 41 55 25
Скорее хорошо 42 39 47
Скорее плохо 7 3 11
Плохо 2 1 3
Затрудняюсь ответить 8 2 14
Источник: Исследование ВЦИОМ: Бизнес-климат в России в 2013 году. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. — 04.06.2013. 06:50. URL: https://gtmarket.ru/news/2013/06/04/5968
Публикации по теме
Последние новости
Популярные новости