Гуманитарные технологии Информационно-аналитический портал • ISSN 2310-1792
Гуманитарно-технологическая парадигма

Исследование Ex Libris: Рейтинг популярности российских печатных СМИ во втором квартале 2012 года

Ex Libris Агентство медийных исследований Ex Libris представило рейтинг популярности российских печатных СМИ во втором квартале 2012 года, основанный на данных Title Popularity Ranking (TPR) — профессиональной методике рейтингования печатных изданий, оценивающей популярность СМИ с трёх сторон: со стороны читателей, журналистов и рекламодателей.

Рейтинг составляется для наиболее популярных и значимых изданий России по следующим категориям: общественно-политические газеты, деловые газеты, общественно-политические журналы, деловые журналы и популярные газеты. При расчете рейтинга обрабатывается около 20 изданий в каждой категории. Методология построения рейтинга разработана экспертами агентства Ex Libris, которое является полномочным членом Международной Ассоциации по медиаизмерениям и оценки коммуникаций (The International Association for Measurement and Evaluation of Communication, AMEC) и постоянно принимает участие в разработке самых новейших методик в области PR Evaluation. В итоговый рейтинг входят издания, занимающие наиболее высокие места в своих категориях. Данная методика может применяться для СМИ, различных как по тематическому значению, так и по их виду. Некоторые издания, входящие в рейтинг, в силу своей направленности, могут присутствовать сразу в двух тематических категориях — общественно-политической и деловой. Результаты TPR публикуются агентством на периодической основе, ежеквартально.

Общей чертой, характерной для подавляющего большинства участников рейтинга во втором квартале, стало сокращение показателей аудиторного охвата. Не только удержать, но и заметно улучшить этот показатель удалось лишь четырём изданиям — «Московский комсомолец», Metro (Москва), «Труд» (объявил о 30% росте аудиторного охвата, достигнутом после смены подписного агента со второго полугодия 2012 года) и, с заметно менее значимым по сравнению с ними приростом, Forbes.

Во втором квартале наиболее значимые изменения произошли в сегменте «Деловые журналы»: за исключением его неизменного лидера — Forbes — и традиционно замыкающих рейтинг журналов «Компания» и «Свой бизнес», все издания сменили свои позиции. Второе и третье место в группе впервые, заняли «КоммерсантЪ Деньги» и «Свой бизнес», сумевшие столь существенно улучшить свои результаты благодаря инициированию ряда публикаций острой общественно-политической и популярной тематики. В качестве наиболее показательных примеров здесь можно привести статью «Ъ-Власти» «Generation без П» от 19 марта, посвящённую вопросу жизнеспособности российской пенсионной системы, и рейтинг «Секрета фирмы» «100 лучших городов России», многократно цитировавшиеся в СМИ всех уровней. Самое заметное сокращение рейтинга претерпел журнал «Эксперт», опустившийся до четвёртый позиции из-за сокращения цитируемости материалов издания в традиционных СМИ почти в 3,5 раза. Впрочем, несмотря на резкое падение интереса к информационной активности журнала со стороны коллег, отмечен почти столь же серьёзный рост интереса блогосферы к его новостям (в основном о прекращении взаимоотношений медиахолдинга «Эксперт» с телекомпанией НТВ) и таким публикациям журнала как «Скучная правда Катыни» от 17 апреля, «О переменах без перемен» от 30 апреля и другим, но это не помогло изданию удержаться в тройке лидеров.

Фаворит рейтинга второго квартала — журнал «Русский репортер» (+0,0376 пунктов), которому впервые с прошлого года удалось пробиться на верхнюю строку сегмента «Общественно-политические журналы», потеснив «КоммерсантЪ Власть» (-0,1454 пункта), находившийся в ТОПе с середины прошлого года. Симметрично разнонаправленные тенденции, наблюдавшиеся на протяжении всего квартала в отношении динамики цитируемости этих изданий в традиционных СМИ и социальных медиа, перевели в итоге «Ъ-Власть» на пятую позицию. «Русский репортер» же предложил читательскому вниманию рейтинг «10 самых перспективных российских мегаполисов», который получил широкое распространение в масс-медиа. Помимо этого, более ранние материалы журнала и его авторы довольно часто фигурировали в контексте многих «громких» информационных поводов весны, таких как создание Следственным комитетом Российской Федерации «антиполицейской службы», назначение начальника полиции Санкт-Петербурга, создание кремлевского пула политтехнологов и других. В пространстве социальных медиа «голос» издания наиболее часто был слышен в контексте дискуссий о «Марше миллионов» и событиях в Казани (публикация «Дальний отдел. Убийства в казанской полиции: расследование «РР»). Остальные «Общественно-политические журналы», несмотря на общее, характерное в этом периоде для всех участников сегмента, сокращение абсолютного показателя рейтинга, остались на своих прежних местах.

Лидерам сегмента «Общественно-политических газет» удалось удержать свои позиции — единственно значимые перемены, произошедшие в этом пуле, коснулись «Независимой газеты» и «Новых известий». Первая — несмотря на разнонаправленные, но полностью компенсирующие друг друга динамики цитируемости в традиционных СМИ и социальных медиа — вернулась с третьей позиции на свою традиционную шестую. Вторая, напротив, продемонстрировала рост и оказалась четвёртой. Во многом это произошло благодаря росту стоимости размещения рекламы в издании и высокой тиражируемости материалов, посвящённых благоустройству дворов Москвы, гастролям Мариинского театра в Москве и другим в социальных медиа. Отдельное внимание в этом сегменте следует также обратить на «Российскую газету» (+0,0939) и газету «Труд» (+0,0557), заметно укрепивших свои позиции в рейтинге благодаря резкому и многократному росту интереса к материалам изданий со стороны интернет-пользователей. А газета «Труд», кроме того, — и благодаря двукратному росту этого показателя в традиционных СМИ, упоминавшемуся выше значительному росту аудиторного охвата и цены за размещение рекламы в издании.

Участники сегмента «Деловых газет» во втором квартале 2012 года остались на своих местах. Несмотря на рост рейтинга «Ведомостей» (+0,0627), обусловленный положительной динамикой цитируемости, изданию не удалось существенным образом приблизится к лидеру — газете «КоммерсантЪ», так же как и аналогичная ситуация с «РБК Daily» (+0,0307) не позволила газете занять третье место немного сдавших позиции «Известий» (-0,0121).

Среди «Массовых газет» обменялись местами «Жизнь» и «Московский комсомолец». Последнему удалось вернуть себе утраченное третье место за счёт расширения аудиторного охвата и роста упоминаемости материалов издания, обусловленного возросшей популярностью протестных настроений среди части москвичей этой весной, в социальных медиа.

Общественно-политические газеты

Издание TPR II TPR I
1 Российская газета ▲ 0,9951 0,9012
2 Известия ▼ 0,6175 0,6272
3 Новая газета ▲ 0,3765 0,3641
4 Новые известия ▲ 0,3526 0,3406
5 Гудок ▲ 0,3517 0,3464
6 Независимая газета ▼ 0,3224 0,3849
7 Труд ▲ 0,3138 0,2581
8 Трибуна ▲ 0,2751 0,2707
9 Парламентская газета ▲ 0,2257 0,2186

Деловые газеты

Издание TPR II TPR I
1 КоммерсантЪ ▲ 0,9727 0,9674
2 Ведомости ▲ 0,7855 0,7228
3 Известия ▼ 0,6507 0,6628
4 РБК Daily ▲ 0,5164 0,4857
5 The Moscow Times ▼ 0,2244 0,2272
6 Российская бизнес-газета ▲ 0,2185 0,2194
7 The St. Petersburg Times ▲ 0,1288 0,1184

Общественно-политические журналы

Издание TPR II TPR I
1 КоммерсантЪ Власть ▼ 0,6846 0,7025
2 Итоги ▼ 0,6459 0,6539
3 The New Times ▼ 0,6167 0,6526
4 Русский репортер ▼ 0,5781 0,6470
5 Огонек ▼ 0,5571 0,6102
6 Профиль ▲ 0,5199 0,4088
7 Политический журнал ▼ 0,2085 0,2157

Деловые журналы

Издание TPR II TPR I
1 Forbes ▲ 0,9160 0,9004
2 Эксперт ▲ 0,7515 0,5433
3 Бизнес журнал ▲ 0,5042 0,3389
4 КоммерсантЪ Деньги ▲ 0,4913 0,3177
5 Большой бизнес ▲ 0,3345 0,3150
6 Секрет фирмы ▲ 0,3281 0,2729
7 Компания ▲ 0,2389 0,2234
8 Свой бизнес ▲ 0,1590 0,1497

Массовые газеты

Издание TPR II TPR I
1 Аргументы и Факты ▲ 0,8650 0,8527
2 Комсомольская правда ▲ 0,5963 0,5953
3 Жизнь ▲ 0,4970 0,4294
4 Московский комсомолец ▲ 0,4356 0,4170
5 Экспресс-Газета ▲ 0,3944 0,3865
6 Метро (Москва) ▲ 0,3645 0,3356
7 Аргументы недели ▲ 0,3294 0,3266
8 Мир новостей ▲ 0,2494 0,2421
9 Твой день ▲ 0,1437 0,1412
Источник: Исследование Ex Libris: Рейтинг популярности российских печатных СМИ во втором квартале 2012 года. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. — 09.07.2012. 12:01. URL: http://gtmarket.ru/news/2012/07/09/4573
Ограничения: Настоящая публикация охраняется в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и предназначена только для некоммерческого использования в информационных, образовательных и научных целях. Копирование, воспроизведение и распространение текстовых, графических и иных материалов, представленных на данной странице, не разрешено.
Реклама:
Публикации по теме
Последние новости
Популярные новости