Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Институт исследований развивающихся рынков: Управление отношениями с государством посредством корпоративной социальной ответственности в России и Китае

Институт исследований развивающихся рынков Институт исследований развивающихся рынков (IEMS, Institute for Emerging Market Studies — совместный проект Бизнес-школы Сколково и компании Ernst & Young) представил исследование «Политическое измерение добрых дел: управление отношениями с государством посредством корпоративной социальной ответственности в России и Китае».

Авторы исследования указывают, что совершение добрых дел действительно может отвечать интересам бизнеса, а политическое измерение этого процесса в Китае и России имеет особое значение. Институты государственного управления этих стран контролируют критически важные для предприятий ресурсы, традиционно вмешиваются в хозяйственную деятельность и сохраняют систему регулирования со множеством неясных формулировок. То, как компании выстраивают, поддерживают и укрепляют свои отношения с государством, оказывает влияние на выживание и рост бизнеса. В этих условиях корпоративная социальная ответственность (КСО) может быть весьма полезным инструментом, позволяющим компаниям получить доступ к политическим ресурсам и уменьшить политические риски. В новом исследовании предпринята попытка ответить на два вопроса: 1) Как китайские и российские компании взаимодействуют с государством посредством КСО? 2) Каковы их подходы по сравнению с подходами транснациональных корпораций (ТНК) стран-членов ОЭСР?

Политическое измерение социально и экологически полезной деятельности подчёркивает стратегическую роль использования компанией КСО для выстраивания отношений с государством. В работе обсуждается идея «стратегии управления отношениями с государством на основе КСО». Под этим понимаются стратегические действия (не подпадающие под государственное регулирование или административные требования), предпринимаемые компанией с тем, чтобы повлиять на программу развития государства или добиться получения различных видов ресурсов, используя для этого практику поддержки социально-экологического развития.

Авторы исследования выявили четыре основные стратегии, применяемые компаниями для управления отношениями с государством посредством социально-экологической деятельности. Это изыскание новых форм государственной политики, эксплуатация государственной политики, изыскание новых государственных возможностей и эксплуатация государственных возможностей. При этом между китайскими компаниями, российскими компаниями и ТНК стран-членов ОЭСР существует систематические различия в выборе перечисленных стратегий.

Основные результаты исследования:

  1. КСО выполняет четыре разные функции в программе компании, призванной повлиять на государство и обеспечить получение государственных ресурсов. Компании могут использовать КСО для изменения политики и конкурентной среды, получения коммерческих выгод в условиях существующего политического устройства, создания новых государственных возможностей решения социально-экологических проблем или просто для завоевания доверия и получения поддержки государства за счёт добрых дел, которые совершаются в соответствии с существующими возможностями государственного управления.
  2. Стратегия управления отношениями с государством на основе КСО предполагает, что КСО — это не просто спектр деятельности, простирающийся от благотворительности до преследования стратегических целей. Форма использования КСО на благо бизнеса различается в зависимости от политического контекста. Благотворительная деятельность, казалось бы, не связанная с цепочной создания стоимости компании, в действительности может играть решающую роль в привлечении государственных ресурсов.
  3. Если ТНК стран-членов ОЭСР стремятся выступать в качестве структур, изменяющих правила игры и содействующих развитию потенциала в целях получения долгосрочной отдачи от государства посредством КСО, то роль китайских и российских компаний напоминает роль делового партнёра и торговца ресурсами, который использует КСО, чтобы добиться от государства лицензии на рост.
  4. В глобальном смысле китайские и российские компании отстают с точки зрения содействия установлению мировых и региональных стандартов, а также развития государственного потенциала для решения социально-экологических проблем.
Источник: Институт исследований развивающихся рынков: Управление отношениями с государством посредством корпоративной социальной ответственности в России и Китае. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. — 10.08.2011. 21:10. URL: http://gtmarket.ru/news/2011/08/10/4913
Публикации по теме
Последние новости
Популярные новости