Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Вячеслав Стёпин. Эпоха перемен и сценарии будущего. Примечания

  1. Сокращённый вариант статьи автора «Философская мысль на рубеже двух столетий», опубликованной в сборнике Философия в современном мире // Философия и жизнь. Научно-популярная серия. Знание. — М., 1990. № 11.
  2. См. Стёпин В. С. Творчество культуры и прогностические функции философии // Диалектика научного и технического творчества. Обнинск, 1982; Стёпин В. С. О прогностической природе философского знания // Вопросы философии. 1986. № 4; Stepin V. Philosophical Cognition inthe Dinamics of Culture (vor XVIII World Congress of Philosophy). — М., 1988; Stepin V. Philosophy and the Images of the Future. XIX World Congress of Philosophy. Book of Abstracts. — М., 1993.
  3. В жизнедеятельности людей взаимодействуют программы двух типов: биологические (инстинкты самосохранения, питания, половой инстинкт, инстинктивная предрасположенность к общению, выработанная как результат приспособления человеческих предков к стадному образу жизни, и так далее) и социальные, которые как бы надстраивались над биологическими в процессе становления и развития человечества (поэтому их можно назвать надбиологическими программами). Если первые передаются через наследственный генетический код, то вторые хранятся и передаются в обществе в качестве культурной традиции.
  4. Термин «категории культуры» широко применялся А. Я. Гуревичем при исследовании культуры Средневековья (Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. — М., 1972). В дальнейшем изложении термины «категории культуры», «универсалии культуры», «мировоззренческие универсалии» используются как синонимы.
  5. Григорьева Т. П. Японская художественная традиция. — М., 1979. С. 63–79.
  6. Древнекитайская философия. — М., 1972. Т. 1. С. 118.
  7. Холтон Дж. Что такое антинаука // Вопросы философии. 1992. № 2. С. 38.
  8. Там ж. С. 38.
  9. Григорьева Т. П. Японская художественная традиция. С. 75–76.
  10. Фрагменты Гераклита (77, 117, 118) // Материалисты Древней Греции. — М., 1955. С. 48, 51–52.
  11. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. — М., 1972. Т. 3. С. 177–178.
  12. С небольшими сокращениями текст был опубликован в ежегоднике «Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. 1991». — М., 1992.
  13. В культурологических исследованиях уже отмечалось, что существуют два типа культур: ориентированные на предметно-активистский способ жизнедеятельности и ориентированные на автокоммуникацию, интроспекцию и созерцание (см., например: Лотман Ю. М. О двух моделях коммуникации в системе культуры // Труды по знаковым системам. — Тарту, 1973. Вып. 6). Культуры техногенных обществ явно тяготеют к первому типу, а культуры традиционных обществ — ко второму.
  14. Притча описана в китайской философской литературе царства Сун (см. Нидам Дж. Общество и наука на Востоке и на Западе // Наука о науке. — М., 1966. С. 155–160).
  15. Петров М. К. Язык, знак, культура. — М., 1991. С. 134–135.
  16. См. Лурия А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов. Экспериментально-психологическое исследование. — М., 1974. С. 106–121.
  17. См. Тульвисте П. К интерпретации параллелей между онтогенезом и историческим развитием мышления // Труды по знаковым системам. Вып. VIII. — Тарту, 1977. С. 96.
  18. Подробнее об этих поисках см., например: Фролов И. Т. О человеке и гуманизме. Работы разных лет. — М., 1989.
  19. См. Курдюмов С. П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. — М., 1990.
  20. Из выступлений автора в дискуссиях «Умер ли марксизм?», проведеных в клубе «Свободное слово» в 1990 году (Москва). Опубликовано в журнале «Вопросы философии», 1990, № 10 (сокращённый вариант) и в более полном виде в журнале «Studies East European Thougt» Dordrecht/Boston/London. Vol. 45.1995.
  21. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25. Ч. 1. С. 484.
  22. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 191.
  23. См. Hosle V. Philosophie der ökologischen Kriese. — München, 1991. S. 27.
  24. Из выступлений в дискуссии клуба «Свободное слово» «Драма советской философии. Эвальд Васильевич Ильенков». См.: Стенографический отчёт заседания 24 ноября 1995 года. Москва.
  25. См., например: Стёпин В. С. Перспективы цивилизации: от культа силы к диалогу и согласию // Этическая мысль. 1991. — М., 1992 (с небольшими коррективами публикуется в данной книге); Стёпин В. С. Философская антропология и философия науки. — М., 1992; Стёпин В. С., Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. — М., 1994.
  26. Калликотт Бэрд. Азиатские традиции и перспективы экологической этики: пропедевтика // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. — М., 1990.
  27. Уайт Линк. Исторические корни нашего экологического кризиса // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. С. 188–201. Атфилд Р. Этика экологической ответственности. Там же. С. 203–218.
  28. Древнекитайская философия. — М., 1972. Т. I. С. 26.
  29. Григорьева Т. П. Японская литература XX века. — М., 1983. С. 127.
  30. См. подробнее: Хакен Г. Синергетика. Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. — М., 1985. С. 19–38.
  31. Там же. С. 26.
  32. См. подробнее: Хакен Г. Синергетика. Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. — М., 1985. С. 34.
  33. Там же. С. 34.
  34. Ниддам Дж. Предвестники современной науки // Курьер Юнеско. 1988. Ноябрь. С. 8.
  35. Го Юй. Речи царств. — М., 1987. С. 298.
  36. См. Григорьева Т. П. Японская литература XX века. — М., 1983. С. 128.
  37. Подробнее см. Стёпин В. С., Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. — М., 1994. С. 226–250.
  38. Расширенный вариант выступления в дискуссии «Куда идёт Россия?», опубликованной в журнале «Воскресенье (новая Россия)». 1993. № 3.
  39. Основой этого раздела являются тексты докладов автора на международной конференции «Россия — Восток — Запад: культуры предпринимательства» (1994) и на российско-германском симпозиуме, посвящённом социокультурным предпосылкам рынка (1995 год), которые были проведены в Институте философии РАН.
  40. Отмечу, что эта типология разрабатывалась в российской политологической литературе при обсуждении проблем этики предпринимательства и феномена морального отчуждения. (см. Бактановский В. Н., Согомонов Ю. В. Честная игра: нравственная философия и этика предпринимательства. — Томск, 1992; Согомонов Ю. В. Этика гражданского общества // Будь лицом: ценности гражданского общества. — Томск, 1993.)
  41. Агильдиев А. Свобода // Будь лицом: ценности гражданского общества. Т. 1. — Томск, 1993. С. 16.
  42. См. подробнее: Будь лицом: ценности гражданского общества. С. 163–173.
  43. Ахиезер А. Думы о России. От прошлого к будущему. 1994. С. 9.
  44. См. Фармер М. Рациональный выбор: теория и практика // Полис. 1994, № 3. С. 57.
  45. В этом разделе использованы материалы моих выступлений в дискуссиях клуба «Свободное слово» по темам «Интеллигенция и власть» (1992), «Россия и Запад» (1991), «Апрель 1985 — апрель 1991: что это было» (1991), «Рынок и культура» (1993). Сокращённые тексты двух первых выступлений опубликованы в журналах «Полис», 1992, № 3 и «Вопросы философии», 1992, № 6.
  46. См. Зильберман Д. Б. Откровение в адвайтте — веданте как опыт семантической деструкции языка // Вопросы философии. 1972. № 5.
  47. Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и начала XX века // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. — М., 1990. С. 76.
  48. См. Федотов Г. Трагедия интеллигенции // О России и русской философской культуре. — М., 1990. С. 418.
  49. См. Бердяев Н. Судьба России. — М., 1990. С. 83–84; Бердяев Н. Философская истина и интеллигентская правда // Интеллигенция. Власть. Народ. (Антология). — М., 1993. С. 125–126.
  50. Последнее — выдержка из текста спича, написанного для «руководства» героем пьесы Н. А. Островского «На всякого мудреца довольно простоты».
  51. См. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 33. С. 83–102.
  52. Там же. Т. 36. С. 165–208.
  53. См. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 37. С. 101–110.
  54. Федотов Г. П. Будет ли существовать Россия? // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. — М., 1990. С. 450–451.
  55. Там же. С. 451.
  56. Там же. С. 451–452.
  57. Там же. С. 451.
  58. Федотов Г. П. Будет ли существовать Россия? С. 452.
  59. Бердяев Николай. Судьба России. — М., 1990. С. 83.
  60. Там же. С. 84.
  61. Там же. с. 83.
  62. В те времена Боровой, а не Березовский и не Гусинский, выступал в общественном мнении образцом удачливого и богатого бизнесмена.
  63. См. Бердяев Николай. Судьба России. — М., 1900. С. 87.
  64. Там же. С. 88–89.
  65. См. Бердяев Николай. Судьба России. — М., 1900. С. 89.
Приме­чания: Список примечаний представлен на отдельной странице, в конце издания.
Содержание
Новые статьи
Популярные статьи