Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Джин Шарп. От диктатуры к демократии. Глава 9. Развал диктатуры

Совокупным эффектом организованно проведённых успешных кампаний политического неповиновения должны стать усиление сопротивления, возникновение и расширение участков общества, в которых диктатура не имеет эффективного контроля. Такие кампании также дают важный опыт того, как отказываться от сотрудничества и как организовывать политическое неповиновение. Такой опыт окажет значительную помощь, когда наступит время для отказа от сотрудничества и политического неповиновения в массовых масштабах.

Как описано в главе 3, послушание, сотрудничество и подчинение являются наиболее важными факторами силы диктаторов. Без доступа к источникам политической власти сила диктаторов убывает и в конечном итоге сводится на нет. Таким образом, лишение поддержки является наиболее важной необходимой акцией для уничтожения диктатуры. Полезно рассмотреть следующий момент: как политическое неповиновение может влиять на источники силы.

Среди существующих средств подрыва морального и политического авторитета режима, его легитимности, имеются акты символического отречения и неповиновения. Чем выше авторитет режима, тем шире и надежнее послушание и сотрудничество с ним. Для того чтобы создать серьёзную угрозу существованию диктатуры, необходимо действенное выражение морального неодобрения. Для ликвидации доступа к другим источникам силы режима нужно лишить его сотрудничества и послушания.

Вторым важным источником силы являются человеческие ресурсы — число и значение людей и групп, которые подчиняются, сотрудничают и помогают правителям. Если широкие слои населения откажутся сотрудничать, для режима возникнут серьёзные проблемы. Например, если государственные служащие будут работать с пониженной эффективностью или оставаться дома, административный аппарат будет испытывать значительные затруднения.

Аналогичным образом, если среди отказавшихся сотрудничать находятся лица или группы, которые ранее обеспечивали специализированные услуги и знания, способность диктаторов выполнять свою волю будет значительно ослаблена. Даже их способность принимать решения на основе всесторонней информации и разрабатывать эффективную политику будет серьёзно ограничена. Если психологическое и идеологическое влияние, называемое нематериальными факторами, которое обычно заставляет людей повиноваться и оказывать помощь правителям, будет ослаблено или потеряет силу, население станет более склонным к неповиновению и отказу сотрудничать.

Доступ диктаторов к материальным ресурсам также оказывает прямое влияние на их власть. Если контроль финансовых ресурсов, экономической системы, имущества, природных ресурсов, транспорта и средств связи находится в руках действительных или потенциальных противников режима, ещё один источник его силы становится уязвимым или теряется. Забастовки, бойкоты и расширяющаяся автономия в экономике, связи и транспорте ослабляют режим.

Как упоминалось выше, способность диктаторов угрожать или применять санкции, то есть наказание упрямых, непослушных и отказывающихся сотрудничать слоёв населения, является ключевым источником силы диктаторов. Данный источник силы можно ослабить двумя способами. Во-первых, если население готово, как во время войны, пойти на риск и вызвать серьёзные последствия в качестве цены за неповиновение, эффективность существующих санкций будет значительно снижена (в том смысле, что репрессии диктаторов не обеспечат желаемый уровень подчинения). Во-вторых, если сами полицейские и вооружённые силы испытывают недовольство, они могут на индивидуальной или коллективной основе уклоняться или прямо отказываться от выполнения приказов на аресты, избиения или расстрел участников сопротивления. Если диктаторы более не могут полагаться на полицию и вооружённые силы для проведения репрессий, диктатура стоит перед серьёзной угрозой.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что успех борьбы против укоренившейся диктатуры требует, чтобы отказ от сотрудничества и неповиновение сократили и перекрыли источники силы режима. Без постоянного возобновления этих источников власть диктатуры ослабляется и, в конце концов, распадается. Таким образом, умелое стратегическое планирование политического неповиновения диктатуре должно быть направлено на наиболее важные источники силы диктаторов.

Эскалация свободы

Вместе с политическим неповиновением на стадии выборочного сопротивления рост независимых социальных, экономических, культурных и политических институтов последовательно расширяет «демократическое пространство» общества и сокращает контроль диктатуры. По мере укрепления гражданских институтов, противостоящих диктатуре, население вопреки желанию диктаторов все быстрее строит независимое общество вне пределов их контроля. Если диктатура вмешается, чтобы остановить «эскалацию свободы», можно применить ненасильственную борьбу в защиту данного завоеванного пространства и перед диктатурой возникнет ещё один «фронт» борьбы.

С течением времени такое сочетание сопротивления и институционального строительства может привести к свободе de facto, что сделает падение диктатуры и официальное введение демократической системы неоспоримыми, так как соотношение сил в обществе претерпело коренные изменения.

Польша 1970-х и 1990-х годов представляет собой яркий пример перехода функций общества и институтов под контроль участников сопротивления. Католическая церковь подвергалась преследованиям, но никогда не была полностью подчинена коммунистическому контролю. В 1976 году представители интеллигенции и рабочих образовали небольшие группы, такие как «Комитет защиты рабочих», для продвижения своих политических идей. Организация профсоюза «Солидарность» своим правом объявлять забастовки вынудила власти принять её законы в 1980 году. Крестьяне, студенты и многие другие группы также образовали собственные независимые организации. Когда коммунисты поняли, что данные группы изменили соотношение сил, «Солидарность» снова была запрещена и коммунисты прибегли к военному правлению.

Даже в условиях чрезвычайного положения при множестве случаев тюремного заключения и жестокого преследования новые независимые институты продолжали действовать. Например, не прекращалась публикация десятков нелегальных газет и журналов. Нелегальные типографии ежегодно печатали сотни книг, в то время как известные авторы бойкотировали коммунистические издания и государственные типографии. Аналогичная деятельность проводилась и в других слоях общества.

При военном режиме Ярузельского о военно-коммунистическом правительстве однажды сказали, что оно шагает по головам общества. Чиновники по-прежнему занимали правительственные здания и кабинеты. Режим ещё был в состоянии атаковать общество наказаниями, арестами, тюремным заключением, захватом печатных изданий и так далее, однако диктатура уже не могла контролировать общество. С этого момента полное свержение режима обществом стало лишь вопросом времени.

Даже когда режим ещё занимает позиции в правительстве, иногда появляется возможность создать демократическое «параллельное правительство». Оно все в большей степени будет выступать в качестве правительства-соперника, которое пользуется поддержкой, одобрением населения и гражданских институтов, сотрудничающих с ним. В таком случае диктатура во все возрастающей степени теряет характеристики правительства. В конце концов, параллельное демократическое правительство может полностью заменить диктаторский режим в качестве элемента перехода к демократической системе. Затем в должном порядке будет принята конституция и проведены выборы.

Развал диктатуры

В ходе институциональной трансформации общества движение неповиновения и отказа от сотрудничества может расширяться. Стратеги демократических сил должны заранее предвидеть время, когда демократические силы смогут перейти от избирательного сопротивления к массовому неповиновению. В большинстве случаев потребуется время для создания, наращивания и расширения мощности сопротивления, а развитие массового неповиновения может произойти лишь через несколько лет. Во время такого промежуточного периода необходимо проводить кампании избирательного сопротивления с все более значительными политическими целями. Вовлекать в него следует более широкие массы населения всех уровней общества. При условии решительного и дисциплинированного политического неповиновения в ходе такого расширения деятельности внутренняя слабость диктатуры должна стать все более очевидной.

Сочетание сильного политического неповиновения и создания независимых институтов со временем должно привлечь широкое международное внимание, выгодное демократическим силам. Оно также может привести к международному осуждению со стороны дипломатических миссий, бойкотам и эмбарго в поддержку демократических сил (как это произошло в Польше).

Стратегам необходимо учитывать, что в некоторых случаях падение диктатуры может произойти чрезвычайно быстро, как в Восточной Германии в 1989 году. Это происходит, если источники силы в массовом порядке перекрываются в результате неприятия диктатуры населением. Однако такие случаи редки и лучше планировать долгосрочную борьбу (но быть готовыми к кратковременной борьбе).

В ходе освободительной борьбы победы, даже по малозначащим случаям, должны отмечаться. Те, кто одержал победу, заслуживают признания. Празднования с пикетами также помогают поддерживать моральный дух, необходимый для будущих этапов борьбы.

Ответственное отношение к успеху

Составители генеральной стратегии должны заранее просчитать возможные и предпочтительные способы завершения успешной борьбы, чтобы предотвратить возникновение новой диктатуры и обеспечить постепенное установление долговременной демократической системы.

Демократам необходимо определить, как по завершении борьбы должен быть организован переход от диктатуры к временному правительству. В этот период желательно образовать новое действующее правительство. Однако это не должно быть старое правительство с новыми членами. Нужно определить, какие отделы старой правительственной структуры (например, политическая полиция) должны быть полностью упразднены из-за их антидемократической природы, а какие отделы следует сохранить для будущей демократической реформы. Полный правительственный вакуум может привести к хаосу или новой диктатуре.

Заранее необходимо продумать политику в отношении высших должностных лиц диктатуры после того, как её власть падет. Например, следует ли судить диктаторов? Можно ли разрешить им навсегда покинуть страну? Какие другие варианты могут возникнуть, которые бы соответствовали политическому неповиновению, необходимости перестройки страны и установлению демократии после победы? Следует избегать кровопролития, которое могло бы иметь трагические последствия для будущей демократической системы.

В то время как диктатура слабеет или терпит крах, конкретные планы по переходу к демократии должны быть готовы к осуществлению. Такие планы должны помочь предотвратить захват государственной власти путём переворота другой группой. Потребуются также планы установления демократического конституционного правления с полнотой политических и личных свобод. Изменения, завоеванные высокой ценой, нельзя потерять из-за отсутствия планирования.

Перед лицом всё возрастающей мощи населения и ростом независимых демократических групп и их институтов, которые диктатура уже не в состоянии контролировать, диктаторы обнаружат, что их авантюре настаёт конец. Массовые закрытия учреждений, всеобщие забастовки, массовый невыход на работу, марши неповиновения и другие акции все более будут подрывать собственную организацию диктаторов и связанные с ней учреждения. Вследствие такого неповиновения и отказа от сотрудничества, разумно и в массовых масштабах организованного в течение длительного времени, диктаторы потеряют силу и защитники демократии отпразднуют победу без применения насилия. Перед населением, оказавшим сопротивление, диктатура падет.

Но не каждое усилие увенчается успехом, особенно лёгким успехом, и редко быстрым успехом. Необходимо помнить, что победителей в войнах столько же, сколько побеждённых. Однако политическое неповиновение даёт реальную возможность победить. Как говорилось выше, данная возможность может быть значительно усилена разработкой разумной генеральной стратегии, тщательным стратегическим планированием, упорным трудом и дисциплинированной мужественной борьбой.

Приме­чания: Список примечаний представлен на отдельной странице, в конце книги.
Источник: Gene Sharp. From Dictatorship to Democracy. The Albert Einstein Institution, 1993. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. — 10.08.2009. URL: https://gtmarket.ru/laboratory/expertize/3200/3209
Содержание
Новые статьи
Популярные статьи