Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Технический объект и предмет технических наук. Е. В. Попов

Исследование технического объекта и предмета технических наук мы ограничим вопросами: генезис и социальная сущность технического объекта; основные закономерности развития технического объекта; предмет технических наук; возможна ли единая техническая наука. Эти вопросы имеют ключевое значение для нашей темы и находятся в центре дискуссии по методологическим проблемам техники и технических наук. Научно-техническая революция, социально-практическая значимость её последствий диктуют разработку методологических проблем техники и технических наук.

Генезис и социальная сущность технического объекта

Технический объект — это, несомненно, часть объективной реальности, но часть особая. Его возникновение и существование связаны с социальной формой движения материи, историей человека. Это определяет исторический характер технического объекта. В нём объективируются производственные функции общества, он выступает воплощением знаний людей. Таковы его наиболее коренные отличия от объектов природы.

По вопросу о генезисе технического объекта в буржуазной философии предложено более десятка концепций. Но только марксистская философия научно объяснила генезис техники. Возникновение техники — это естественно-исторический процесс, результат производственной деятельности человека. Её исходным моментом являются «органы человека». Усиление, дополнение и замещение рабочих органов — социальная необходимость, реализуемая путём использования природы и воплощения в преобразуемых природных телах трудовых функций.

Формирование техники протекает в процессе изготовления орудий, приспособления природных тел для достижения цели. И ручное рубило, и ствол дерева, выполняющий функцию моста, и деревянная колода в качестве лодки и прочее, — все это средства усиления индивида, повышения эффективности его деятельности. Природный предмет, выполняющий техническую функцию, — это уже в потенции технический объект. В нём зафиксирована целесообразность его устройства и полезность конструктивных улучшений за счёт подработки его частей 1.

Практическое выделение конструкции как целостности свидетельствует об актуальном существовании технического объекта. Её наиболее важными свойствами являются функциональная полезность, необычное для природы сочетание материалов, подчинённость свойств материала отношению между компонентами системы. Техническая конструкция представляет собой соединение компонентов; этот порядок обеспечивает как можно более продолжительное и эффективное функционирование орудия, исключающее его саморазрушение. Компонентом конструкции выступает деталь как исходная и неделимая для неё единица. И, наконец, с помощью технической конструкции способ общественной деятельности достигает технологичности. Технология — это та сторона общественной практики, которая представлена взаимодействием технического средства и преобразуемого объекта, определяется законами материального мира и регулируется техникой. Своим следствием возникновение техники имеет техническую практику 2.

Поскольку в общественной практике техника выступает и как средство, и как объект (с её помощью производят и её совершенствуют), необходимо различать материально-производственную и техническую деятельность 3. Материально-производственная деятельность — это производство материальных благ. Производство характеризуется своим объектом и формами организации. Его объектом считается предмет труда, его формой — производственное предприятие. В нём техника выступает средством получения разнообразных изделий. Техническая практика обнаруживает себя в отношении человека к технике как объекту, к её частям и их связям. В технической практике акцент делается не на изделии, а на технике и технологии его получения. Её содержание составляют эксплуатация, изготовление и конструирование техники 4.

Эксплуатация, изготовление и конструирование тесно связаны друг с другом и представляют собой своеобразное развитие технической практики. В качестве объекта эксплуатации техника выступает как некоторая материальная и функциональная целостность, сохранение и регулирование которой — непременное условие её использования. Движущим противоречием эксплуатации является несоответствие между условиями функционирования техники и её функциональными особенностями. Функциональные особенности предполагают постоянство условий эксплуатации, а условия эксплуатации имеют тенденцию меняться. Преодоление этого противоречия достигается в технологии, в нахождении типовых технологических операций.

В технологическом процессе эксплуатируемая техника служит средством достижения цели и вследствие этого подчинена технологии. В технологии объект предстает как взаимодействие рабочего орудия с обрабатываемым материалом, как последовательность технологических операций. Например, в производстве золота методом цианирования объектом технической практики выступают следующие процессы: взаимодействие золотосодержащей породы с раствором цианидов натрия и калия, в котором золото растворяется; воздействие на растворенное золото металлическим цинком, с помощью которого благородный металл осаждается; и, наконец, электролиз, в процессе которого продукт аффинируется. Изготовление является своеобразным отрицанием эксплуатации техники, в нём эксплуатируемая техника низводится до роли простого средства, поставленного на службу цели.

Внутренним противоречием технологии является несоответствие между используемыми природными процессами и потребностями в повышении её надёжности и эффективности. Преодоление данного противоречия достигается в конструировании более совершенной техники, с помощью которой можно использовать более фундаментальные закономерности природы. Техника не пассивна по отношению к технологии, средство влияет на цель. Новая техника изменяет технологию, технология сама становится средством реализации внутренних достоинств сконструированной техники. Следовательно, конструирование составляет сущность изготовления, а объект конструирования обнаруживает более существенные свойства, чем технология.

В эксплуатации и изготовлении выявляются связи между конструктивными особенностями орудия и его технической эффективностью, между рабочим процессом и конструкцией технического средства, между рабочим процессом и законами природы. Исследование этих связей показывает, что изготовлению и эксплуатации техники должен предшествовать научный анализ закономерностей природы, а также самой технической системы с её компонентами и функциями, структурой и элементами. Такой анализ возможен лишь на основе естественнонаучных и научно-технических теорий. В научно-технической теории достигается переход от описания технических систем и её компонентов к выделению её конструктивных структур и их элементов, которые мы понимаем как некоторую идеализацию физических компонентов реальной конструкции. Научный анализ конструктивных структур и их элементов позволил разработать структурно-функциональные методы проектирования техники. Вместе с тем специалисты по проектированию отмечают, что «до сих пор нет общепринятого определения рода деятельности, который называется столь привычным и часто встречающимся термином проектирование» 5.

По нашему мнению, проектирование выступает как научная подготовка опытно-конструкторских разработок. Такая подготовка включает в себя анализ научных теорий и вывод о необходимости и возможности решения проблемы, а также принятие решения о виде конструируемой системы. Наличие достаточной научной информации превращает проектирование в относительно стереотипную научно-инженерную деятельность. Поэтому нередкими являются факты, свидетельствующие о том, что проекты не получают авторских свидетельств. Однако подлинное значение проектирования состоит не в репродукции техники, а в применении научных знаний для её изобретения. Разработка новых технических средств не ограничивается переработкой информации и не может быть выражена в алгоритме информационных преобразований. Проектирование предполагает использование научных теорий, поиск и разработку общих схем механизмов и машин. В проекте общественные функции, существующие в деятельности человека как потребность, приобретают с помощью схем реальные очертания. В таких схемах содержится ответ на вопрос, что надо сделать, чтобы реализовать в технике производственную функцию общества. Например, проектирование радиосистем включает «определение принципа действия системы, обоснование и выбор вида сигнала, методов их формирования и обработки, конструирование отдельных составляющих системы (устройств, блоков, и так далее), разработку технологии производства, методов контроля, испытаний, и так далее». 6

Характер проектирования (отработка схемы, выбор конструктивных решений, соображения технологии и экономики, и так далее) «очень затрудняет, если не вовсе делает невозможным, решение задач проектирования чисто логическими способами» 7.

В проектировании с наибольшей полнотой обнаруживается социальная сущность технического объекта. В нём синтезируется конструктивная структура в соответствии с заданной обществом производственной функцией. Техника образует условие развития общества, опосредствует его отношение к природе, является средством разрешения противоречий между человеком и природой. Такая связь технического объекта с человеком детерминирует интенсификацию социальных отношений (производственно-технических, транспортных, коммуникационных, территориальных, и так далее), а также их упорядочивание, достижение социально-политических целей. Технический объект — носитель производственных, технологических функций человека. Без технического прогресса невозможно достижение социальной однородности общества и всестороннего развития каждого индивида.

Таким образом, понятие «технический объект» носит методологический характер и выполняет важную функцию в теоретическом анализе техники и технических наук. В этом понятии фиксируются не только наиболее важные стороны технических устройств, технических материалов или технологических методов. Теоретическая необходимость выделения объекта технической практики, инженерной деятельности, определения предмета технических наук способствовала в немалой степени формированию данного понятия. Понятие «технический объект» позволяет выделить сферу объективной реальности, противостоящую субъекту в его технической практике и научно-техническом познании. Технический объект — это то, на что направлена техническая практика, что противостоит познавательной и преобразовательной деятельности субъекта, выраженной в эксплуатации, изготовлении и конструировании техники, что вовлечено в инженерную деятельность и подвержено реальному изменению. Техническим объектом является преобразованная природа, используемая в качестве технического средства, материала или технологического метода.

Основные закономерности развития технического объекта

Технический объект — это не только объект технической практики, но и материальное средство целесообразной общественной деятельности. Он функционирует в обществе и совершенствуется в качестве технического базиса общественного производства. В процессе совершенствования технический объект усложняется и качественно меняется. Такое изменение объекта происходит в результате, во-первых, всё большей концентрации в каждом последующем реализованном проекте материальных ресурсов и научно-технической мысли; во-вторых, — в результате увеличивающегося использования природных ресурсов с помощью объединения машин в огромные системы; в-третьих, — в результате «самоорганизации» технического объекта.

Положение о «самоорганизации» технического объекта нуждается в пояснении. Разумеется, ни о какой «самоорганизации» вне общества и помимо целесообразной деятельности человека не может быть и речи. И одновременно во взаимодействии с техническим объектом общество вынуждено следовать внутренней закономерности совершенствования техники. У технического объекта можно выделить три стороны: компоненты, из которых он состоит; процессы, которые совершаются во взаимодействии компонентов; функциональная полезность, обеспечивающая достижение цели. Оптимальное сочетание отмеченных сторон технического объекта выражает его внутреннее совершенство. Такое сочетание достигается за счёт перераспределения функций, выполняемых компонентами конструкции, введения в конструкцию дополнительных компонентов и изменения её субстрата. В качестве субстрата конструкции выступают её компоненты, имеющие механическую, электрофизическую, химическую и даже биологическую природу. На смену случайному сочетанию компонентов идёт необходимое и закономерное, обеспечивающее конструктивную устойчивость технического объекта и препятствующее его саморазрушению. В техническом средстве достигается единство компонентов и процессов, в котором компоненты и процессы взаимно обусловливают друг друга. Отмеченное единство лежит в основе целостности технического объекта. Несоблюдение единства ведёт к разрушению машины (например, коловратные паровые машины).

Единство компонентов и процессов даёт физическое бытие техническому объекту. Для социального бытия технического объекта нужна также его функциональная полезность. В технических средствах опредмечиваются общественные потребности, они служат средством достижения определённых социально-политических и экономических целей.

Наряду с внутренним совершенствованием технического объекта происходит и внешнее его усложнение и развитие. В отличие от рабочих органов человека рабочие орудия социальны в своей сущности и в потенции отделены от тела человека. Производство диктует их актуальное отделение от индивида и передачу механизмам, которые точно, однообразно и монотонно могут ими действовать. Поэтому от машины требуется такое движение частей, которое не зависит от причин, лежащих вне её, а определяется её собственным устройством, се собственными структурами. Машина должна иметь основание в самой себе, во взаимодействии собственных компонентов. Приобретение техническим объектом основания в самом себе, во взаимодействии собственных частей — это важное выражение «самоорганизации». Это «самоорганизация» по вертикали. Но «самоорганизация» распространяется и по горизонтали. Выделение существенных, необходимых частей технического устройства ведёт к тому, что одни машины начинают закономерно дополнять другие. Таким образом «самоорганизация» технического объекта в вертикальном и горизонтальном направлениях приводит к появлению больших технических систем.

Взаимодействие частей внутри технического средства и взаимосвязь самих технических средств регулируются собственными особенностями. На этом принципе и были изобретены первые регулирующие устройства (потрясок у мельниц, регулятор Уатта, и так далее). Выделение особенностей взаимосвязи между частями технической целостности и их фиксация достигаются с помощью органов управления. Органы управления превращаются в наиболее важное условие образования и совершенствования больших технических систем.

Большие системы получили достаточно чёткое описание в научной литературе. Понятие большой технической системы выражает не количественные, а качественные изменения, связанные с увеличением числа компонентов в рамках системы, что приводит к появлению нового качества — автоматизированной техники. Без контрольно-измерительных приборов и ЭВМ техника не может теперь нормально функционировать.

Возникновение больших технических систем придало исключительную актуальность такому свойству технического объекта, как экологичность. Одновременно всё большее значение приобретают проблемы биологического повреждения технических систем 8.

Появление больших технических систем имело своим следствием усиление воздействия техники на социальные отношения. Упорядочивание социальных отношений и их интенсификация с помощью техники достигают такого характера и масштабов, что возникают социально-технические системы, в частности системы связи, управления народным хозяйством, железнодорожными и воздушными перевозками, в области энергетики, обороны и прочие. Выход из строя отдельных компонентов таких систем может привести к катастрофическим последствиям, к полной дезорганизации социально-технической системы и нарушению нормального функционирования общества. Создание больших технических систем и их эксплуатация невозможны без планирования промышленности и земледелия, транспорта и энергетики, распределения и потребления, без учёта воздействия технических систем друг на друга и их взаимодействия с природой, без анализа социальных последствий применения новой техники и без учёта возможности выхода из строя отдельных компонентов системы.

Под влиянием больших технических систем в общественной практике происходят важные изменения. Техническая практика поднимается на более высокий уровень социальной организации. В проектно-конструкторской работе всё большее значение приобретает учёт социальных и экономических последствий внедрения техники в производство. Вместе с тем эксплуатация, изготовление и конструирование связываются в единую проблему управления техническим прогрессом. Управление большими техническими системами становится особым видом технической практики, требующим оперативных теорий и таких понятий, как информация, алгоритм, обратная связь, сигнал, и так далее. Эксплуатация, изготовление и конструирование поднимаются на уровень сознательного и планомерного использования закономерностей объективного мира, подчиняются научно осознанным общественным потребностям и перспективным планам развития народного хозяйства.

Таким образом, технический объект не является чем-то застывшим и аморфным. Находясь в непрерывном взаимодействии с субъектом и подвергаясь преобразованию в ходе своего функционирования в общественной системе, технический объект закономерно развивается. Можно отметить следующие закономерности его развития:

  1. Изменение технического объекта как особой части природы — превращение технического средства из модифицированного предмета природы в используемый в производстве природный процесс.
  2. Увеличение концентрации материально-технических ресурсов и научно-инженерной мысли в сооружаемом объекте.
  3. Становление больших технических и социально-технических систем.
  4. Включение в технический объект новых природных процессов и использование в нём более глубоких и фундаментальных закономерностей.
  5. Возрастание целесообразности и рациональности строения технического объекта.
  6. Интенсификация взаимодействия техники и природы.
  7. Углубление социальных последствий технического прогресса.
  8. Приближение внутреннего совершенства технического объекта к природе, которая в плане естественности остаётся для него идеалом.

Приобретая большую естественность, технический объект, однако, остаётся целесообразным средством деятельности человека и не может вследствие этого стать тождественным природе.

В своей сущности вся природа способна быть техническим объектом. Фактически же превращение природы в технический объект обусловлено развитием самого субъекта и имеет границы в самом субъекте. Его развитие налагает исторические ограничения на технологическую мощь, показывая, что природа — нечто большее, чем средство в деятельности человека. Она одновременно и среда его обитания, и объект эстетического и этического отношения.

Предмет технических наук

Взаимодействие субъекта и объекта всегда целесообразно и выделяет ту предметную область, которая полезна для достижения цели. Предметную область объекта мы понимаем как совокупность его свойств. Носителями свойств являются компоненты технической системы, которая может выступать и как техническое средство, и как технический материал, и как технологический метод. Компоненты машины считаются носителями её конструктивных свойств. Отношения между технологическими операциями определяют свойства технологии. Качество технического материала детерминируется совокупностью ингредиентов и их отношениями.

Свойства технического объекта выявляются в технической практике и фиксируются в знании приёмов эксплуатации, изготовления и совершенствования техники. Эмпирически найденные пропорции между частями технического средства и описание материала и особенностей различных конструкций ещё не образуют технической науки, но ведут к формированию «технических предметов», относительно устойчивых сведений о технических устройствах, об их существенных компонентах и свойствах. В виде таких предметов сформировались, например, описания подъёмно-транспортных механизмов, мельниц, часов, наиболее важных ремесел и материалов.

Переход к машинной технике, передача рабочих орудий механизмам вызвали к жизни конструирование технических устройств, что потребовало теоретической разработки понятия «машина» и получения различных её идеализации (кинематической пары, динамики сил, конструкции) 9.

На формирование понятий технической науки оказывают влияние закономерности, раскрытые в ходе изучения естественных наук, в частности теоретической механики. Вместе с тем следует признать, что понятие технической конструкции получает своё выражение внутри технического знания. Исторически оно формируется как система положений о машине, механической совокупности частей и их закономерном отношении, обеспечивающем получение нужного эффекта. Наука о машине выступает как совокупность знаний о двигателях, передаточных устройствах и рабочих орудиях. Относительная самостоятельность перечисленных разделов науки о машине послужила основанием для образования ряда технических дисциплин: учения о паровой машине, паровой турбине и двигателе внутреннего сгорания; учения о передаточных механизмах, кулачковых, кривошипно-шатунных и других передачах, зубчатых зацеплениях, маховиках, регуляторах, и так далее; учения о рабочих орудиях и соответствующих им технологических процессах.

Формирование технических дисциплин происходило различными путями. Технические дисциплины о двигателях основываются на результатах естествознания, на знании законов природы и применении законов физики к технике. Прикладной характер носят техническая кинематика, динамика машин и учение о деталях машин. Эти дисциплины сформировались на базе теоретической механики и начертательной геометрии, что выразилось в создании специального языка.

Решающее значение для создания кинематики механизмов имело получение идеализации «кинематическая пара» и дополнение геометрического образа механизма временной характеристикой. Учёт массы, силы, работы при расчете машины создаёт второй уровень идеализации технического средства. Конструктивный подход к машине образует третий уровень идеализации. Он позволяет определить форму деталей машины и отношения между ними, обусловленные формой тел и их взаимным расположением. При этом отношения между деталями машины раскрываются как технические закономерности. Конструктивный подход имеет целью обеспечить физическую совместимость деталей машин, исключить их саморазрушаемость и обеспечить устойчивость их функционирования.

Технические науки формировались не только путём приложения естествознания к технике, но и путём использования многовекового опыта техники, его осмысления и придания ему логически чёткого вида. Таким путём формировались науки о различных типах машин (сельскохозяйственные, транспортные, и так далее), материаловедение, кораблестроение и прочие. Проверенные на практике эмпирические данные этих технических дисциплин сохранялись и включались в общую науку о машинах. И до сих пор многие приёмы изготовления и эксплуатации техники не получили должного теоретического обоснования.

Формирование технической науки положило конец ремесленному отношению к технике, когда те или иные механизмы совершенствовались по частям в течение многих десятилетий и даже столетий. Понимание того, что машина представляет собой преобразование движения в форму, нужную производству и в своей сущности состоящую из кинематических пар, легло в основу научного конструирования разнообразных технических устройств в XIX веке.

Из сказанного видно, что техническая наука исследует свой объект, хотя она способна объяснить функционирование и ремесленных, ручных орудий труда, которые создавались без научного обоснования. Объект технической науки формируется в процессе выделения существенных и необходимых свойств техники, конструирования машины. Машина, её компоненты, отношения между ними, их композиция, природная основа компонентов и технологический процесс — все это объект технической науки.

Объект технической науки является источником научно-технического познания. Его исследование дает, в частности, конструктивные структуры и их элементы. В структуре фиксируется устойчивость, повторяемость, необходимость, закономерность композиции компонентов машины. По отношению к структуре компонент машины выступает в виде элемента. Мысленное получение элемента структуры связано с отвлечением от физической размерности и природной основы компонента. В конечном счёте все научно-технические понятия являются отображением технического объекта.

Понятия «технический объект» и «объект технической науки» выполняют различную методологическую функцию в философском анализе техники и научно-технического познания. В понятии «технический объект» фиксируется реально изменяемая в практике сторона объективного мира. Технический объект отображается в философских, общественных, естественных и технических науках, и каждый раз наука вычленяет свойственную ей предметную область. В понятии «объект технической науки» фиксируется предмет технических наук, их отношение к объективной реальности.

Главным объектом технических наук является машина, так как с её помощью организуется технологический процесс и ей он регулируется. Машина облегчает и заменяет труд человека, служит средством достижения цели. В машине выделяются предметные области: физические компоненты, силы и связи. В соответствии с этим в рамках общей науки о машинах формируются учения о её субстрате, который может выступать как совокупность компонентов различной природы, в частности как совокупность механических деталей, о силах, действующих в машине, о кинематике механизмов. Взаимодействие рабочего орудия с объектом преобразования составляет особую предметную область технической науки — технологию. Важную предметную область образует и сопротивление материалов, из которых изготавливаются детали машин и которые подвергаются в машине напряжениям, деформации, и так далее.

В технической науке прежде всего выделяются исследования элементов, их отношений и технических структур. Для формирования предмета технической науки важно выделить, описать и объяснить технические элементы, их отношения и возможные структуры, в которых материализуются полезные для общества производственные функции. Но на этом техническая наука не кончается. Она включает в себя правила синтеза новых технических структур, расчётные методы и нормы проектирования. Мысленно сконструированные технические структуры подвергаются анализу. Они исследуются с точки зрения законов динамики, конструирования, технологии и эксплуатации. Только после этого возможны теоретические выводы о важности и полезности полученных результатов.

Своим исследовательским характером техническая наука отличается от технического творчества, для которого важен практически целеустремлённый синтез технического устройства, когда создаётся схема механизма для наперёд заданных производственных функций. Часто такой синтез осуществляется без соответствующего теоретического обоснования.

Правила и нормы проектирования, графические и аналитические методы расчёта сближают техническую науку с техническим творчеством, проектно-конструкторскими работами. Предмет технических наук формируется в непосредственной зависимости от творчества техники. В этом — специфика технических наук, которые представляют собой средство совершенствования техники, переосмысления естественнонаучных данных, открытия технологических методов и изобретения технических конструкций.

В качестве наиболее важного фактора технического творчества выступают правила, предусматривающие достижение прочности и надёжности технического средства, износостойкости и теплостойкости его деталей и прочее. Эти правила образуют рамки конструирования, исключая из него то, что не соответствует выработанным технической наукой критериям функционирования машин. Творчество техники находится в зависимости от норм, называемых стандартами, которые общество устанавливает, исходя из своих внутренних потребностей. Такие нормы предусматривают конструктивные формы, размеры деталей, их технические характеристики и прочее. На базе правил и норм инженерной деятельности разрабатываются методы решения задач. К общим методам конструирования относятся: инверсирование, комбинирование, секционирование, изменение линейных размеров, агрегатирование, компаундирование, модифицирование и другие. Принципы выступают как предпосылки деятельности, как её организующее и направляющее начало. Их научность и ценность состоят в рабочей значимости и эффективности. К принципам проектирования относятся эксплуатируемость техники, её технологичность, конструктивность, экономичность, функциональная полезность, экологичность, эстетичность и эргономичность. Таким образом, в предмет технических наук входят не только закономерности технического объекта, но и закономерности технического проектирования, методы, правила, нормы и принципы проектирования техники.

Возможна ли единая техническая наука?

Становление и проектирование больших технических систем под влиянием достижений кибернетики, системного анализа и моделирования вносят новые моменты в предмет технических наук. В частности, проектирование техники позволяет выделить некоторые общие закономерности, характерные для технических наук. Выделение общих закономерностей проектирования достигается с помощью превращения проекта из средства инженерной практики в предмет теоретического исследования. В проекте как предмете исследования снимается содержательное различие отдельных технических наук. С точки зрения Г. Н. Поварова, «разработка малых систем опиралась прежде всего на детальный анализ, на растущую специализацию задач и методов. Разработка больших систем, напротив, предполагает интеграцию, синтез, рассмотрение различных сторон явлений» 10. На основании этого Г. Н. Поваров приходит к выводу, что «по-видимому, существует достаточно определённая потребность в создании общей технической науки о системах большого масштаба».

Попытки создания единой технической науки имеют свою историю. Ещё в период формирования технических наук И. Бекман опубликовал «Проект всеобщей технологии», которую X. Вольф определял как науку о том, что «создают люди с помощью своих органов тела, и прежде всего рук». Следуя этому определению, Бекман пытался найти общие принципы производственной, ремесленной активности. Общим моментом технологического знания того времени были трудовые навыки индивидов, осознание функций рабочих органов.

Фактическое отделение орудий труда от органов тела и передача их машинам изменили технологию производства и предопределили падение «всеобщей технологии», которая была результатом теоретической бедности предметного содержания технического знания. На смену ограниченным представлениям о технике пришло обилие технических дисциплин, курсов и руководств по эксплуатации машин. На время техническая наука утратила черты единства отрасли знания. В ней сформулировались многочисленные дисциплины, эмпирическое содержание которых подчёркивало их различия.

В настоящее время сложились объективные условия для сближения технических дисциплин. Формирование машинного базиса общества, больших технических систем требует синтеза технического знания. Современное проектирование привело к разработке системотехники, технической кибернетики, теории автоматического регулирования и управления и так далее. Исследование принципов синтеза технического знания получает широкое распространение как в нашей стране, так и за рубежом 11.

В зарубежной научно-технической литературе широкое распространение получило мнение, что единой технической наукой является системотехника, которая обеспечивает максимальный контакт между фундаментальными научными исследованиями и проектно-конструкторскими разработками. Системотехника рассматривается как приложение общей теории систем к технике, как своеобразная философия техники. Общая теория систем разрабатывается как абстрактная, в значительной степени математическая дисциплина, и предполагается, что для техники она даёт ряд общих понятий и общее знание природы и видов систем 12.

В зарубежной философской литературе получил известность проект Г. Рополя. В «Пролегоменах к новому проекту всеобщей технологии» он отмечает необходимость и возможность «всеобщей науки о технике». В такой науке, как он полагает, должен осуществиться синтез технических и социальных знаний. В центре этой науки будет находиться социально-техническая система, функциональные законы которой описываются на языке теории информации. Такая система выступает как материальная (вещественная), энергетическая и информационная. «Всеобщая наука о технике» претендует на классификацию «всех мыслимых технических искусственных изделий».

Г. Рополь полагает, что построение «всеобщей науки о технике» детерминируется двумя тенденциями в научном знании. Во-первых, её требует философия, понятийный подход к технике, для которого существенное значение представляет не то или иное проявление технической практики, а совокупность общих принципов техники. Во-вторых, её требует разнообразие технических наук, которые испытывают потребность в синтезе, объединении вокруг общих принципов техники. Синтез философии и технических наук даёт «техническую философию».

С такой позицией не соглашается Х. Ленк, который считает, что в настоящее время отсутствует возможность создания «единой теории техники», «всеобщей технологии». Ленк обращает внимание на сходство современной ситуации с ситуацией 30-х годов XX века, когда неопозитивисты пытались разработать «единую науку». Не дал положительных результатов и проект Г. Румпфа — с помощью «протокольных предложений» создать единую техническую науку, который он представил в книге «Мысли о научной теории технических наук».

Полемизируя с Рополем по вопросу о единой технической науке, Ленк соглашается, что именно философия обеспечивает единство технической науки. Синтез философского знания и технических наук приведёт к «технической философии», которая обеспечит технический прогресс ясностью перспективы и цели.

Появление больших технических систем и выделение структурно-функциональных методов их проектирования усиливает интеграцию технического знания. Эта тенденция выражается в становлении системотехники как отрасли знания, в разработке методов проектирования, в частности морфологического анализа, в появлении технической прогностики и информатики, технической кибернетики и так далее. Интеграционные процессы в техническом знании находят своё выражение и в формировании комплексных научных дисциплин, например космонавтики, призванных решить кардинальные научно-хозяйственные проблемы.

Но становление системотехники как нового интегративного подхода к техническим задачам не может заменить отдельные дисциплины. Идея «общей технической науки», «всеобщей науки о технике», является методологической идеей научно-технического познания и проектирования. Технико-знание в такой же степени не является общей технической наукой, в какой естествознание не образует единую науку о природе. Но разработка методологии научно-технического познания и проектирования, этой своеобразной «диалектики техники», — актуальная задача философской науки, ибо, как справедливо выразился Х. Ленк, «метапроблемы техники слишком важны, чтобы их оставлять одним учёным, занимающимся техникой. Это — социальные и философские проблемы большой ценности» 13.

Таким образом, технические науки изучают содержание объекта, делающее его полезным в качестве технического материала, способа или конструкции. Их цель — выявить закономерности эксплуатации, изготовления и конструирования, превратить эксплуатацию техники, её изготовление и конструирование в науку. С их помощью повышается техническая полезность природных материалов и адекватность технической формы содержанию естественного процесса, оптимизируются технические конструкции с целью улучшения их эффективности, надёжности, экономичности, а также модифицируются технические средства и расширяется сфера их применения в жизни человека. Технические науки связывают естествознание с проектированием техники, занимаются разработкой методов, правил, норм и принципов проектирования технических систем. Комплексный подход к социально-техническим проблемам по освоению новых источников энергии, космоса, решение экологической проблемы, проектирование технических систем, охватывающих различные сферы общественной жизни, развитие социально-технических систем, и так далее — все это детерминирует интеграционные процессы в техническом знании. Единая техническая наука невозможна, но единство технического знания, обеспечиваемое эффективной разработкой методологических и мировоззренческих основ научно-технического познания и проектирования техники, является потребностью современного состояния инженерной деятельности и научно-технического прогресса.

Приме­чания:
  1. В частности, одним из первых, возникновение технического объекта Э. Капп объяснял проекцией анатомических и физиологических особенностей рабочих органов тела человека. Для М. Шелера и Ж. Эллюля техника — это выражение стремлений человека к овладению и покорению, а также проявление его воли к управлению, что является следствием эффективности его знания. С точки зрения М. Хайдеггера, техника — это развивающееся с бытием «раскрытие» и использование природы лишь для получения энергии и её управляемой передачи, а также призыв к человеку использовать подчинённую ему природу. Ф. Дессауэр объясняет генезис технического объекта реализацией божественного проекта, а Е. Цшиммер — деятельностью мирового духа.
  2. Термины «техническая деятельность», «техническая практика», «техническая производственная практика» ещё только получают права гражданства в научной литературе. См.: например: Сидоров А. Основные принципы проектирования и конструирования машин. — М., 1929, с. 406; Шульц П. Техника античного рабовладельческого общества. — В книге: Очерки истории техники докапиталистических формаций. — М.-Л., 1936, с. 136, 369; Кудрявцев П. С., Конфедератов И. Я. История физики и техники. — М., 1965, с. 5.
  3. В определении технической практики как чувственно-материальной деятельности людей, вооружённых техническими устройствами, техническая практика отождествляется с материально-производственной деятельностью. Это, однако, не позволяет вычленить специфику эксплуатации, изготовления и конструирования техники. См. об этом: Комаров В. Гносеологический анализ техники в «Философских тетрадях» В. И. Ленина. — Вести. ЛГУ. Философия и психология, 1971, № 5, с. 50. Противопоставление материально-производственной и технической практики, на чём основана концепция Ф. Дессауэра, не позволяет ему вычленить специфику технической практики и служит основанием, с одной стороны, для провозглашения конструирования реализацией «престабилированных идей», а с другой — для трактовки материально-производственной деятельности как обнаружения трансцендентной сущности техники.
  4. Конструирование, изготовление и эксплуатация техники как существенные моменты практики зафиксированы в технической литературе. В ней прослеживаются три раздела технического знания, посвящённые изготовлению, эксплуатации и конструированию (см., например: Щадрччев В. Оспопы технологии автостроения и ремонта автомобилей. — Л., 1976). Отмеченные моменты зафиксированы и в работах по философским и социальным проблемам техники. См.: Сеяткин Б. Технические науки и производство. — М., 1967; Украинцев Б. С. Связь естественных и общественных наук в техническом знании. — В книге: Синтез современного научного знания. — М., 1973; Шубас М. Л. Инженерное познание и инженерная практика. — Вести. МГУ, 1974, № 1; и другие.
  5. Венда В. Ф; Мунипов В. М. Предисловие к кн.: Джонс Дж. Инженерное и художественное конструирование. — М., 1976, с. 22.
  6. Березин Л., Вейцель В. Теория и проектирование радиосистем. — М., 1977, с. 9.
  7. Джонс Дж. Инженерное и художественное конструирование, с. 27.
  8. См. Проблемы биологических повреждений и обрастаний материалов и сооружений. — М., 1972.
  9. Поваров Г. Н. От редактора перевода. — В книге: Холл А. Опыт методологии для системотехники. — М., 1975, с. 5.
  10. Поваров Г. Н. О системотехнике. — В книге: Гуд Г., Макол Р. Системотехника: Введение в проектирование больших технических систем. М, 1962, с. 8.
  11. См. например: Шеменев Г. И. Философские аспекты исследования технических систем. — М., 1973; Урсул А. Д. Интегративно-общенаучные тенденции познания и философия. — Вопросы философии, 1977, № 1; Капланов М. Р. Философские и социальные аспекты проектирования техники. — Вопросы философии, 1978, № 5; и другие.
  12. См. Холл А. Опыт методологии для системотехники.
Источ­ник: Е. В. Попов. Технический объект и предмет технических наук. Философские вопросы технического знания. Сборник статей. АН СССР, Иститут философии. — М., Наука, 1984. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. — 19.05.2013. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/6201
Содержание
Публикации по теме
Новые статьи
Популярные статьи