Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Компетентность и эффективность человеческого капитала. Олег Генисаретский

Олег Игоревич Генисаретский — доктор искусствоведения, член Академии гуманитарных наук. Заместитель директора Института человека Российской Академии наук. Главный научный сотрудник Института философии Российской Академии наук. Проектный аналитик Института муниципального и регионального партнёрства. Руководитель Центра синергийной антропологии Высшей школы экономики. Лауреат государственной премии в области литературы и искусства 1997 года. Автор многочисленных работ в области искусствоведения, системо-деятельностной методологии, гуманитарного развития, культурной и религиозно-философской проблематики.

Институциональная конкретность проблематики человеческого потенциала

В настоящее время проблематика человеческого потенциала в большей мере оказалась приписанной к образовательным, чем каким бы то ни было ещё социальным институтам. Образование почему-то считается той сферой деятельности, где главным образом производится человеческий капитал и происходит капитализация человеческих ресурсов.

В этом понимании, как в зеркале, отразилась глубинная дидактичность российской идеологической традиции и вполне естественная — в условиях системного кризиса — обеспокоенность судьбой российских образовательных (и академических) институтов. Однако, разве не очевидно, что здравоохранение, институты «демографической» детотворной активности, социальной коммуникации, ценностного самоопределения и личностной опытности не менее значимы для наращивания и эффективной реализации человеческого потенциала?

Вопросы для самоопределения

  1. Каков состав критически значимых сфер деятельности (вместе, с образованием) обеспечивающих самосвязанный рост человеческого потенциала?
  2. В чём состоит антропологический и культурно-экологический смысл понятия человеческий потенциал?
  3. В каких гуманитарных (человеко-со-размерных) практиках, благодаря формированию каких компетенций (установок и способностей, навыков и умений) он практически осваивается?
  4. Не подошли ли мы уже к пределу человеческой, духовно-нравственной осмысленности гуманитарности, как таковой, и гуманитарных практик, техник и стратегий, в частности?
  5. Что за ценностные качества жизни и деятельности, позволяют, как минимум, сохранять память о человеческом достоинстве, а по сути — отстаивать право на достойном человеческое существование?

Новые формы занятости и компетентности

Одна из наиболее важных проблем управления развитием сегодня — поддержание мотивированного спроса на новые виды занятости и удовлетворение его путём производства отвечающих этому спросу компетенций. А востребуются сегодня не только занятости инкорпорированные, — то есть включённые в деятельность тех или иных производственных или государственно-управленческих корпораций, — но и занятости социально-гражданского, например, этнокультурного, конфессионального или психопрактического свойства.

Когда по отношению к российскому гражданскому обществу говорится о его недостаточной развитости, в суждениях такого свойства слышно изрядное лукавство. Гражданских инициатив, коммуникационных, культурных и социальных проектов, всяческих инноваций в нашей общественной жизни куда больше, чем на данный момент способны отслеживать государственная власть и академическая наука.

Окружной опыт проведения в Приволжском Федеральном Округе в 2001–2003 годах «Ярмарок социальных и культурных проектов» свидетельствует, что предложений по новым типы занятости, — хотя бы в некоммерческом секторе, — гораздо больше, чем удаётся освоить в рамках принятой ныне установки на так называемое социальное партнёрство.

Сказав, что новые занятости складываются в самых разных сферах жизни и деятельности, мы должны также признать, что под расширенное понимание занятости подпадает не только трудовая или, скажем, социальная занятость, но и занятия иного рода, предметно-деятельностный и социальный смысл которых в настоящее время находится все ещё в стадии проектного доопределения.

Для успешной работы секции «Компетенции и эффективность человеческого потенциала» важно было бы показать, как социальное обустройство новых форм занятости связано с порождением новых видов компетенций и адекватных им форматов коммуникации (имея в виду, что критериальной основой для оценки и отбора их может выступать их стратегическая эффективность).

Институциональная логистика компетенций

Практикуются ли компетенции как умения и навыки, или как способности и установки, про них наверняка можно сказать, что осуществляются они на стыке технологической и социально-институциональной организации деятельности.

Для предпроектного анализа профессионального оформления спроса на новую занятость важно будет определиться с тем, на каких уровнях трансляции и реализации деятельности производится институциональное закрепление искомых компетенций:

  • на уровне инфраструктурной;
  • социальной-коммуникационной;
  • культурно-ценностной;
  • когнитивной;
  • экзистенциально-прагматической (персональной) институционализации 1.

Исследователям и проектным аналитикам предстоит ответить на вопрос: как могут уживаться между собой нарастание гуманитарно-значимой личностной выраженности компетенций, с одной стороны, — с возможностью их одновременного освоения на всех уровнях институционализации (при сохранении равной рефлексивности)? Для практического менеджмента наибольшее значение будет, по-видимому, иметь ответ на вопрос о проявившемся уже спросе на новые компетенции в разных инновационных зонах регионального развития.

Приме­чания:
  1. Подробнее об этих альтернативах см. в материале «Компетенции ради развития» О. И. Генисаретского.
Источ­ник: Генисаретский О. И., Рыжова А. В. Компетентность и эффективность человеческого капитала. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. — 19.02.2012. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/6120
Реклама:
Публикации по теме
Новые статьи
Популярные статьи