Гуманитарные технологии Информационно-аналитический портал • ISSN 2310-1792
Гуманитарно-технологическая парадигма

Исследование Hay Group: Эффективность принятия решений в компаниях Европы, России и других рынков

Hay Group Международная консалтинговая компания Hay Group опубликовала результаты исследования эффективности принятия решений в европейских компаниях и их способность гибко реагировать на изменения в сравнении с компаниями из других регионов. Выяснилось, что по эффективности принятия решений развивающиеся рынки в целом обгоняют западные страны, неповоротливые европейские компании не всегда поспевают в принятии решений за более гибкими международными конкурентами, а российские компании не используют потенциальные возможности менеджмента среднего звена.

Исследование проведено на основе информации из глобальной базы данных Hay Group, содержащей результаты опросов мнения персонала. Выборка исследования включает результаты опроса 4 053 555 сотрудников из 14 стран. Поскольку в исследовании использовалась большая выборка респондентов, разница в данных от одного пункта и выше имеет статистическое значение.

Как показали результаты исследования, 53% респондентов в Европе считают, что их организации не способны принимать решения своевременно, а 36% отмечают неспособность гибко реагировать на меняющуюся рыночную ситуацию. Таким образом, по этим показателям компании из европейских стран отстают от других регионов. Развивающиеся рынки демонстрируют сравнительно неплохие результаты: здесь менее половины опрошенных сотрудников (48%) говорят о неспособности их организаций принимать решения без проволочек, и менее трети респондентов (31%) обеспокоены недостаточной гибкостью компаний при реагировании на изменения рыночной ситуации.

Комментирует старший консультант Hay Group Марк Роял: «Скорость принятия решений в компаниях и их действия в ответ на изменения рынка зависят от того, что мы называем гибкостью бизнеса. Гибкие компании способны адаптироваться и меняться, они искореняют бюрократические процессы и принимают дерзкие решения, необходимые для движения вперед».

Медлительность Европы и гибкость конкурентов

Медленнее всего решения принимаются в Великобритании, где лишь 45% сотрудников считают, что решения принимаются достаточно быстро, а в Германии, самой «оперативной» из европейских стран, — этот показатель составляет 48%.

На мировой арене самыми расторопными являются китайские компании, где 60% респондентов высоко оценивают способность своих работодателей принимать решения без задержек. В Индии такую же оценку высказали 58% респондентов, в то время как среднее, общемировое значение показателя составляет 49%.

Комментирует генеральный директор Hay Group в Восточной Европе Валерий Марцинович: «Во многом такие показатели отражают общее состояние экономики. Мы можем проследить прямую зависимость между общей экономической ситуацией в Европе и в развивающихся странах и мнением сотрудников относительно скорости принятия решений в их организациях. Сегодня становится очевидным, что для сохранения конкурентных позиций на мировом рынке европейским компаниям приходится прилагать всё больше усилий. Однако, не всегда эти усилия успешны, так как компании не всегда быстро и эффективно реагируют на изменяющиеся условия».

Подтверждением этому является оценка эффективности принятия решений: только 64% сотрудников в Европе отмечают способность их компаний эффективно реагировать на изменение ситуации в бизнесе, в то время как на развивающихся рынках показатель составляет 69%, а в среднем по миру — 65%. Лидирует по этому показателю Индия, где 73% сотрудников считают, что их организации эффективно реагируют на происходящие изменения. Тем временем, Франция, где 61% сотрудников положительно оценили эффективность реагирования на изменения рынка, а также Египет и Япония (59% и 50% соответственно), активно отстаивают свои рыночные позиции, сталкиваясь при этом с жёсткой конкуренцией.

А что в российских компаниях?

По результатам исследования, Россия демонстрирует достаточно неплохие показатели по сравнению с большинством европейских стран. Однако, российским компаниям есть над чем работать в отношении скорости принятия решений. По этому показателю Россия занимает 8 место, наравне с Францией, Италией, Южной Африкой и Египтом: 47% респондентов в этих странах считают, что их компании принимают решения без задержек.

При этом реагирование на изменения сотрудники компаний в России считают достаточно эффективным. Россия заняла 4 место по этому параметру, уступив тройке лидеров — Индии, Южной Африке и Мексике. Тем не менее, эксперты Hay Group считают, что такая ситуация не является абсолютным подтверждением высокой эффективности и конкурентоспособности российского бизнеса.

Комментирует Валерий Марцинович: «Хорошие позиции Россия занимает благодаря высокой степени централизации решений и стилям управления наших менеджеров. Лидеры отечественных компаний зачастую работают «как на войне» и привыкли быстро и очень резко реагировать на любые изменения. При этом решения, как правило, принимаются директивно сверху, без участия менеджеров среднего и нижнего уровней — в силу отсутствия у них полномочий и, как следствие, отсутствия их вовлечённости. В результате серьёзно ограничиваются возможности использования главного ресурса компаний — человеческого разума».

Как развить гибкость бизнеса

Для того, чтобы решения принимались без ненужных задержек, европейским компаниям необходимо взять на заметку лучшие практики более гибких конкурентов из развивающихся стран, указывают авторы исследования.

Что касается России, Валерий Марцинович отмечает: «Более десяти лет изучая вопросы вовлечённости персонала в компаниях разного типа и масштаба, сегодня мы с уверенностью можем сказать, что системное вовлечение сотрудников на всех уровнях в поиск возможностей повышения эффективности бизнеса является одним из главных факторов успеха».

«Уточнив границы полномочий сотрудников в части принятия решений и зафиксировав уровни ответственности в документах, руководители обеспечат уверенность сотрудников в их полномочиях и тем самым гарантируют поддержку быстрого принятия решений», — заключает Марк Роял.

Источник: Исследование Hay Group: Эффективность принятия решений в компаниях Европы, России и других рынков. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. — 16.11.2012. 15:01. URL: http://gtmarket.ru/news/2012/11/16/5183
Ограничения: Настоящая публикация охраняется в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и предназначена только для некоммерческого использования в информационных, образовательных и научных целях. Копирование, воспроизведение и распространение текстовых, графических и иных материалов, представленных на данной странице, не разрешено.
Реклама:
Публикации по теме
Последние новости
Популярные новости