Гуманитарные технологии Информационно-аналитический портал • ISSN 2310-1792
Гуманитарно-технологическая парадигма

Аналитическое агентство «Смыслография» представило коммуникационный рейтинг регионов России в зарубежных СМИ в 2011 году

Смыслография Аналитическое агентство «Смыслография» (подразделение коммуникационной группы «АГТ») провело исследование присутствия регионов России в глобальном информационном поле по итогам 2011 года, результатом которого стал коммуникационный рейтинг регионов России в зарубежных средствах массовой информации. Анализ результатов рейтинга за 2011 год подтвердил выявленные ранее тенденции и обратил внимание на ряд новых аспектов освещения регионов за рубежом.

Первый коммуникационный рейтинг российских регионов по материалам зарубежных СМИ, проведённый в рамках совместного проекта агентства «Смыслография» и компании Dow Jones, выявил особенности восприятия ведущими англоязычными СМИ крупных информационных поводов. Разработанная специалистами агентства методика включает количественную и качественную проработку упоминаний субъектов Российской Федерации в ТОП–100 ведущих англоязычных СМИ, проанализированных с использованием информационно-аналитической службы Factiva (подразделение компании Dow Jones). Общий балл, присваиваемый каждому региону, учитывает оценку региона как по количеству его упоминаний, так и по доле благоприятных публикаций. Авторы проекта указывают, что подобная методология позволяет объективно отразить привлекательность субъектов Российской Федерации для ведущих зарубежных СМИ, а следовательно выявить и оценить тот образ российских регионов, который формируется за рубежом.

Из рейтинга была исключена Москва, являющаяся бесспорным лидером по упоминаемости в зарубежных СМИ. Данное решение обусловлено повышенным вниманием иностранных журналистов к Москве как дипломатическому центру, вовлечённому в широкую сеть международных связей. Столица страны выступает в зарубежных медиа как символ и синоним России в целом, а не в качестве одного из множества регионов. Поэтому её сравнение с другими субъектами федерации было признано методологически некорректным.

Ведущая десятка коммуникационного рейтинга российских регионов по итогам 2011 года представлена в таблице ниже.

Место Регион Общий балл Изменение по сравнению с первым полугодием 2011 года
1 Пермский край 148 0,00
2–3 Томская область 146 -1.00
2–3 Краснодарский край 146 -1.00
4 Сахалинская область 144 0.00
5 Самарская область 141 1.00
6 Санкт-Петербург 135 -1.00
7–8 Нижегородская область 132 1.00
7–8 Республика Бурятия 132 51.00
9 Ханты-Мансийский автономный округ — Югра 129 -2.00
10 Республика Татарстан 127 0.00

Результаты рейтинга за 2011 год демонстрируют достаточно высокую стабильность распределения позиций регионов по сравнению с первым полугодием 2011 года. Так, в ТОП-10 итогового рейтинга года вошло 9 из 10 участников такой же десятки первого полугодия, причём их перемещения внутри ТОПа не превышают одной-двух позиций. Девять из десяти замыкающих рейтинг регионов также входили в группу аутсайдеров и полгода назад: Владимирская область, Республика Алтай, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Марий Эл, Амурская область, Псковская область, Еврейская автономная область, Алтайский край, Орловская область.

Отчётливое подтверждение получила значимость выявленных ранее ключевых факторов, определяющих высокий интерес зарубежных СМИ к новостям в субъектах Российской Федерации: активности руководителей государства, принимающих участие в региональных мероприятиях, а также крупных корпораций, демонстрирующих интерес к конкретным регионам.

Возросло значение ещё одного фактора, влияющего на положение регионов в рейтинге — активности их представителей на международной арене (визиты официальных лиц в зарубежные государства, участие в международных форумах и программах, приём на своей территории представительных зарубежных делегаций, культурное сотрудничество). К заслуживающим упоминания информационным поводам подобного плана можно отнести I Международный фестиваль иллюзионистов и современного цирка «Белая магия» в Перми, I Международную конференцию «Безопасность на транспорте», посвящённая вопросам обеспечения безопасности транспортного комплекса России в Санкт-Петербурге.

Ярким примером действия подобного рода факторов может служить беспрецедентный — на 51 позицию — рост рейтинга Республики Бурятия (седьмое место), ставшей единственным новичком первой десятки. Основной причиной такого роста стало пребывание в столице республики Улан-Удэ в августе 2011 года с официальным визитом лидера КНДР Ким Чен Ира, его проходившая здесь же встреча с президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым.

Причиной роста рейтинга Астраханской области на 10 позиций (39 место в годовом рейтинге) стал широко освещавшийся в СМИ совместный отдых и волжская рыбалка Владимира Путина и Дмитрия Медведева накануне старта избирательной кампании. Кроме того, на позицию региона в рейтинге повлияло активное развитие взаимоотношений между Россией и странами Каспийского бассейна (Казахстаном, Туркменистаном, Азербайджаном), вылившееся в целый комплекс мероприятий — Астрахань стала активным участником процесса и местом визитов гостей из-за рубежа.

Рост рейтинга единственного региона, сумевшего по итогам года покинуть замыкающую десятку рейтинга, — Ульяновской области (переместилась с 74 на 68 место) — также обусловлен двумя из перечисленных выше причин, а именно, внимание зарубежных СМИ к заседанию в Ульяновске комиссии по модернизации под председательством Дмитрия Медведева и инвестициям компании ASG в ульяновскую авиационную инфраструктуру.

Наличие в субъекте федерации престижной футбольной команды или проведение представительных спортивных соревнований также работают как факторы, определяющие высокую позитивную упоминаемость такого региона и, как следствие, повышают его рейтинг. В частности, высокий уровень упоминаемости региональных футбольных команд объединяет большинство субъектов федерации, формирующих топ рейтинга. Для Перми это «Амкар», для Краснодара — «Кубань», для Томска — «Томь», для Самары — «Крылья Советов», для Санкт-Петербурга — «Зенит», для Нижнего Новгорода — «Волга», для Казани — «Рубин». Особняком в этом списке стоит Ханты-Мансийский автономный округ, где в качестве спортивной доминанты на протяжении всего года выступают шахматы — в 2011 году здесь состоялось мировое первенство по этому виду спорта, последовавшее практически сразу вслед за шахматной олимпиадой 2010 года. Шахматная тематика обеспечивает почти половину всех упоминаний региона в англоязычных СМИ. В Краснодаре также состоялся вызвавший интерес зарубежных СМИ вечер бокса, на котором российский чемпион мира по версии WBO Дмитрий Пирог защитил свой титул от притязаний чемпиона Европы по версии той же боксерской организации Геннадия Мартиросяна. В Санкт-Петербурге дополнительным инфоповодом, повлиявшим на итоговый рейтинг северной столицы, стал мужской теннисный турнир «Санкт-Петербург Open».

Исключением (помимо Бурятии с её особой ситуацией) является занимающий четвёртое место Сахалин, где медийные доминанты никак не связаны со спортом. Здесь позиция в топе рейтинга определяется, прежде всего, высоким интересом зарубежных СМИ к реализации нефтегазовых проектов «Сахалин — 1, 2, 3, 5» и к активности участвующих в них крупных международных компаний.

Интересным примером является Кабардино-Балкария, где футбольная повестка служила единственным основанием упоминания региона в зарубежных СМИ в первом полугодии. Заметный рост рейтинга к концу года (на 13 позиций) обусловлен появлением дополнительных событий, связанных, в частности, с внешнеполитической активностью республиканского руководства: Кабардино-Балкария включилась в международный процесс взаимодействия тюркоговорящих стран и регионов, приняв в его рамках участие в ряде международных мероприятий.

Причины резкого снижения рейтинга, как правило, связаны с крупными природными или техногенными катастрофами в регионе, существенно увеличивающими долю негативных публикаций. Так, Ярославская область потеряла 24 позиции рейтинга после падения самолёта, приведшего к гибели всего состава хоккейной команды «Локомотив». Мурманская область потеряла 13 позиций в связи с пожаром на атомной субмарине «Екатеринбург», находившейся в плавучем доке.

Особый интерес представляет отсутствие информационной идентичности Краснодарского края и находящейся на его территории столицы зимней Олимпиады 2014 — города Сочи. Последний по-прежнему практически не ассоциируется с регионом своего размещения, играя отчасти самостоятельную, отчасти ассоциированную с Россией в целом роль. Доля публикаций, в которых Краснодарский край и Сочи упоминаются совместно, составляет около лишь 6% от общего числа материалов о Кубани. В целом Сочи упоминается зарубежными СМИ почти в три с половиной раза чаще, чем Краснодарский край.

Источник: Аналитическое агентство «Смыслография» представило коммуникационный рейтинг регионов России в зарубежных СМИ в 2011 году. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. — 07.06.2012. 10:30. URL: http://gtmarket.ru/news/2012/06/07/4428
Ограничения: Настоящая публикация охраняется в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и предназначена только для некоммерческого использования в информационных, образовательных и научных целях. Копирование, воспроизведение и распространение текстовых, графических и иных материалов, представленных на данной странице, не разрешено.
Реклама:
Публикации по теме
Последние новости
Популярные новости