Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Джин Шарп. От диктатуры к демократии. Глава 1. Реалистичное представление о диктатуре

За последние десятилетия под напором организованного сопротивления народов пали или пошатнулись многие диктаторские режимы как внутреннего, так и внешнего происхождения. Часто кажущиеся глубоко укоренившимися и непоколебимыми, такие диктатуры оказались неспособными противостоять согласованному политическому, экономическому и социальному неповиновению людей.

Начиная с 1980 года, в основном благодаря ненасильственному неповиновению людей, пали диктаторские режимы в Эстонии, Латвии и Литве, Польше, Восточной Германии, Чехословакии, на Мадагаскаре, в Мали, Боливии и на Филиппинах. Ненасильственное сопротивление приблизило демократизацию в Непале, Замбии, Южной Корее, Чили, Аргентине, Гаити, Бразилии, Уругвае, Малави, Таиланде, Болгарии, Венгрии, Нигерии и в различных странах бывшего Советского Союза (сыграв важную роль в победе над попыткой государственного переворота сторонников старого режима в августе 1991 году).

Кроме того, за последние годы массовое политическое неповиновение 1 появилось в Чили, Бирме и Тибете. Хотя такая борьба не положила конец правящей диктатуре или оккупации, она показала зверскую природу данных репрессивных режимов мировому сообществу и дала населению ценный опыт этой разновидности борьбы.

Падение диктатуры в вышеназванных странах, естественно, не решило всех остальных проблем общества: нищета, преступность, бюрократическая волокита и уничтожение окружающей среды часто являются наследием жестоких режимов. Однако свержение такой диктатуры свело к минимуму страдания жертв гнета и открыло путь к перестройке общества на основе более широкой политической демократии, личных свобод и социальной справедливости.

Постоянная проблема

За последние десятилетия появилась тенденция к расширению демократизации и свободы в мире. По данным организации Freedom House, которая составляет ежегодный международный обзор положения с политическими правами и гражданскими свободами; число стран мира, внесённых в список «свободных», за последние десять лет значительно возросло: 2

Свободные Частично свободные Несвободные
1983 55 76 64
1993 75 73 38

Однако эта положительная тенденция уравновешивается большим числом народов, все ещё живущих в условиях тирании. По состоянию на январь 1993 года, из 5,45 миллиардов населения планеты 31 процент людей жили в странах и на территориях, классифицируемых как «не свободные» 3, то есть там, где политические права и гражданские свободы чрезвычайно ограничены. 38 стран и 12 территорий, внесённые в категорию «не свободных», управляются рядом военных диктатур (как в Бирме и Судане), традиционных репрессивных монархий (как в Саудовской Аравии и Бутане), доминирующими политическими партиями (как в Китае, Ираке и Северной Корее) или иностранными оккупантами (как в Тибете и Восточном Тиморе) или же находятся в переходном периоде.

Многие страны в настоящее время пребывают в состоянии быстрых экономических, политических и социальных перемен. Хотя за последние десять лет число «свободных» государств увеличилось, остаётся высокая вероятность того, что многие страны перед лицом таких быстрых фундаментальных изменений двинутся в противоположном направлении и испытают новые формы диктатуры. Военные группировки, честолюбивые личности, избранные деятели, а также догматические партии постоянно пытаются навязать свою волю. Государственные перевороты останутся привычными. Основные права человека и политические права останутся недоступными для огромного числа народов.

К сожалению, прошлое остаётся с нами. Проблема диктатуры имеет глубокие корни. Народы многих стран пережили десятилетия или даже столетия гнета, внутреннего происхождения или извне. Зачастую требовалось беспрекословное подчинение государственным лицам и правителям. В особо тяжёлых случаях социальные, политические, экономические и даже религиозные институты общества, независимые от государства, преднамеренно ослаблялись, подчинялись или даже заменялись новыми, послушными режиму, институтами и использовались государством или правящей партией для управления обществом. Люди часто подвергались разобщению (превращались в массу изолированных индивидуумов) и становились не способными совместно добиваться свободы, доверять друг другу или даже совершать поступки по собственной инициативе.

Результат можно предсказать заранее: население становится слабым, теряет уверенность в себе и становится не способным к сопротивлению. Люди часто слишком запуганы, чтобы делиться своей ненавистью к диктатуре и стремлением к свободе даже в семье и с друзьями. Часто люди слишком боятся даже серьёзно думать о публичном сопротивлении. В любом случае, какая от этого польза? Вместо этого они бесцельно страдают, и их ждёт безнадёжное будущее.

Положение в современных диктатурах может оказаться гораздо хуже, чем ранее. В прошлом некоторые люди могли пытаться оказывать сопротивление. Случались короткие массовые протесты и демонстрации. Появлялись всплески эмоций. В других случаях отдельные лица и небольшие группы могли совершать бессильные поступки, утверждая какой-либо принцип или просто своё неповиновение. Несмотря на благородные мотивы, такие акты сопротивления в прошлом были недостаточными, чтобы преодолеть боязнь людей и их привычку подчиняться, что является необходимым условием уничтожения диктатуры. К сожалению, такие действия вместо победы или даже надежды лишь усиливали страдания и увеличивали число смертей.

Свобода через насилие?

Что же делать в таких обстоятельствах? Наиболее очевидные возможности представляются бесполезными. Конституционные и законодательные барьеры, решения суда и общественное мнение обычно игнорируются диктаторами. Понятно, что в ответ на жестокость, пытки, исчезновения и убийства люди часто приходят к выводу, что положить конец диктатуре может только насилие. Разъяренные жертвы иногда объединялись для борьбы с диктатурой с помощью любых имеющихся средств насилия или войны, несмотря на то, что все шансы были против них. Такие люди часто храбро сражались, ценой страданий и жизни. Они иногда добивались значительных результатов, но редко завоевывали свободу. Яростные восстания могут вызвать жестокие репрессии, которые делают население ещё более беспомощным, чем ранее.

Каковы бы ни были достоинства методов насилия, ясно одно. Полагаясь на средства насилия, такие люди выбирают тип борьбы, в котором угнетатели почти всегда имеют преимущество. Диктаторы прекрасно подготовлены к применению насилия. Независимо от продолжительности действий таких сторонников демократии, в конце концов, жестокая военная реальность становится неизбежной. Диктаторы почти всегда имеют преимущество в военной технике, вооружениях, транспорте и вооружённых силах. Несмотря на свою смелость, демократам (почти всегда) противопоставить нечего.

Если обычное вооружённое восстание признается нереальным, некоторые диссиденты склоняются в пользу партизанской войны. Однако она редко, если вообще когда-либо, приносила пользу угнетённому населению и обеспечивала демократию. Партизанское движение не является бесспорным решением в особенности благодаря сильнейшей тенденции огромных потерь среди собственного народа. Данный подход не гарантирует невозможности поражения, несмотря на соответствующую теорию и стратегические анализы, а иногда и на международную поддержку. Партизанская борьба часто длится весьма долго. Зачастую при этом правящие круги переселяют массы гражданского населения ценой громадных страданий и социальных разрушений.

Даже в случае победы партизанская борьба часто имеет значительные и долговременные отрицательные последствия. Атакуемый режим благодаря принимаемым мерам противодействия немедленно становится ещё более диктаторским. Если партизаны, в конце концов, побеждают, новый режим часто ещё более диктаторский по сравнению со своим предшественником благодаря централизованному влиянию возросших вооружённых сил и ослаблению или разрушению в ходе борьбы независимых групп и институтов общества, органов, которые являются жизненно важными при построении и поддержании деятельности демократического общества. Противники диктатуры должны рассмотреть другие возможности.

Перевороты, выборы, спасители из-за рубежа?

Военный переворот против диктатуры может показаться сравнительно наиболее лёгким и быстрым способом устранить особенно отвратительный режим. Однако у такого способа имеются серьёзные недостатки. Самое важное то, что он оставляет существующее несправедливое распределение власти между населением и элитой, управляющей правительством и вооружёнными силами. Устранение одних лиц и клик с правящих позиций просто даёт возможность другой группе занять их место. Теоретически, такая группа может оказаться более терпимой и открытой для ограниченных демократических реформ. Однако возможно и обратное.

После укрепления своего положения новая клика может оказаться более беспощадной и более честолюбивой, чем старая. Соответственно, новая клика, на которую возлагаются все надежды, сможет проводить любые действия, не заботясь о демократии и правах человека. Это не является приемлемым решением проблемы диктатуры.

Выборы в качестве инструмента значительных политических изменений при диктатуре непригодны. Некоторые диктаторские режимы, например, в странах восточного блока под господством Советского Союза, разрешали выдвижение кандидатов, чтобы создать впечатление демократичности. Однако такие выборы являлись лишь строго контролируемым плебисцитом, обеспечивающим одобрение народом кандидатов, уже отобранных диктаторами. Под давлением диктаторы могут согласиться на новые выборы, но, манипулируя ими, усаживают гражданских марионеток в правительственные кабинеты. Если кандидаты от оппозиции получают возможность участвовать в выборах и одерживают победу, как это случилось в Бирме в 1990 году и Нигерии в 1993 году, результаты просто игнорируются, а «победители» подвергаются запугиванию, аресту или даже казни. Диктаторы не для того захватывают власть, чтобы допустить выборы, которые могут сбросить их с трона.

Многие люди, в настоящее время страдающие от жестокой диктатуры или отправившиеся в ссылку, чтобы избежать немедленной расправы, не верят, что угнетённые могут освободиться самостоятельно. Они считают, что их народ можно спасти действиями кого-то другого. Такие люди делают ставку на внешние силы. Они считают, что лишь международная помощь может оказаться достаточно мощной, чтобы свергнуть диктатора.

Мнение, что угнетённые не способны эффективно действовать, может быть верным лишь для определённого периода времени. Как отмечалось, угнетённый народ часто не желает и временно является неспособным к борьбе, так как не верит в свою силу противостоять безжалостной диктатуре и не знает путей к спасению. Поэтому понятно, что многие возлагают надежду на своё спасение на других. Такой внешней силой может быть «общественное мнение», Организация Объединённых Наций, определённая страна или же экономические и политические санкции.

Такой сценарий может показаться удобным, но надежда на спасителя извне создаёт серьёзные проблемы. Часто эта надежда может оказаться совершенно напрасной. Обычно иностранный спаситель не появляется, а если иностранное государство и осуществляет вмешательство, ему обычно не следует доверять.

Здесь уместно подчеркнуть несколько неприятных моментов, связанных со ставкой на иностранное вмешательство:

  1. Иностранные государства зачастую терпят или даже напрямую помогают диктатуре в целях обеспечения собственных экономических или политических интересов.
  2. Иностранные государства также могут предать угнетённый народ и не сдержать свои обязательства по оказанию ему помощи в освобождении ради достижения другой цели.
  3. Некоторые иностранные государства будут предпринимать действия против диктатуры лишь для того, чтобы добиться собственного экономического, политического или военного контроля над страной.
  4. Иностранные государства могут активно вмешаться в позитивных целях только тогда, когда и если внутреннее движение сопротивления уже начало расшатывать диктатуру, привлекая внимание международной общественности к жестокой природе режима.

Диктатура в основном возникает благодаря распределению власти внутри страны. Население и общество слишком слабы, чтобы создать диктатуре серьёзные проблемы, так как богатство и власть сосредоточены в руках слишком небольшого количества людей. Хотя диктатура может выгодно использовать или быть ослабленной действиями международного сообщества, её падение в основном зависит от внутренних факторов.

Однако, давление международного сообщества может оказаться весьма полезным, когда оно поддерживает мощное движение сопротивления внутри страны. В таком случае, например международный экономический бойкот, эмбарго, разрыв дипломатических отношений, исключение из международных организаций, осуждение со стороны органов ООН и так далее, могут оказать большую помощь. Тем не менее, при отсутствии мощного внутреннего движения сопротивления такие действия едва ли будут предприняты.

Перед лицом жестокой истины

Вывод сделать нелегко. Эффективное свержение диктатуры с минимальными жертвами требует выполнения четырёх первоочерёдных задач:

  1. Необходимо укрепить решимость, уверенность в себе и навыки сопротивления угнетённого населения.
  2. Необходимо укрепить независимые социальные группы и институты угнетённого народа.
  3. Необходимо создать мощную силу сопротивления.
  4. Необходимо разработать мудрый стратегический план освобождения и чётко провести его в жизнь.

Борьба за освобождение требует полагаться на самих себя и на укрепление группы борцов внутри страны. Так, Чарльз Стюард Парнелл призывал во время кампании за ограниченное самоопределение Ирландии в 1879–1880 годах: «Нет смысла полагаться на правительство… Мы должны полагаться на собственную решимость… Помогайте самим себе совместными усилиями… укрепляйте тех, кто слаб… сплотитесь, организуйтесь… и вы должны победить… Когда вашими усилиями проблема созреет для разрешения, тогда и только тогда она может быть разрешена». 4

Перед лицом самостоятельной силы оппозиции при наличии мудрой стратегии, дисциплинированных и решительных действий и реальной мощи, диктатура, в конце концов, рухнет. Однако для этого необходимо выполнить четыре указанных требования.

Как видно из вышесказанного, освобождение от диктатуры в конечном итоге зависит от способности народа освободиться собственными усилиями. Примеры успешного политического неповиновения, то есть ненасильственной борьбы за политические цели, приведённые выше, показывают, что для населения существуют способы добиться освобождения собственными силами, но такие способы надлежащим образом не разработаны. Эти способы мы рассмотрим подробнее в следующих главах. Однако сначала обсудим вопрос переговоров, как средства расшатывания диктатуры.

Приме­чания: Список примечаний представлен на отдельной странице, в конце книги.
Источник: Gene Sharp. From Dictatorship to Democracy. The Albert Einstein Institution, 1993. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. — 10.08.2009. URL: https://gtmarket.ru/laboratory/expertize/3200/3201
Содержание
Новые статьи
Популярные статьи