Гуманитарные технологии Информационно-аналитический портал • ISSN 2310-1792
Гуманитарно-технологическая парадигма

Исследование PricewaterhouseCoopers: Государство и бизнес: взаимная ответственность

PricewaterhouseCoopers Международная аудиторская компания PricewaterhouseCoopers (PwC) представила результаты нового международного исследования «Государство и бизнес: взаимная ответственность», в основу которого положены опросы руководителей крупнейших компаний мира, а также мнения и оценки высших руководителей правительственных структур. Руководители считают, что государственная власть должна заложить основы стабильного и устойчивого восстановления экономики, а управление «по традиционному сценарию» в нынешних условиях — вариант неприемлемый.

В ходе подготовки отчёта «Государство и бизнес: взаимная ответственность» были опрошены 23 государственных должностных лица. Результаты данного качественного анализа были объединены с результатами количественного исследования, включавшего 1 258 интервью с руководителями компаний из 60 стран мира, проведённых в последнем квартале 2011 года. Доклад опубликован в серии «Government and Global CEO». С полным текстом отчёта можно ознакомиться на сайте psrc.pwc.com.

Ежегодный опрос руководителей крупнейших компаний мира, проведённый PwC, показал неопределённость и неустойчивость темпов мирового экономического роста, отсутствие стабильности на рынках капитала и снижение индекса деловой уверенности относительно будущего в краткосрочной перспективе. В сложившейся ситуации правительствам разных стран мира приходится брать на себя бремя ответственности и подавать пример политического лидерства, способствующего заложению основ стабильного и устойчивого восстановления мировой экономики.

В документе указана приоритетная роль трёх сложных и перспективных направлений государственной национальной и международной политики: правительства должны ликвидировать бюджетный дефицит, заложить основы качественного роста и восполнить нехватку перспективных специалистов. Несомненно, каждая страна имеет свои исходные позиции. Правительственные органы стран «Большой двадцатки» должны незамедлительно урезать государственные расходы и переориентировать бюджет на рост, а также восстановить доверие к государственным институтам и укрепить уверенность в них и тем самым сократить дефицит своего бюджета и уменьшить государственный долг, указывают авторы исследования. Несмотря на то что во многих быстрорастущих странах государственная власть пользуется большим кредитом доверия и находится в более выгодном положении, чтобы принимать решения о своём будущем развитии, даже в этих странах необходимо сбалансировать бюджет и справиться с внутренними последствиями кризиса в других регионах.

В отчёте приводится мнение Йэна Стюрессона, руководителя глобальной практики PwC по оказанию услуг государственным органам и компаниям: «Правительства всех стран обязаны сосредоточить свои усилия на получении дохода от инвестиций, должны обеспечить максимальную эффективность распоряжения деньгами налогоплательщиков независимо от того, будут ли сокращены расходы, и повысить качество государственных услуг. Ясно одно: в ситуации все возрастающей неопределённости построение отношений государственного и частного секторов «по традиционному сценарию» — вариант неприемлемый.

Общие для всех правительств действия, указанные выше, можно подразделить на три категории.

1. Решение проблемы бюджетного дефицита

Ключ к успеху — расстановка приоритетов, умение сделать сложный выбор и получить более высокие или те же результаты при одновременном сокращении затрат. Стюрессон отмечает: «Во всём мире власть столкнулась с необходимостью сократить дефицит бюджета и государственный долг, чтобы расходы в связи с объёмом потребления не были переложены на будущее поколение».

К приоритетным направлениям бюджетной политики для решения проблемы дефицита государственной казны относятся:

  • разработка и осуществление программ бюджетного регулирования, направленных на сокращение расходов и поиск новых источников финансирования;
  • поиск новых подходов к реформированию рынка труда, учитывающих расходы на рабочую силу;
  • обновление сферы государственных услуг, в частности, мобилизация частного сектора и добровольцев;
  • повышение степени ответственности и прозрачности;
  • поддержка проектов на промежуточных этапах с использованием таких механизмов, как суверенные и стабилизационные фонды.
2. Создание условий для экономического роста

Государство несёт первоочерёдную ответственность за создание условий для роста, имеющего стабильные финансовые, макро- и микроэкономические показатели, то есть роста «качественного». «Государственной власти предоставляется бесценная возможность использовать компании с федеральным и муниципальным участием для создания рабочих мест и развития инноваций. Для оценки результатов, не поддающихся измерению по традиционной методике финансового анализа, необходима новая система показателей, которая позволит как государственным лидерам, так и налогоплательщикам увидеть целостную картину».

Тремя основными предпосылками экономического роста являются:

  • развитие городов как основных катализаторов устойчивого роста; переход к постиндустриальной стадии развития города будет также означать выход на новый уровень межотраслевого взаимодействия, нацеленного на применение экологически чистых технологий, рациональное использование энергии и обеспечение устойчивости;
  • поддержка экономических кластеров, формирующих состязательный рынок, для функционирования которого также необходимы инновационные системы, новые способы моделирования и финансирования роста, приоритеты и цели которых определены стратегиями инновационного развития страны;
  • разработка программы гармоничного и комплексного развития инфраструктуры, предопределяющей эффективное и конкурентоспособное функционирование любой современной экономической системы.
3. Восполнение нехватки перспективных специалистов

«Важным условием эффективности найма и удержания работников в крупных организациях является взаимодействие государственного и частного секторов. Правительства могут предпринять больше мер для решения проблемы нехватки квалифицированных и перспективных специалистов на рынке», — отмечает один их руководителей глобального направления по работе с государственными органами и службами Скотт Макинтайр.

Государство должно помочь бизнесу привлечь необходимых квалифицированных специалистов путем:

  • создания программ, направленных на развития профессионально важных качеств личности, обеспечивающих пригодность к трудоустройству;
  • предоставления новых возможностей для начала профессиональной деятельности и использования общепризнанных и заслуживающих доверия вариантов построения карьеры высококвалифицированным специалистом;
  • вовлечения неиспользуемых или недостаточно полно используемых трудовых ресурсов, что могло бы повысить производственный потенциал;

Существует и много других мер, которые также должно предпринять государство и организации государственного сектора как работодатели, чтобы удержать своих основных работников и обеспечить их вовлечённость. В частности, государственная служба должна стать более привлекательной, необходимо разработать долгосрочную стратегическую программу кадрового развития, определить потребность в перспективных специалистах, систематически выявлять перспективные кадры и развивать кадровый потенциал местного рынка.

Вывод по результатам опроса руководителей сделать придётся — любому обществу, нацеленному на стабильное экономическое будущее, необходимо обеспечить наличие трёх условий: сбалансированного бюджета, качественного роста и наличия перспективных специалистов, отвечающих требованиям к трудоустройству.

Комментирует Екатерина Шапочка, руководитель практики PwC в России по оказанию услуг государственным и общественным организациям: «В эти дни, когда в России формируется новое правительство, идёт обсуждение его повестки дня, когда заработали механизмы Открытого правительства, интересно понять, что думает бизнес о приоритетах государства. Правительства по-разному расставляют приоритеты. Им потребуются разные подходы, учитывающие уникальные национальные и местные характеристики. Однако нет сомнений, что будущее мировой экономики зависит от того, примут ли государственная власть и частный сектор, вместе или по отдельности, правильные решения и возьмут ли на себя ответственность за решение этих сложнейших задач».

Источник: Исследование PricewaterhouseCoopers: Государство и бизнес: взаимная ответственность. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. — 19.03.2012. 12:50. URL: http://gtmarket.ru/news/2012/03/19/4154
Ограничения: Настоящая публикация охраняется в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и предназначена только для некоммерческого использования в информационных, образовательных и научных целях. Копирование, воспроизведение и распространение текстовых, графических и иных материалов, представленных на данной странице, не разрешено.
Реклама:
Публикации по теме
Последние новости
Популярные новости