Гуманитарные технологии Информационно-аналитический портал • ISSN 2310-1792
Гуманитарно-технологическая парадигма

Исследование Ex Libris: Рейтинг популярности российских печатных СМИ в первом квартале 2013 года

Ex Libris Агентство медийных исследований Ex Libris представило рейтинг популярности российских печатных СМИ в первом квартале 2013 года, основанный на данных Title Popularity Ranking (TPR) — профессиональной методике рейтингования печатных изданий, оценивающей популярность СМИ с трёх сторон: со стороны читателей, журналистов и рекламодателей.

Рейтинг составляется для наиболее популярных и значимых изданий России по следующим категориям: общественно-политические газеты, деловые газеты, общественно-политические журналы, деловые журналы и популярные газеты. При расчете рейтинга обрабатывается около 20 изданий в каждой категории. Методология построения рейтинга разработана экспертами агентства Ex Libris, которое является полномочным членом Международной Ассоциации по медиаизмерениям и оценки коммуникаций (The International Association for Measurement and Evaluation of Communication, AMEC) и постоянно принимает участие в разработке самых новейших методик в области PR Evaluation. В итоговый рейтинг входят издания, занимающие наиболее высокие места в своих категориях. Данная методика может применяться для СМИ, различных как по тематическому значению, так и по их виду. Некоторые издания, входящие в рейтинг, в силу своей направленности, могут присутствовать сразу в двух тематических категориях — общественно-политической и деловой. Результаты TPR публикуются агентством на периодической основе, ежеквартально.

В первом квартале 2013 года изменения позиций изданий произошли только в блоке «Общественно-политические газеты». Половина аналогичных по тематике журналов также поменяли позиции в рамках своего блока, но почти все они вернулись на места третьего квартала прошлого года, что свидетельствует о нормализации их ранжирования после результатов октября-декабря 2012 года.

Постоянные обладатели двух первых мест в блоке «Общественно-политические газеты» — «Российская газета» и «Известия» сохранили свои позиции и заметное преимущество перед ближайшими соперниками, хотя первый из них в номинальном значении рейтинга и потерял 2,4%. В данном случае на уменьшение индекса TPR повлияла популярность материалов газеты в традиционных медиа — она сократилась на 10%. Вместе с тем, по другим трём параметрам рейтинга «Российская газета» свои показатели улучшила — выросла цена за размещение рекламы, расширился аудиторный охват, увеличилась цитируемость в социальных медиа.

«Известия» же продемонстрировали заметный прирост рейтинга, спровоцированный увеличением цитируемости публикаций газеты в SM. Особой популярностью пользовались статьи «Адагамову грозят уголовным делом и детектором лжи» (09.01.2013) — более 1500 ссылок и «Журналист «Новой газеты» задержан за грабеж» (16.01.2013) — более 1000 ссылок.

На третье место блока удалось вернуться «Новой газете», которая продемонстрировала впечатляющие результаты практически по всем параметрам — примерно в 1,5 раза чаще упоминались материалы издания в публикациях других СМИ и социальных медиа (наиболее часто цитировались публикация «Сбор подписей за роспуск Государственной Думы» и ситуация вокруг сбора подписей под петицией против «антимагнитского» закона). А «Независимая газета» и «Гудок» испытывали в истекшем квартале спад цитируемости в обоих видах СМИ, из-за чего оказались на пятом и шестом местах соответственно.

После триумфа в прошлом периоде издания «Итоги» и «Русский репортер» (блок «Общественно-политические журналы») сдали свои позиции, вновь пропустив вперёд «The New Times» и «Огонек», не продемонстрировавшие заметной собственной позитивной динамики по основным параметрам рейтинга. Наибольший прирост по значению рейтинга за предыдущий квартал наблюдался у журнала «Профиль» за счёт 50-процентного роста цитируемости в традиционных СМИ.

Отдельно следует обратить внимание на укрепление позиций «Известий» в блоке «Деловых газет», хотя этого прироста и не хватило для продвижения издания в лидеры. Тем не менее, к безусловным заслугам издания в истекшем квартале следует отнести 25% рост цитируемости публикаций в социальных медиа, а также в традиционных СМИ и расширение аудиторного охвата.

Среди «Деловых журналов» аналогичная ситуация сложилась вокруг «Секрета фирмы» — активно публикуя профильные рейтинги, журнал увеличил популярность своих материалов среди других СМИ, а также немного расширил свою аудиторию в количественном выражении. Однако на распределении мест в блоке — которые, к слову, довольно стабильны за счёт больших разрывов по показателям TPR — это не сказалось.

«Аргументы и факты» стали безоговорочным лидером роста своих показателей в первом квартале нынешнего года года в блоке «Массовых изданий». Данные последней волны исследований компании TNS Gallup свидетельствуют о том, что газета продолжает наращивать свои аудиторные показатели; резко — в 2 и 1,5 раза соответственно выросла популярность материалов издания в традиционных СМИ. Часто цитировалась позиция журналиста Александра Колесниченко об «антимагнитском законе» (в традиционных СМИ), а также публикация «Юлия Колесниченко: Муж взял на себя смелость донести до Путина общее мнение» (в социальных медиа).

Общественно-политические газеты

Издание % TPR (I–2013) TPR (IV–2012)
1 Российская газета 2.4 ↓ 0.9762 1,0000
2 Известия 4.3 ↑ 0,8205 0,7865
3 Новая газета 12.5 ↑ 0.4096 0,3642
4 Новые известия 5.8 ↓ 0,3420 0,3630
5 Независимая газета 4.8 ↓ 0.3374 0,3547
6 Гудок 8.2 ↓ 0,3220 0,3507
7 Труд 2.6 ↓ 0.2921 0,3000

Деловые газеты

Издание % TPR (I–2013) TPR (IV–2012)
1 Коммерсантъ 0.2 ↓ 0.9498 0,9521
2 Известия 11.3 ↑ 0.8538 0,7673
3 Ведомости 1.5 ↓ 0.6506 0,6605
4 РБК Daily 1.5 ↓ 0.6506 0,5096
5 The Moscow Times 3.5 ↓ 0,2380 0,2467
6 Российская бизнес-газета 0.9 ↑ 0,2130 0,2114
7 The St. Petersburg Times 3.9 ↓ 0.1529 0,1592

Общественно-политические журналы

Издание % TPR (I–2013) TPR (IV–2012)
1 The New Times 16.7 ↓ 0.6489 0,7787
2 Огонек 13.2 ↓ 0.5939 0,6845
3 Итоги 6.8 ↓ 0.5859 0,6292
4 Русский репортер 3.7 ↓ 0.5821 0,6047
5 Коммерсанть — Власть 2.5 ↓ 0.5572 0,5715
6 Профиль 11.9 ↑ 0.5103 0,4559
7 Политический журнал 8.8 ↑ 0.2161 0,1985

Деловые журналы

Издание % TPR (I–2013) TPR (IV–2012)
1 Forbes 1 1
2 Эксперт 0.3 ↓ 0.4753 0,4765
3 Коммерсанть — Деньги 6.7 ↓ 0.3394 0,3640
4 Бизнес журнал 2.5 ↓ 0,3315 0,3401
5 Большой бизнес 0.9 ↑ 0.3013 0,2986
6 Секрет фирмы 3.1 ↑ 0.2737 0,2654
7 Компания 6.5 ↓ 0.1943 0,2078

Массовые газеты

Издание % TPR (I–2013) TPR (IV–2012)
1 Комсомольская правда 3.9 ↓ 0.9068 0,9440
2 Аргументы и факты 5.2 ↑ 0.8979 0,8535
3 Московский комсомолец 4.4 ↑ 0.5008 0,4798
4 Жизнь 4.6 ↑ 0.4375 0,4180
5 Метро (Москва) 0.5 ↓ 0.4003 0,4024
6 Мир новостей 1.9 ↑ 0.3932 0,3855
7 Вечерняя Москва 2.7 ↓ 0.3709 0.3813
Источник: Исследование Ex Libris: Рейтинг популярности российских печатных СМИ в первом квартале 2013 года. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. — 18.04.2013. 14:30. URL: http://gtmarket.ru/news/2013/04/18/5838
Ограничения: Настоящая публикация охраняется в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и предназначена только для некоммерческого использования в информационных, образовательных и научных целях. Копирование, воспроизведение и распространение текстовых, графических и иных материалов, представленных на данной странице, не разрешено.
Реклама:
Публикации по теме
Последние новости
Популярные новости