Гуманитарные технологии Информационно-аналитический портал • ISSN 2310-1792
Гуманитарно-технологическая парадигма

Исследование ВЦИОМ: Электронно-библиотечные системы и перспективы их использования в российских ВУЗах

Всероссийский центр изучения общественного мнения Электронно-библиотечные системы — популярный и востребованный формат получения литературы среди студентов. Основные требования к таким системам — бесплатный и неограниченный доступ — как по времени, так и по месту использования. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты исследования, посвящённого отношению студентов к электронным библиотечным системам и перспективам их использования в российских ВУЗах. Всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 2–17 августа 2012 года. Опрошено 1600 студентов высших учебных заведений регионов Российской Федерации, в которых введены электронно-библиотечные системы. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Как показали результаты опроса, электронно-библиотечные системы (ЭБС) являются сегодня одним из самых популярных источников получения учебной литературы среди студентов (ими пользуются 73% опрошенных), наряду с интернет-сайтами (ими пользуются 98% респондентов) и ВУЗовскими библиотеками (74% берут книги на дом, 84% получают на руки учебники перед началом семестра).

По сравнению с ВУЗовскими и городскими специализированными библиотеками, электронно-библиотечные системы считаются наиболее современным способом получения информации (95%). Они также выигрывают по критерию скорости получения необходимой литературы (90%) и доступности (89%). С точки зрения наличия нужной литературы, ЭБС, по мнению 85% студентов, не уступают классическим библиотекам.

Личный опыт пользования ЭБС имеют 73% опрошенных студентов, причём большинство из них оценивают его положительно (94%). Негативно отзывались о своём опыте работы с такими системами только 4%.

Подключение их ВУЗа к электронно-библиотечным системам поддерживает абсолютное большинство опрошенных (93%), причём значительная часть выразила безоговорочную поддержку этой инициативе (70%).

Основными преимуществами ЭБС, с точки зрения участников опроса, являются возможность круглосуточного доступа к учебным материалам (77%), экономия времени (73%), удобство использования (70%), а также возможность получения материалов для дальнейшей работы с ними, возможность одновременного доступа ко многим источникам (63%), наличие большего числа источников по сравнению с обычной библиотекой (57%). Что касается недостатков, то здесь упоминаются прежде всего технические моменты (38%) и сложность восприятия информации с экрана компьютера (31%). При этом 20% отметили, что никаких недостатков в работе ЭБС нет.

Большинство пользователей ЭБС намерены продолжать обращаться к этим системам и в дальнейшем (96%). Но и среди тех, кто не применяет сегодня этот способ получения учебной литературы, 80% намерены стать пользователями этой услуги. Позитивная перспектива пользования ЭБС подтверждается и тем фактом, что студенты предпочитают именно электронный формат учебной литературы традиционному (45% против 18% соответственно).

Что касается предпочтений в формах доступа к ЭБС, то здесь наиболее желательным является вариант, при котором пользоваться системой можно в любом месте без ограничений (за это выступают 83%). Кроме того, участники опроса выступают за полностью бесплатное предоставление доступа к ЭБС для студентов при оплате доступа ВУЗами (89%). Наконец, 94% опрошенных сочли, что доступ к ЭБС должен осуществляться непрерывно на протяжении всего периода обучения.

Согласно представлениям большинства опрошенных, в электронно-библиотечные системы должны быть включены учебники и учебные пособия для студентов ВУЗов (98%), научные монографии (91%) и научные журналы из утверждённого Перечня российских рецензируемых научных журналов (90%).

С точки зрения студентов, принявших участие в исследовании, ЭБС должны предусматривать возможность индивидуального доступа к содержимому из любой точки, в которой есть выход в Интернет (97%). Кроме того, 95% высказались за возможности полнотекстового поиска по содержимому, 93% — за доступ к зарубежным научным журналам, 90% — за возможность одновременного индивидуального доступа к содержимому системы всех обучающихся. Значительно меньше тех, кто поддерживает обязательность формирования статистического отчёта по пользователям (61%).

Согласно представлениям большинства участников опроса, в ЭБС должно быть представлено более 5000 наименований учебников и учебных пособий (так считают 74%).

Распределение ответов на вопрос: Поддерживаете ли Вы или не поддерживаете подключение электронно-библиотечных систем в ВУЗах?
Закрытый вопрос, один ответ.
Полностью поддерживаю 70
Скорее поддерживаю 23
Скорее не поддерживаю 4
Абсолютно не поддерживаю 2
Затрудняюсь ответить 1
Распределение ответов на вопрос: На Ваш взгляд, каковы основные преимущества электронно-библиотечных систем перед традиционной бумажной учебной литературой?
Закрытый вопрос, несколько вариантов ответа.
Экономия времени на посещение библиотеки 73
Возможность круглосуточного доступа к учебным материалам 77
Удобство пользования 70
Возможность получения материалов в электронной форме, с которой проще работать в дальнейшем 63
Доступ одновременно ко многим источникам 63
Наличие большего числа источников 57
Никаких преимуществ нет 1
Другое 2
Затрудняюсь ответить 1
Распределение ответов на вопрос: Пользовались ли Вы лично электронно-библиотечными системами?
Закрытый вопрос, один ответ.
Да 73
Нет 27
Затрудняюсь ответить 0
Распределение ответов на вопрос: Насколько Вы в целом удовлетворены или не удовлетворены пользованием электронно-библиотечными системами?
Закрытый вопрос, один ответ.
Полностью удовлетворен 43
Скорее удовлетворен 51
Скорее не удовлетворен 5
Полностью не удовлетворен 0
Затрудняюсь ответить 1
Источник: Исследование ВЦИОМ: Электронно-библиотечные системы и перспективы их использования в российских ВУЗах. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. — 28.08.2012. 12:50. URL: http://gtmarket.ru/news/2012/08/28/4920
Ограничения: Настоящая публикация охраняется в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и предназначена только для некоммерческого использования в информационных, образовательных и научных целях. Копирование, воспроизведение и распространение текстовых, графических и иных материалов, представленных на данной странице, не разрешено.
Реклама:
Публикации по теме
Последние новости
Популярные новости