Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Поведенческие барьеры. Юрий Платонов

Даже при самых благоприятных условиях установлению позитивного контакта между людьми часто мешают индивидуальные типологические особенности сторон. Их наличие и создаёт барьеры на пути установления контакта. Рассмотрим наиболее распространённые барьеры, препятствующие взаимодействию, и причины их возникновения. Автор статьи: Юрий Петрович Платонов — ректор Санкт-Петербургского Государственного института психологии и социальной работы, доктор психологических наук, профессор. Область научных интересов: психология коллективной и групповой деятельности, этническая, социальная психология, конфликтология.

Даже при самых благоприятных условиях установлению позитивного контакта между людьми часто мешают индивидуально-типологические особенности сторон. Их наличие и создаёт барьеры на пути установления контакта. Наличие такого барьера:

  • увеличивает психологическую дистанцию между партнёрами;
  • снижает степень взаимного доверия;
  • деформирует характер взаимодействия и взаимоотношений.

Рассмотрим наиболее распространённые барьеры, препятствующие взаимодействию, и причины их возникновения.

Эмоциональные барьеры

Эмоции способны резко усилить или ослабить скованность, робость в поведении. Однако не любая, а лишь устойчивая отрицательная эмоция может воздвигнуть серьёзный барьер на пути нормального поведения. К таким фундаментальным эмоциям относятся: горе (страдание), гнев, отвращение, презрение, страх и другие. Рассмотрим некоторые барьеры, возникающие при включении сильных эмоций.

Барьер страдания действует двояко, снижая, во-первых, уровень контактности, общительности человека, переживающего страдания; во-вторых, уровень коммуникационности тех, кто вступает в контакт со страдающим.

Всякое страдание обычно вызвано:

  • трагическими событиями;
  • неудовлетворённостью своим социальным статусом;
  • сильно заниженной самооценкой;
  • физическими болями и так далее.

Барьер гнева преодолеть особенно трудно, ведь гнев рождается в ответ на неожиданные препятствия, оскорбления и так далее. Гнев буквально удваивает физическую и психическую энергию. И чем он сильнее, тем активнее человек его изливает в словесных или агрессивных действиях.

Барьер отвращения и брезгливости возникает в результате нарушений кем-либо элементарных этических норм или вследствие «гигиенического неприятия» другого человека. Если на физические дефекты окружающие быстро перестают обращать внимание, то гигиенические отклонения они не приемлют никогда.

Барьер презрения, как и барьер отвращения, ограничивает контакты с человеком, вызвавшим отрицательные эмоции.

Презрение обычно вызывают:

  • аморальные поступки;
  • неприемлемые черты характера (трусость, скупость);
  • предрассудки и так далее.

Барьер страха — один из самых труднопреодолимых в межличностном общении. Он побуждает свести к минимуму контакт с тем, кто является его источником.

Страх можно рассматривать и как своеобразный защитный механизм внутреннего «Я» личности. В коммуникационном аспекте исследования проблемы страха целесообразно выделить его дезорганизующую функцию. Она проявляется прежде всего на уровне разрушения коммуникационных отношений и коммуникационных умений субъекта общения. Страх — явление динамичное. Модусы страха можно классифицировать по степени выраженности, имея в виду экспрессивный характер страха. Это даёт возможность построить динамический ряд страха.

  1. Тревога. Это первичный модус страха. Основная функция страха в этом состоянии — оценочная. Модели общения дезинтегрируются в силу большой концентрации внимания не на его содержательной стороне, а на оценке возможной угрозы.
  2. Испуг как состояние осознания опасности и неподготовленности к её отражению.
  3. Собственно страх как состояние полной дезорганизации психологической структуры личности (или её гиперсентограция).
  4. Состояние ужаса обусловлено вмешательством дезорганизующей функции. На этом этапе возможны:
    • деструкция отражательного механизма;
    • деградация личности;
    • разрушение организма.

Пребывание личности как субъекта общения в том или ином модусе страха не даёт возможности перейти на адекватный целям уровень поведения.

Человечество испытывает огромное количество страхов. Большинство из них имеет научные названия и таится в многочисленных уточняющих словах к термину фобия. Психологи определяют фобию как навязчивое состояние в виде непреодолимой боязни некоторых предметов, действий, поступков, ситуаций. Это может быть боязнь закрытых помещений, высоты, страх перед переходом улиц, страх острых предметов и заболеваний. Фобии не возникают на пустом месте, а, как правило, появляются при психопатии и многих вяло протекающих психических заболеваниях. Но и у здоровых людей могут проявляться отдельные элементы фобий, порой весьма причудливых.

Нет ничего странного в том, что люди боятся высоты (акрофобия), пауков (арахнофобия) или толпы (агорафобия, антропофобия), ведь все это действительно представляет угрозу. Вполне объяснимо, к примеру, и такое явление, как апопатофобия — страх заходить в туалеты (например, в привокзальные). Однако некоторые страхи могут стать для их обладателя сущим наказанием. Например, довольно тяжело идти по жизни с боязнью нанести кому-либо поражение (блаптофобия) или со страхом перед наслаждением (гедонофобия).

Неврозы стали актуальной проблемой жителей больших городов. Постоянные стрессы, шум, толпа, невозможность скрыться от людских взглядов моделируют ситуацию опасности. По некоторым данным, каждому второму жителю крупного города было бы желательно один раз в пять лет проходить профилактический курс в клинике. Но лёгкие случаи фобии, как правило, не вызывают беспокойства ни у самих «боящихся», ни у окружающих.

До появления психоанализа самым передовым методом излечения фобий считался гипноз. Врач заставлял находящегося в гипнотическом сне пациента заново пережить ситуацию, которая вызывала у него страх, и давал ему установку: «Не бойся!»

Кроме всенародно известных клаустрофобии и её антипода агорафобии в природе существует воистину огромное количество страхов. В частности, американский словарь медицинской терминологии приводит около 400 видов.

Барьер стыда и вины возникает в результате осознания неуместности происходящего. Человек краснеет, у него изменяется голос, он опускает глаза или отводит взгляд от партнёра по общению. Этот барьер возникает как реакция:

  • на критику;
  • на неумеренную похвалу, лесть;
  • из боязни показаться неловким;
  • из боязни быть уличённым в чём-то содеянном.

Барьер плохого настроения также входит в группу барьеров, вызванных эмоциями. Эмоционально-негативное состояние индуцируется на партнёра, парализует его коммуникационные устремления. Плохое настроение часто служит источником конфликтов.

Болгарский психолог Ф. Генов, исследуя причины возникновения служебных конфликтов, установил в частности, что, во-первых, у людей, занятых административной работой, уровень эмоциональной уравновешенности значительно ниже среднестатистического, а с возрастом ещё более снижается; во-вторых, плохое настроение руководителя существенно ухудшает настроение подчинённых.

Субъективные барьеры общения

Субъективные особенности общения формируются на базе темперамента, характера и типа акцентуации личности. Рассмотрим кратко основные их типы.

Доминантный субъект общения испытывает потребность обратиться к какому-либо человеку, и его не слишком заботят уместность, целесообразность данного обращения. Такой человек не считает для себя обязательным отвечать на вопросы, которые перед ним поставлены. Он всегда хочет сам оказывать влияние на других, овладеть инициативой и подавить активность партнёра по общению. Настроенность такого человека можно уловить на стадии оценки коммуникационной ситуации по осанке, мимике, жесту, взгляду и репликам. В общении он напорист, перебивает партнёра, повышает голос, многократно повторяет одно и то же.

Как организовать своё вхождение в коммуникационную ситуацию при наличии доминантных партнёров? Во-первых, надо дать доминантному субъекту возможность выявить свою доминантность. Во-вторых, спокойно держаться независимой точки зрения, не опровергая и не высмеивая «силовые приёмы» партнёра.

Недоминантный субъект общения — полная противоположность доминантному. Это человек, постоянно чувствующий себя просителем, боящийся лишний раз взять коммуникационную инициативу, задать вопрос, высказать точку зрения. Недоминантный субъект общения очень чувствителен к внешним признакам силы, интеллекта, эмоциональности партнёра. Он уступчив, легко теряется, не перебивает партнёра, терпеливо сносит, когда перебивают его. Нерешителен в раскрытии своих знаний, часто позволяет сбить себя с толку и приходит к выводу о своей неправоте (затем, осознав это, впадает в отчаяние).

Вхождение в коммуникационную ситуацию с недоминантным субъектом — это его стимулирование, предоставление ему инициативы и возможности выразить себя.

Мобильный субъект общения обладает лёгкой манерой переключения внимания, быстротой рефлексивной оценки. Быстро и часто поверхностно рисует в своём сознании образ партнёра по общению. Речь его тороплива: одна фраза легко сменяется другой. Он часто и непроизвольно своей мобильностью оказывает влияние на темп общения партнёров. Постоянно перебивает. Активно выражает своё отношение к тому, что говорите вы, вставляет в вашу речь реплики и замечания. Стиль его высказываний неряшливый. Смысл речи для него важнее словесного «облачения». Продолжительное, монотонное общение с глубоким анализом сущности явлений с ним невозможно. Он всегда стремится внести разнообразие в общение. Проститься с ним так же легко, как и разговорится: он невзыскателен в отношении форм и ритуалов прекращения общения.

Ригидный субъект общения включается в коммуникационную деятельность не сразу. Ему требуется основательно изучить партнёра, понять его коммуникационные намерения. Слушает внимательно. Говорит медленно. Мысль излагает подробно: фразы строит тщательно, стремясь к тому, чтобы слово точнее передавало смысл. Не любит, чтобы его перебивали. Не терпит от других поспешности в изложении мыслей. Общение с таким человеком может изматывать тех, кто нетерпелив. С учётом сложившихся этикетных форм общения надо уметь войти и выйти из коммуникационного взаимодействия с ригидным субъектом общения. В общении с ним следует избегать торопливости и небрежности.

Если в общении со сверхмобильным партнёром лучше всего сначала подстроиться под его темп, что на первых порах может снижать содержательность контакта, то далее следует постепенно замедлять частоту и скорость собственных реплик. Затем уже можно вернуться к началу разговора и уточнить то, что осталось малопонятным или невыясненным. Если вы не проявите такой инициативы, то общение не состоится и каждый из вас унесет с собой чувство досады, неудовлетворённости общением.

Если партнёр по общению ригиден, то надо поставить перед собой коммуникационную задачу на долготерпение. Торопить такого партнёра, раздражаться — значит расширять поле расхождений.

Экстравертный субъект общения расположен к взаимодействию. Общение — это его стихия. Он почти всегда направлен на партнёрство, независимо от того, легко или тяжело у него на душе. Искренне уверен в своей способности понять любого человека. Хочет быть полезным. Очень внимателен к окружающим и желает такого же внимания к себе. Чтобы привлечь к себе внимание, часто бывает эксцентричным в высказываниях, подхватывая модные новинки. Ему нравится высказывать симпатии партнёру по общению. Умеет говорить открыто и искренне. С таким партнёром легко входить в коммуникационную ситуацию, так как часто он сам помогает вам в этом.

Интровертный субъект общения. Это не склонный к внешнему диалогу человек с непрочной внешнекоммуникационной установкой. Больше всего сосредоточен на аутообщении (диалог с самим собой). Обидчив и застенчив. Не склонен к общению на личные темы. Имеет хорошо управляемую систему психологической защиты «личных зон».

Вхождение в коммуникационную ситуацию с интровертом благоприятно «с глазу на глаз». В интенсивное общение его надо втягивать постепенно и деликатно.

Постоянный учёт этих характеристик субъектов общения даёт возможность сформировать у себя навыки понимания специфики личности и признания её достоинств. Только в этом случае возникает условие для эффективного общения, решения коммуникационных задач идеологической работы.

Барьеры процесса общения

Барьер недостаточного понимания важности общения. Этот барьер возникает, во-первых, как следствие ложной установки руководителя высшего звена, считающего, что полную информацию подчинённому сообщать необязательно; во-вторых, вследствие недооценки им общения как социально-психологического механизма управления людьми.

Барьер неправильной установки сознания. Установка — это готовность к действию в соответствии с ситуацией общения. Так называемая «неправильная установка» возникает в итоге деформации ее: а) стереотипами мышления; б) предвзятыми представлениями; в) неадекватными отношениями; г) отсутствием внимания и интереса к кому-либо или чему-либо; д) пренебрежением к фактам.

  1. Стереотип представляет собой устойчивое, упрощённое мнение об отдельных людях и ситуациях. Стереотипы создают барьеры в общении двояким образом: смысл информации может быть искажен стереотипом говорящего, а также стереотипным мышлением воспринимающего (слушающего).
  2. Предвзятые представления возникают в результате снижения уровня самокритичности и завышения самооценки (ясно, что не всегда обоснованного). В этом случае человек ищет контакт только с теми, кто разделяет его взгляды или идеи, и отвергает всё, что им противоречит.
  3. Неадекватные отношения формируются вследствие смещения функционально-ролевых и личностных позиций. Они препятствуют налаживанию контактов и созданию обстановки психологического равенства партнёров по общению.
  4. Отсутствие интереса. Нередко бывает, что человек в процессе общения перестаёт придавать значение воспринимаемой им информации. Так пропадает интерес к общению. Отсутствие же внимания определяется отсутствием интереса, а также — и это весьма важно! — неумением управлять своим вниманием.
  5. Пренебрежение фактами — это следствие привычки делать поспешные выводы и заключения, не располагая достаточным числом фактов или неправильно их понимая.

Барьер речи. Возникает вследствие допущенных речевых ошибок, так как речь — основное средство общения. Этот барьер искажает, а иногда и полностью нивелирует, слова говорящего.

Возникает такой барьер в результате:

  • эмоционального возбуждения, вызванного взаимной индукцией или самоиндукцией;
  • неправильного выбора слов;
  • ошибок в построении сообщения;
  • неверной оценки способности партнёра понять передаваемую ему информацию;
  • слабой аргументации;
  • невладения социально-психологическими механизмами общения.

Итак, барьеры общения — это препятствия на пути к психологическому контакту и успешному влиянию партнёров друг на друга. В этой статье рассмотрена группа барьеров, которые можно назвать личностными.

Источник: Поведенческие барьеры. Юрий Платонов. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. — 12.04.2007. URL: https://gtmarket.ru/laboratory/expertize/4940
Публикации по теме
Новые статьи
Популярные статьи