Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Pearson: Рейтинг эффективности национальных систем образования 2012 года

Pearson Британская международная группа Pearson, которая специализируется в образовательной и издательской деятельности, представила Рейтинг эффективности национальных систем образования 2012 года (Global Index of Cognitive Skills and Educational Attainment 2012). Результаты исследования демонстрируют достижения 40 стран мира в области образования.

Исследование проводится в рамках глобального проекта The Learning Curve, объединяющего широкий круг международных показателей состояния сферы образования различных стран мира. Авторы исследования указывают, что результаты проекта представляют собой первую попытку сравнить эффективность национальных систем образования среди относительно большого числа стран, находящихся на различных этапах социально-экономического развития.

Рейтинг рассчитан по методике исследовательской компании The Economist Intelligence Unit и оценивает уровень эффективности систем образования в 40 странах мира по двум основным категориям, включающим соответствующий набор международно сопоставимых показателей:

  1. Когнитивные навыки:

    • Международное исследование качества чтения и понимания текста (The Progress in International Reading Literacy Study, PIRLS). Осуществляется Международной Ассоциацией по оценке учебных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievements, IEA). Изучается уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в странах с различными системами образования.
    • Международное исследование качества математического и естественнонаучного образования (The Trends in International Mathematics and Science Study, TIMSS). Осуществляется Международной Ассоциацией по оценке учебных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievements, IEA). Изучается уровень естественно-математической подготовки учащихся средней школы в странах с различными системами образования и выявление факторов, влияющих на уровень этой подготовки.
    • Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (The Programme for International Student Assessment, PISA). Осуществляется Организацией экономического сотрудничества и развития (Organisation for Economic Cooperation and Development, OECD). Изучается уровень грамотности учащихся средней школы и способность учащихся применять на практике полученные в школе знания и навыки. Исследование проводится в странах ОЭСР и странах-партнёрах ОЭСР.
  2. Уровень образования:
    • Индекс грамотности населения. Данные международного исследования Института статистики ЮНЕСКО (UNESCO Institute for Statistics) по странам мира.
    • Индекс совокупной доли учащихся, получающих среднее и высшее образования. Данные международного исследования «Взгляд на образование» (Education at a Glance) Организации экономического сотрудничества и развития по странам ОЭСР и странам-партнёрам ОЭСР.

Эти два базовых измерения эффективности системы образования сводятся в итоговом Индексе, который представляет собой взвешенную сумму указанных показателей и определяет позицию каждой страны в мировом рейтинге.

В этом году мировым лидером рейтинга эффективности систем образования стала Финляндия, которая имеет наиболее высокие позиции по всем показателям. Вслед за Финляндией ведущие места в рейтинге заняли страны Азиатско-Тихоокеанского региона: второе место принадлежит Южной Корее, третье — Гонконгу, четвёртое — Японии, пятое — Сингапуру. В десятку лидеров также вошли: Великобритания, Нидерланды, Новая Зеландия, Швейцария и Канада. Россия занимает в рейтинге 20 место из 40 возможных — между Словакией (19 место) и Швецией (21). Последнее место занимает Индонезия. В целом, наиболее благоприятные показатели в сфере образования отмечаются в странах с высоким уровнем дохода, являющихся членами ОЭСР, а наименее благоприятные — в развивающихся странах Южной Азии и Латинской Америки.

Рейтинг эффективности национальных систем образования 2012 года

Global Index of Cognitive Skills and Educational Attainment 2012

Рейтинг Страна Индекс Когнитивные навыки Образова-тельная подготовка
1 Финляндия 1.26 1.50 0.79
2 Южная Корея 1.23 1.24 1.21
3 Гонконг 0.90 1.26 0.20
4 Япония 0.89 1.04 0.59
5 Сингапур 0.84 1.39 -0.26
6 Велико­британия 0.60 0.50 0.81
7 Нидерланды 0.59 0.72 0.32
8 Новая Зеландия 0.56 0.61 0.47
9 Швейцария 0.55 0.71 0.22
10 Канада 0.54 0.72 0.18
11 Ирландия 0.53 0.42 0.74
12 Дания 0.50 0.41 0.68
13 Австралия 0.46 0.54 0.31
14 Польша 0.43 0.26 0.77
15 Германия 0.41 0.56 0.12
16 Бельгия 0.35 0.43 0.20
17 Соеди­нён­ные Штаты Америки 0.35 0.44 0.16
18 Венгрия 0.33 0.46 0.07
19 Словакия 0.32 0.16 0.65
20 Россия 0.26 0.29 0.20
21 Швеция 0.24 0.31 0.08
22 Чехия 0.20 0.20 0.21
23 Австрия 0.15 0.24 -0.03
24 Италия 0.14 0.20 0.02
25 Франция 0.13 0.23 -0.06
26 Норвегия 0.11 -0.07 0.47
27 Порту­галия 0.01 -0.09 0.21
28 Испания -0.08 -0.01 -0.24
29 Израиль -0.15 -0.34 0.22
30 Болгария -0.23 -0.37 0.05
31 Греция -0.31 -0.25 -0.43
32 Румыния -0.60 0.88 -0.04
33 Чили -0.66 -1.07 0.15
34 Турция -1.24 -0.97 -1.79
35 Аргентина -1.41 -2.02 -0.17
36 Колумбия -1.46 -1.91 -0.56
37 Таиланд -1.46 -1.28 -1.81
38 Мексика -1.60 -1.53 -1.74
39 Бразилия -1.65 -2.01 -0.94
40 Индо­незия -2.03 -2.04 -2.01
Источник: Pearson: Рейтинг эффективности национальных систем образования 2012 года. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. — 29.01.2013. 11:08. URL: https://gtmarket.ru/news/2013/01/29/6796
Публикации по теме
Последние новости
Популярные новости