Гуманитарные технологии Информационно-аналитический портал • ISSN 2310-1792
Гуманитарно-технологическая парадигма

Исследование PricewaterhouseCoopers: HR Барометр 2013

PricewaterhouseCoopers Международная аудиторская компания PricewaterhouseCoopers (PwC) представила результаты нового исследования «HR-барометр 2013», в основу которого положены опросы руководителей крупнейших российских региональных компаний о тенденциях в области управления персоналом, его численности, изменения заработной платы, а также обучения и развития.

В ходе подготовки нынешнего исследования были опрошены представители руководства более 183 региональных компаний, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации и представляющих более 20 секторов экономики. На этот раз акцент сделан на изучении ключевых аспектов управления персоналом в различных городах и регионах России, за исключением Москвы.

В ходе исследования не было выявлено существенных различий в рассматриваемых HR-показателях между компаниями Москвы и регионов. Вместе с тем, авторы исследования указывают, что региональные компании в целом менее склонны к активному повышению заработной платы сотрудникам, при этом они испытывают большие трудности в привлечении и удержании квалифицированных специалистов, в том числе в связи с оттоком кадров на столичные рынки — в Москву и Санкт-Петербург.

Основные выводы исследования:
  1. В 2013 году региональные компании планируют повысить и/или стабилизировать свою численность. В компаниях будет продолжаться активный наем сотрудников (46% по сравнению с 41% в 2012 году). В то же время уменьшилась доля компаний, которые стремятся сократить численность сотрудников (11% по сравнению с 45% в 2012 году).
  2. В 2012 году уровень текучести кадров в регионах увеличился и в среднем составил 19,6%. На это указали представители половины компаний-респондентов (49%). Наибольшее среднее значение данного показателя отмечено в Дальневосточном федеральном округе (30%), а наименьшее в Северо-Западном (9%). В частности, среди субъектов Российской Федерации самый высокий уровень текучести отмечен в Иркутской (33%) и Владимирской (33%) областях, Хабаровском крае (30%) и Республике Башкортостан (30%), а самый низкий — в Пермском крае (6%), Калужской и Липецкой областях (9%).
  3. Средний уровень роста заработных плат в регионах в 2012 году был меньше, чем в московских компаниях. В минувшем году 55% компаний-респондентов повысили уровень оплаты труда своим сотрудникам, при этом большая часть представителей компаний-респондентов (38%) отметили, что заработная плата их сотрудников выросла на 5–10%, что, однако, меньше доли московских компаний, давших аналогичный ответ, и ниже среднего уровня изменения данного показателя по Москве (11%).
  4. Планируемый рост заработной платы в 2013 году в региональных компаниях будет ниже, чем в среднем по Москве. В 2013 году 85% компаний намерены повысить заработную плату своему персоналу, но при этом 74% представителей компаний-респондентов планируют рост оплаты труда в размере 5–10%, что в среднем ниже запланированных изменений в компаниях Москвы, где намечено увеличение заработной платы на 10% и более. Среди регионов самый активный рост (10% и более) ожидается в Кировской (67%) и Московской (50%) областях.
  5. Подавляющая часть компаний испытывают недостаток специалистов службы продаж, а также непроизводственного и производственного персонала. Участниками, в том числе, была особо отмечена значительная нехватка сотрудников инженерных профессий, IT-специалистов и квалифицированных рабочих. Исключение составляют Омская, Свердловская и Волгоградская области, где, по мнению большинства респондентов, наиболее дефицитная категория — руководители.
  6. В 2013 году половина региональных компаний (51%) планирует увеличить бюджет на обучение, и наиболее важными направлениями, согласно полученным данным, будут развитие управленческих навыков (32%) и профессиональных качеств (29%). В то же время некоторые отдельно взятые регионы отдают предпочтение другим направлениям обучения: 40% респондентов в Тульской и Ярославской области планируют развивать у сотрудников лидерские качества, а 40% респондентов во Владимирской и Волгоградской областях — навыки межличностного общения. Лишь 1% от общего количества участников ответили, что не планируют проводить обучение в 2013 году (такие компании представлены в Ленинградской и Ростовской областях).
  7. В 2013 году региональные компании планируют активное развитие систем по управлению персоналом. По данным представителей компаний-респондентов, наиболее приоритетными областями в сфере управления персоналом, требующими повышенного внимания, будут совершенствование организационной структуры компании (20%), внедрение и/или усовершенствование системы оценки персонала (19%) и улучшение внутренней среды компании (корпоративная культура, внутренние коммуникации) (19%). Исключение составляет Уральский федеральный округ, где лидирующую позицию, по мнению респондентов, занимает развитие программ по привлечению персонала, при этом лишь 16% компаний планируют совершенствовать организационную структуру компании.
  8. Множество респондентов отмечают недостаток квалифицированных кадров в своих регионах. По их мнению, эти проблемы связаны с высокой конкуренцией на рынке труда в регионах (таких как Краснодарский и Пермский край, Свердловская область, Республика Татарстан и другие), миграцией трудовых ресурсов в Москву и Санкт-Петербург (что было особо отмечено компаниями Московской, Тульской, Калужской и Ленинградской областей). Вместе с этим, респонденты отмечают низкую активность работы интернет-ресурсов и непопулярность рабочих специальностей, что было отдельно обозначено участниками опроса в Московской, Ленинградской, Новосибирской областях, а также в Краснодарском крае.
Источник: Исследование PricewaterhouseCoopers: HR Барометр 2013. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. — 27.03.2013. 16:58. URL: http://gtmarket.ru/news/2013/03/27/5682
Ограничения: Настоящая публикация охраняется в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и предназначена только для некоммерческого использования в информационных, образовательных и научных целях. Копирование, воспроизведение и распространение текстовых, графических и иных материалов, представленных на данной странице, не разрешено.
Реклама:
Публикации по теме
Последние новости
Популярные новости