Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

От Аристотеля до Starbuсks: как этика влияет на экономику

Термин «Этика» (греч. Ethika, от Ethikos — касающийся нравственности, выражающий нравственные убеждения, Ethos — привычка, обычай, нрав) впервые введён древнегреческим философом и учёным Аристотелем (384–322 до новой эры) для обозначения особой области исследования — «практической» философии. Аристотель поместил этику между учением о душе (психологией) и учением о государстве (политикой): базируясь на первом, она служит второму, поскольку её целью является формирование добродетельного гражданина. Этика традиционно сосредоточивалась на межличностных отношениях, показывая каким образом людям следует поступать по отношению друг к другу. Сейчас этику определяют как систему норм нравственного поведения человека, общественной или профессиональной группы. Считается, что существует три основные концепции, показывающие каким образом следует обосновывать определённые моральные постулаты: теория естественного права (этичность достигается строгим соблюдением законов), утилитаристская концепция (оперирует критериями «добро» и «зло») и деонтологическая концепция (оценивается суть действия, например, рациональное оно или иррациональное).

От Аристотеля до Starbuсks

Некоторые специалисты считают, что понятие «бизнес-этика» вошло в массовый обиход относительно недавно — в результате процесса глобализации экономики, увеличения числа компаний и повышения уровня их ответственности перед обществом. Тем не менее, основные принципы этики, которые ныне возможно применить в сфере бизнеса, были сформулированы тысячи лет назад. Так, Джеймс О’Тул (James O’Toole) профессор Университета Южной Калифорнии (University of South California), автор исследования «Совет Аристотеля» (Advice from Aristotle), считает греческого философа самым практичным и «бизнес-ориентированным» из всех мыслителей, занимавшихся вопросами этики. По мнению О’Тула, Аристотель (автор трактатов «Никомахова Этика» и «Эвдемова Этика») фокусировался на этических проблемах лидерства: в его работах указано, что задача лидера состоит не в усилении своей власти над подчинёнными, а в создании таких условий, при которых все работники смогут полностью реализовать свой потенциал.

О’Тул перечислил вопросы, некогда поставленные Аристотелем, которыми могут задаваться современные менеджеры: «Какого обращения желал бы я сам будучи членом данной организации?», «Каковы реальные предпосылки для развития талантов и потенциальных возможностей членов организации?», «Какова степень участия сотрудников организации в процессе принятия решений?», «Получаю ли я больше, чем вкладываю в общую «копилку» организации?», «Оказывает ли система распределения прибылей негативное влияние на общую мораль организации?», «В какой степени сотрудники получают вознаграждение от результатов полученных благодаря их собственным идеям и усилиям?» По мнению О’Тула, при рассмотрении последнего вопроса, в частности справедливости распределения прибыли между сотрудниками соответственно их вкладу в деятельность организации, постулатам Аристотеля следует уделять особое внимание. О’Тул здесь приводит пример компании Disney, когда генеральному директору Майклe Эйснеру (Michael Eisner) организация выплатила в качестве компенсации за его работу $ 285 миллионов. Здесь по мнению О’Тула, вопросы поднятые Аристотелем могли бы пригодится членам руководства корпорации при решении вопроса о том, является ли в действительности вклад генерального директора в 10, 100 или тысячу раз больше вклада, например, художника-мультипликатора.

Создавать этические нормы намного легче, чем их соблюдать. Это особенно верно для транснациональных корпораций, где соблазны использования возможностей глобализации намного больше. Джон Энтайн (Jon Entine) телевизионный продюсер, автор ряда интересных работ в области профессиональной этики, считает, что также как и демократию, поддерживать этику в реальной жизни намного сложнее, чем в теории. Этические кодексы, во многих случаях, создаются ради блага корпораций, а не для простых людей. В исследовании «Проклятие Добрых Намерений» (The Curse of Good Intentions) Энтайн проанализировал «феномен Starbucks» — компании, владеющей крупнейшей в мире сетью кофеен. Для того, чтобы позволить себе купить 1 фунт (454 гр.) кофе Starbucks работник плантации в Гватемале должен собрать 500 фунтов (227 кг.) кофейных зерен, что займёт у него около пяти дней. Тем не менее, как это ни странно, компания Starbucks получила престижную премию за достижения в области борьбы за права человека, присуждаемой Советом по Экономическим Приоритетам (Council on Economic Priorities) за «высокий уровень корпоративного сознания». Энтайн не понимает, как подобный приз мог быть вручен фирме, которую постоянно обвиняют в использовании дешёвой рабочей силы (в частности, зарплаты у сотрудников компаний-поставщиков Starbuсks значительно меньше прожиточного минимума).

Таким образом, аргументирует Эйнтайн, в мире бизнеса часто невозможно провести чёткие различия между «этичными» и «неэтичными», «хорошими» и «плохими» компаниями. Согласно мнению Эйнтайна, во многих случаях в деловых кругах США бытует стереотип, согласно которому традиционно «неэтичными «или «плохими» могут считаться предприятия таких отраслей как например производство вооружений, очистка нефти и так далее. Эйнтайн считает, что независимо от отрасли, в организациях всегда существует возможность совершения ошибок или же использования откровенной лжи во имя собственных интересов. Чтобы избежать таких ситуаций требуется самоконтроль и подотчётность сотрудников, что часто игнорируется не только менеджерами среднего звена, но и высшим руководством корпораций.

Другой исследователь, Рональд Уайт (Ronald White), сотрудник Колледжа Маунт Сент-Джозеф (College of Mount St. Joseph) проанализировал ситуацию в фармацевтической промышленности, которая в силу своего непосредственного влияния на здоровье и жизнедеятельность населения наиболее тесно связана с проблемами этического характера. Его работа называется «Жизненно необходимые лекарства для безнадёжных пациентов по справедливой цене» (Life-Saving Drugs for Desperate Patients at a Fair Price). По его мнению, фармацевтическая промышленность продолжает оставаться одной из самых доходных отраслей промышленности в США. Однако Уайт пытается ответить на следующий вопрос: является ли такой «корпоративный успех» отрасли морально оправданным в условиях, когда цены на медикаменты устанавливаются на таком высоком уровне, что многие пациенты вынуждены или вообще отказаться от лечения? Уайт пришёл к выводу о том, что причиной такой большой стоимости медикаментов в США является несовершенная конкуренция. Так как деятельность на этом рынке связана с большим риском и большими затратами, удержаться на нём удалось лишь нескольким компаниям. В результате, цены устанавливаемые ими на медикаменты, являются неоправданно высокими и ведут к получению компаниями сверхдоходов.

Несмотря на недостатки существующих сегодня этических предписаний для представителей бизнеса, с каждым годом всё больше и больше организаций пытаются, иногда по собственной воле, а иногда — в результате давления извне, создать свои собственные правила ведения бизнеса. Всё это, по мнению профессора экономики и политологии Университета Фонтенбло (Франция) Этана Капстаaна (Ethan Kapstein) происходит благодаря давлению, которое оказывают на компании различные негосударственные общественные организации. Капстайн предупреждает, что такого рода взаимодействие между корпорациями и общественными организациями может иметь обратный эффект для развивающихся стран, а также для бедного населения по всему миру — поскольку данные компании могут вообще прекратить свою деятельность на развивающихся рынках. Это заставит оставшихся без работы людей трудоустраиваться в структуры «теневой экономики», где условия труда просто ужасны.

При этом, в сфере деловой этики практически не существует идентичного набора правил. Каждая организация, компания или корпорация имеет свой собственный кодекс этики, который, к тому же, может меняться. Например, из-за развития информационных технологий, в последние годы компании начали уделять больше внимания проблемам несанкционированного доступа работников к служебной информации и её использованию в собственных интересах.

Этика влияет на экономику

Репутация компании и её руководителей играет огромную роль в современном бизнесе. Более того, существует чёткая зависимость: чем лучше репутация той или иной фирмы, тем более успешно идут у неё дела. Многие крупные бизнесмены понимают, что придерживаться этических норм крайне важно для бизнеса, что верное с этической точки зрения решение одновременно оказывается и наиболее правильным с коммерческой точки зрения.

Джон Коттер (John Kotter) и Джеймс Хескетт (James Heskett), профессора бизнес-школы Гарвардского Университета (Harvard Business School), авторы книги «Корпоративная культура и коэффициент полезного действия» (Corporate Culture and Performance) проанализировали результаты, которые демонстрировали компании с различными традициями в бизнес-этике. Исследование показало, что за 11 лет «высокоморальные» фирмы повысили свой доход на 682%, а «обычные» — на 166%. «Высокоморальные» фирмы увеличили численность своих сотрудников на 282%, а их не столь этичные конкуренты — на 36%, стоимость их акций на бирже выросла на 901% (соответственно, 74%), а чистый доход увеличился на 756% (1%). Таким образом, авторы считают доказанным наличие чёткой связи между моралью и бизнесом — чем честнее и порядочней ведёт себя компания и её руководители, тем лучшие результаты она демонстрирует.

По данным Центра за этичную бизнес-культуру (Center for Ethical Business Culture), в 2000 году в США было опубликовано 52 академических исследования, посвящённых влиянию бизнес-морали на финансовые результаты действий компании. 33 из них обнаружили позитивную зависимость (высокие морально-этические качества бизнесменов и менеджеров положительно отзывается на результатах работы их фирм), 5 — негативную, 14 — подобной зависимости не обнаружили.

Согласно данным исследования, проведённого маркетинговой компанией Environics International в 20 странах мира, социальный имидж фирмы играет огромное значение для инвесторов. Примерно 60% американцев владеют акциями и иными ценными бумагами, эмитированными частными компаниями. Примерно 28% из них принимает решение о подобных инвестициях на основе сбора информации об имидже фирмы в глазах общества. Среди итальянских инвесторов таких 33%, среди канадских — 26%, среди японских — 22%, среди британских — 21%, среди французских и германских — 21%. Исследование также показало, что вопросы социальной репутации играют большее значение для формирования имиджа компании, чем реклама её бренда и финансовая политика. Инвесторы прежде всего обращают внимание на отношение компаний к своим соседям — к примеру, промышленные производства не должны осложнять жизнь жителям близлежащих районов, более того, предприниматели обязаны поддерживать максимально теплые и дружеские отношения со своими соседями. Большое значение играет также бизнес-этика, которой придерживаются компании, и отношение менеджеров к сотрудникам. В последние годы инвесторы обращают пристальное внимание также на то воздействие, которое оказывает деятельность той или иной фирмы на окружающую среду.

Одним из наиболее важных аспектов бизнес-этики являются отношения руководства компании с её сотрудниками. Исследование, проведённое журналом Fast Company в 2001 году, показало, что 26% сотрудников американских компаний считают себя лично заинтересованными в успехах своей компании. 55% — абсолютно индифферентно относятся ко своим работодателям, а 19% — свою компанию не любят. Последствия этого следующие: по оценкам Джей Форрестера (Jay Forrester), профессора Массачусетского Технологического Института (MIT), большинство бизнес-структур теряют две трети рабочего времени исключительно из-за неэффективно работающего персонала. В компаниях, где сотрудники заинтересованы в совместном успехе и полностью доверяют своим руководителям, подобные потери минимальны. В фирмах, где морально-психологический климат оставляет желать лучшего, неэффективность работы максимальна.

Кроме того, моральный облик той или иной компании непосредственно влияет на отношение к ней потребителей. Исследование Environics International показало, что потребители США, Канады, Мексики и Великобритании при выборе товара значительно меньше, чем предполагалось, обращают внимание на его качество и известность торговой марки. Покупая тот или иной товар, они стараются ориентироваться на репутацию фирмы. Каждый пятый опрошенный потребитель считает необходимым, чтобы безответственные фирмы несли наказание. В качестве средства наказания выступает кошелёк потенциального потребителя. В США и Канаде 42% потребителей отказываются покупать товары и услуги «проштрафившейся» фирмы. Для сравнения, в государствах Азии подобных взглядов придерживаются не более 8% опрошенных, в Европе таких 25%, в Латинской Америке — 23%, в Африке — 18%, в государствах Евразийского региона — 10%. При этом год от года требования к репутации компаний растут. Особенно эта тенденция заметна среди политиков, журналистов и общественных деятелей, которые и формируют общественное мнение.

Этические принципы ведения бизнеса. Международные правила

Этика и мораль относятся к категории философских, а не экономических понятий. Однако попытки увязать морально-этические критерии и деловую практику в США предпринимаются постоянно. Международный Институт Деловой Этики (International Business Ethics Institute) сформулировал четыре сферы, в которых должны действовать компании, чтобы упрочить свою репутацию. Во-первых, это честная работа с инвесторами и потребителями. Во-вторых, улучшение ситуации внутри коллектива — повышение ответственности и мотивированности сотрудников, снижение текучки кадров, повышение производительности и пр. В-третьих, профессиональная работа над репутацией, поскольку ухудшение репутации неизбежно отражается на результатах работы компании. В-четвёртых, грамотная работа с нормативными актами и финансами — только строгое соблюдение «духа» и «буквы» закона делает возможным создание долговременного будущего для фирмы.

Журнал Business Ethics Magazine на протяжении 16 лет публикует рейтинг наиболее этичных компаний США. В качестве критериев оценки учитываются следующие факторы: отношения с инвесторами, сотрудниками (в том числе женщинами и меньшинствами, расовыми, религиозными, этническими и так далее), местными муниципалитетами и сообществами, поставщиками, потребителями и политика в отношении охраны окружающей среды. По итогам 2004 года в первую десятку вошли следующие компании:

  1. Fannie Mae (финансовые услуги на рынке недвижимости). Интересно, что в начале 2005 года руководство этой компании подало в отставку из-за утраты доверия — топ-менеджеры выплачивали себе неоправданно высокие премии.
  2. Procter & Gamble (бытовая химия и косметические товары).
  3. Intel Corporation (компьютерные и информационные технологии).
  4. St. Paul Companies SPC (страховые и финансовые услуги).
  5. Green Mountain Coffee Roasters (пищевые продукты).
  6. Deere & Company (машиностроение).
  7. Avon Products (косметика).
  8. Hewlett-Packard Company (компьютерные и информационные технологии).
  9. Agilent Technologies (информационные технологии, электроника, химия).
  10. Ecolab (услуги по очистке помещений и борьбе с насекомыми).

Правила составления данного рейтинга являются универсальными, поскольку базируются на постулатах, сформулированных организацией «Круглый Стол Мирового Бизнеса» (Caux Round Table (CRT). Эту структуру создали в 1986 году бизнесмены из США, Европы и Японии. В их числе были Фредерик Филиппс, тогда президент концерна Philips, Оливье Жискар Д’Эстен, сын президента Франции и вице-президент Европейского Института Менеджмента и Рюзабуро Каку, руководитель компании Canon.

«Круглый Стол» создал свод правил на основе идеологии японских корпораций (для обозначения этой идеологии принят термин «кёсей» — в буквальном переводе «жить и работать вместе»). В правилах подразумевается, что коллегиальность в руководстве компаний необходима для обновления и достижения гармонии в мире. Подчёркивается необходимость дружбы, понимания и сотрудничества на основе общего уважения к высоким моральным ценностям и ответственных действий отдельных людей в соответствующих сферах влияния (там, где они живут и работают). Понятие человеческого достоинства предполагает святость и ценность каждой личности как цели, а не только средства достижения самой цели. Гораздо важнее разобраться в том, что правильно, а не в том — кто прав, то есть, не искать правых и виноватых, а решить, что необходимо сделать.

Принцип 1

Компании несут обязательства не только перед держателями акций, но и всеми теми, кто прямо или косвенно участвует в бизнесе. Ценность бизнеса для общества состоит в том, что бизнес обеспечивает материальное благосостояние и занятость населения, плюс предоставляет качественные товары и услуги для потребителей по приемлемым ценам. Чтобы занять такое место в обществе, предприятие должно следить за своим «экономическим здоровьем» и жизнеспособностью. Но выживание компании — не единственная цель. Предприятия призваны сыграть свою роль в улучшении жизненных условий своих клиентов, сотрудников, партнёров, инвесторов, выделяя им долю того состояния, которое они создали совместными усилиями. Поставщики и конкуренты тоже вправе рассчитывать на то, чтобы с ними обращались в духе честности и справедливости. Как сознательные члены общества, бизнесмены несут долю ответственности за то, как регионы, страны и весь мир будут выглядеть в будущем.

Принцип 2

Компании, созданные в зарубежных странах для производства или торговли, должны вносить свой вклад в социальный прогресс этих стран, обеспечивая эффективную производственную деятельность и помогая повышать благосостояние жителей этих стран. Бизнес должен оказывать положительное воздействие на образование, права человека и общее оздоровление тех стран, в которых он действует. Компании должны способствовать экономическому и социальному развитию в мировом сообществе в целом путём рачительного и разумного использования ресурсов, свободной и честной конкуренции и уделению особого внимания совершенствованию технологии, методов производства, и так далее.

Принцип 3

Признавая, что коммерческая тайна имеет право на существование, бизнесмен должен понимать, что искренность, доброжелательность, честность, умение держать слово и открытость не только способствуют укреплению репутации и стабильности, но и привносят чёткость и эффективность в проведение сделок, особенно на международном уровне.

Принцип 4

Во избежание трений и для обеспечения более свободной торговли, а также создания равных возможностей для конкуренции, справедливого отношения ко всем участникам бизнеса, бизнесмен должен уважать законы. Кроме того, он должен признавать, что некоторые действия, даже если они законны, могут иметь непредсказуемые последствия.

Принцип 5

Компании должны поддерживать систему многосторонней торговли. Они должны объединить усилия по обеспечению прогрессивной и законной либерализации торговли, а также ослаблению местных ограничений, которые неоправданно тормозят торговлю в целом, при этом уважая политические цели каждой страны.

Принцип 6

Компании должны защищать и, по возможности, улучшать состояние окружающей среды, способствовать её естественному развитию, предотвращать нерачительное использование природных ресурсов.

Принцип 7

Компании не должны участвовать в действиях, попустительствующих взяточничеству, отмыванию денег или других действий, связанных с коррупцией. Они должны бороться с этими проявлениями. Недопустима торговля оружием или другими материалами для ведения террористической деятельности, наркотиками, а также участие в иных видах организованной преступности.

Источник: От Аристотеля до Starbuсks: как этика влияет на экономику. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. — 21.09.2006. URL: https://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2006/420
Публикации по теме
Новые статьи
Популярные статьи