Гуманитарные технологии Информационно-аналитический портал • ISSN 2310-1792
Гуманитарно-технологическая парадигма

Организация экономического сотрудничества и развития представила результаты Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA–2006

Организация экономического сотрудничества и развития Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала результаты Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA 2006 года. Как оказалось, наиболее фундаментальными знаниями обладают юные жители Финляндии. Россия и США вошли в группу стран, чьи школьники показали результаты «ниже среднего уровня».

Рейтинг образовательных достижений учащихся публикуется ОЭСР раз в три года в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (The Programme for International Student Assessment, PISA), которая представляет собой мониторинговое исследование качества и тенденций развития математического и естественнонаучного направления национальных систем образования. Ключевой вопрос исследования: «Обладают ли учащиеся 15–16–летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, то есть для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?». Исследование проводится методом тестирования 15-летних учащихся общеобразовательных учреждений. Блоки тестов включают вопросы по точными наукам, математике и чтению, а также оценивают умение школьников применять теоретические знания на практике. Приоритетной областью исследования PISA в 2006 году была естественнонаучная грамотность. Оценка математической грамотности и грамотности чтения проводилась с целью выявления тенденций в изменении их состояния за прошедшие годы (для чтения с 2000 года, для математики — с 2003 года).

В исследовании PISA в 2006 году приняли участие около 400 тысяч учащихся из 57 стран мира (включая 30 стран-участниц программы — страны-члены ОЭСР), представляющих общую совокупность почти в 20 миллионов учащихся 15-летнего возраста этих стран. В России исследование проводилось Центром оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования при участии Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, органов управления образованием 45 субъектов Российской Федерации и различных региональных организаций, занимающихся проблемами образования.

В десятку стран, чьи учащиеся показали лучшие результаты, вошли: Финляндия (среднестатистический школьник получил 563 балла), Гонконг, Канада, Тайвань, Эстония, Япония, Новая Зеландия, Австралия, Нидерланды и Лихтенштейн. У школьников этих и ещё десяти государств результаты выше среднестатистической нормы. Пять стран оказались на среднем уровне, 22 — ниже среднего уровня. В последнюю группу вошли США (489 баллов) и Россия (479). Интересно, что по результатам мониторинга российские учащиеся показывают достаточно высокий уровень владения объёмом знаний, и при этом низкий уровень оперирования этими знаниями. Также в группе стран «ниже среднего уровня» оказались Латвия (490 баллов), Литва (488), Азербайджан (382) и Кыргызстан (322 — самый низкий результат среди всех 57 стран). Для сравнения: школьники Германии набрали 516 баллов, Великобритании — 515, Франции — 495, Испании — 488, Италии — 475, Израиля — 454, Турции — 424, Бразилии — 390, Катара — 349.

Средний уровень результатов по странам ОЭСР составляет 500 баллов, и, как правило, две трети школьников в странах ОЭСР получают результаты в диапазоне от 400 до 600.

Результаты Российской Федерации в исследовании PISA–2006

По всем направлениям исследования результаты российских учащихся оказались значимо ниже, чем результаты по странам ОЭСР или средние международные результаты. Рейтинг российских учащихся среди своих сверстников из 57 стран с учётом ошибки измерения составляет:

  • 33–38 по естественнонаучной грамотности;
  • 32–36 по математической грамотности (29–31 в 2003 году из 40 стран);
  • 37–40 по грамотности чтения (32–34 в 2003 году из 40 стран и 27–29 в 2000 году из 32 стран).

По сравнению с результатами предыдущих циклов исследования по математике не произошло существенных изменений, а по чтению результаты стали статистически ниже, чем в 2000 году.

Российские учащиеся 10–11 классов показали результаты статистически значимо выше общероссийских по всем направлениям исследования. В то же время средние значения их результатов значимо ниже среднего результата по странам ОЭСР в области грамотности чтения, не отличаются от среднего результата по странам ОЭСР по естественнонаучной и математической грамотности.

Самых высоких уровней естественнонаучной и математической грамотности, а также грамотности чтения достигает небольшой процент российских учащихся:

  • 0,5% 6-й уровень по естественнонаучной грамотности;
  • 1,7% 6-й уровень по математической грамотности (1,6% в 2003 году);
  • 1,7% 5-й уровень по грамотности чтения (1,7% в 2003 году и 3% в 2000 году).

Для сравнения: в лидирующих странах, например, в Финляндии:

  • 3,9% по естественнонаучной грамотности;
  • 6,3% по математической грамотности (6,7% в 2003 году);
  • 16,7% по грамотности чтения (15% в 2003 году и 18,5% в 2000 году).

Определённый в исследовании 2-й уровень грамотности (естественнонаучной, математической и чтения) выбран в качестве некоторой границы, базового уровня. Считается, что учащийся, достигший этой границы, начинает демонстрировать наличие умений, которые обеспечивают ему возможность активно использовать полученные в школе знания в соответствии с определением функциональной грамотности, которое принято в исследовании. Согласно полученным данным начинают проявлять способность применять полученные в школе знания 90–97% учащихся лидирующих стран, что значительно превышает процент таких учащихся в России (естествознание — 77,8%, математика — 73%, чтение — 64,3%).

По результатам оценки сформированности естественнонаучной грамотности большинство российских учащихся (около 60%) продемонстрировало овладение основными умениями (2-й и 3-й уровни по международной шкале), необходимыми для решения простых естественнонаучных проблем. Они смогли выявить ясно сформулированные научные проблемы в некоторых знакомых ситуациях; отобрать факты и знания, необходимые для объяснения явлений; применить простые модели или исследовательские стратегии, интерпретировать и напрямую использовать естественнонаучные понятия из различных разделов естествознания, сформулировать короткие высказывания, используя факты; принимать решения на основе естественнонаучных знаний.

15,1% учащихся продемонстрировали повышенный уровень естественнонаучной грамотности. Они эффективно анализировали различные ситуации и проблемы, в которых явно проявлялись отдельные явления. Они смогли выбрать или обобщить объяснения, основанные на знаниях различных разделов естествознания и технологии, и связать эти объяснения напрямую с отдельными аспектами жизненных ситуаций. Они также смогли оценить свои действия и сообщить о своих решениях, используя при этом естественнонаучные знания и обоснования.

4,2% учащихся показали высокий уровень овладения естествознанием (5-й и 6-й уровни). Они смогли применить естественнонаучные знания и знания о науке во многих предложенных им сложных жизненных ситуациях, дать объяснения и аргументацию на основе критического анализа рассматриваемой проблемы; связать информацию и объяснения из различных источников и использовать их для обоснования различных решений. Они продемонстрировали готовность использовать свои знания для обоснования решений, принимаемых в незнакомых научных и технических ситуациях. При этом достаточно большой процент российских учащихся (22,2%) не овладели базовым уровнем. Это означает, что, окончив основную школу, они имеют только ограниченный запас естественнонаучных знаний, которые они могут применять только в знакомых ситуациях. Они могут давать в основном очевидные объяснения, которые явно следуют из имеющихся данных.

Анализ распределения российских учащихся по уровням овладения ими различными аспектами естественнонаучной грамотности в сравнении с их сверстниками из лидирующих стран (Финляндия, Гонконг, Канада и другие), а также многих других развитых стран-членов ОЭСР показывает, что сравнительные данные оказываются не в пользу российских учащихся 15-летнего возраста по многим позициям.

Результаты выполнения международного теста по естествознанию выявили достаточно низкий уровень естественнонаучной грамотности российских учащихся, не соответствующий основным требованиям, сформулированным ведущими специалистами мира в области школьного естественнонаучного образования, которые были реализованы в исследовании PISA 2006 года. Это означает, что российские учащиеся 15-летнего возраста уступают своим сверстникам из многих стран мира (33–38 место на международной шкале) в способности:

  • осваивать и использовать естественнонаучные знания для приобретения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования выводов в связи с естественнонаучной проблематикой;
  • понимать основные особенности естественнонаучных исследований;
  • демонстрировать осведомлённость в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы жизни общества;
  • проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.
Источник: Организация экономического сотрудничества и развития представила результаты Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA–2006. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. — 24.12.2007. 23:30. URL: http://gtmarket.ru/news/2007/12/24/1534
Ограничения: Настоящая публикация охраняется в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и предназначена только для некоммерческого использования в информационных, образовательных и научных целях. Копирование, воспроизведение и распространение текстовых, графических и иных материалов, представленных на данной странице, не разрешено.
Реклама:
Публикации по теме
Последние новости
Популярные новости