Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Коммуникации: технологический взгляд

Для чего создаются современные информационные среды? В современном мире, где большинство событий проектируется, очень важными являются механизмы воспроизводства. Целостность мира сохраняется благодаря взаимодействию двух каналов трансляции: технологического и антропного. При этом первый постоянно задаёт требования и стимулы к развитию второго. Таким образом, общество воспроизводится не только за счёт человеческих поколений, но и за счёт новых поколений техники. Об этом в статье Георгия Афанасьева, руководителя информационно-аналитического департамента Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа.

Роль технологии

Европейский путь развития состоит в присвоении технологическому каналу трансляции значения фактора развития. Происходит это в первую очередь через влияние на человека. Влияние информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на развитие общества многообразно. В первую очередь они задают рамки для формирования новых человеческих качеств. Во-вторых, происходит формирование нового языка описания, появляются новые метафоры. Социальные и политические науки начинают вбирать их в себя, описывать свои предметные области в новых терминах. Благодаря этому область проектирования расширяется. Однако самое серьёзное изменение, которое влекут за собой ИКТ, — это изменение самих форм деятельности. На данном этапе они все больше становятся распределёнными и связанными друг с другом.

Новые человеческие качества

Каждый раз, когда появляется новое поколение техники, возникает целый ряд новых требований к человеческим качествам. Приведу пример. Изобретение ядерного оружия фактически стало причиной появления сетевого человека. Когда выяснилось, что существует механизм, способный привести к уничтожению планеты, социальные и политические основания мира стали изменяться. Появилась модель, в которой удар по другому означал удар по себе. Я имею в виду Интернет. В нём нельзя разрушить только один отдельно взятый домен первого уровня.

Итак, новые ИКТ задают новые человеческие качества:

  1. Пространственное мышление, необходимое для работы с экранными технологиями.
  2. Навыки управления полипроцессуальным действием.
  3. Новая приватность, способность эффективно действовать в условиях наблюдаемости и поднадзорности.

Модификация обучения

Современные ИКТ кардинально влияют на все сферы человеческой жизни. Возьмём образование. С появлением ИКТ его содержание меняется. Создание баз данных снимает необходимость потратить пять лет на освоение некоторой специализации только ради того, чтобы запомнить набор каких-то фактов. Традиционное обучение опирается именно на эту схему. Студенты должны запомнить большое количество материала, чтобы легко ориентироваться в ситуации, а именно быстро извлекать из памяти необходимые данные. Феномен специализации связан как раз с ограничениями человека как носителя информации. С развитием ИКТ происходит модификация распределения и специализации труда, что обеспечивает появление транспрофессионалов.

Тезис, что если проблема уже исследована и есть результаты, то стоимость и время поиска этих данных равняются стоимости проведения нового исследования или превышают её, уже неверен. С современными ИКТ возникает новая доступность. Всё чаще стоимость поиска несоизмеримо ниже стоимости повторного изготовления знания. Стоимость в данном случае понимается как затраты минимум двух ресурсов — времени и денег.

Разговоры об информационных завалах и свалках, экспоненциальном росте источников информации были вызваны отсутствием эффективной системы индексации и поиска. Средняя скорость извлечения информации в ходе поисковых турниров в Интернете — около 30 секунд на один запрос. Допустим, что у обычного пользователя на выполнение той же самой операции уйдёт в 10 раз больше времени. Так или иначе это не снимает вопрос о смене целей образования и самообразования в части функции памяти. Что следует запоминать? В первых пилотных исследованиях памяти, распределённой между человеком и базами данных, фиксировалось два уровня смещения.

Во-первых, оперируя знакомой информацией, человек обычно не помнит конкретных данных, однако он помнит, где они «лежат», и при необходимости быстро их извлекает.

Во-вторых, значительно повышаются требования к возможностям формального анализа, что выражается в необходимости формирования поисковой стратегии. При составлении запроса важно грамотно задать ключи поиска. То есть необходима определённая рефлексия на этот счёт. Таким образом, развитие поисковых систем в глобальной сети вообще меняет вопрос о памяти. Обучение, эквивалентное накачиванию знаниями, уходит в прошлое. На первое же место становится способ поиска.

Кризис идентификации

ИКТ вносят важные коррективы в существующие системы идентификации. В технологическом канале трансляции ведущими на сегодняшний день являются две области — информационные технологии и биотехнологии. Если под последними понимать возможность проектирования и конструирования биологических организмов, в том числе и тела человека, а также некоторых биосистем, в которые он включён, то их влияние на вопросы идентификации огромно. Человек становится не просто объектом коррекции, лечения или вмешательства. Появляется возможность его проектирования и перепроектирования.

Соответственно возникает вопрос, в какой временной перспективе фактом станет нецелостность телесности человека на протяжении его жизни. Все современные системы идентификации построены на идее преемственности и целостности телесности человека на протяжении его жизни и наследования существенных признаков детьми от родителей. Отпечатки пальцев или радужная оболочка глаза не меняются в течение жизни. Теперь, когда зона проектирования и конструирования расширяется на область телесной организации человека, возникает вопрос о расслоении систем идентификации на элементы, прикреплённые к телесности и отделённые от неё.

Современные системы идентификации сформировались в последние несколько веков. Мишель Фуко детально описывал процесс формирования систем идентификации, привязанных к телесности. Он показал, как постепенно формируется система власти, привязанная к контролю, а значит, и идентификации телесности. Как следствие — появились различные уникальные определения, такие, например, как отпечатки пальцев.

Все правоохранительные системы современных государств построены на этих базовых предположениях. На сегодняшний день фотография, отпечатки пальцев и личная подпись однозначно идентифицируют человека.

Как распознали Одиссея

Сколько субличностей имеет человек, путешествуя в информационных системах? Сколько угодно. Их количество может быть ограничено разве что его собственным воображением или воображением создателей этих информационных систем. Как только мы зафиксировали, что информационные, виртуальные системы становятся местом для осуществления каких-то гражданских отношений или значимых действий, возникает вопрос о субъекте этих действий. Чрезвычайно существенным является определение возможности идентифицировать его и присущие ему полномочия.

Информационные и биотехнологии формируют два системных вызова к системе идентификации. Альтернативой введения однозначных систем идентификации является разрушение глобальности, открытости, повышение безопасности и создание закрытых сообществ, внутри которых есть доверие.

Ключевая область конкуренции стран, больших корпораций сегодня — развёртывание юридически значимого электронного документооборота, основным препятствием чего является отсутствие публичных и законных процедур однозначного удостоверения субъекта действия в электронных средах. Здесь особая надежда связывается с появлением систем выдачи и учёта электронно-цифровых подписей.

Когда мы получаем электронное письмо, на основании чего мы удостоверяемся, что его отправил этот человек, а не другой? Поля «отправитель», «дата отправления», «обратный адрес» — это такие же текстовые поля, как и тело письма, и они в не меньшей степени могут правиться, изменяться. Однозначным и, главное, законным образом можно удостоверить личность отправителя, только если письмо подписано цифровым сертификатом и этот сертификат действует на момент отправления почты. Сегодня без использования цифрового сертификата идентификация отправителя опирается только на знание контекста личной истории взаимодействий и знание личного стиля общения отправителя. И только цифровой сертификат может придать частному обороту безопасность, а деловому — юридическую значимость!

Полезно вспомнить, как идентифицировали Одиссея по возвращении домой через много-много лет. Вначале его узнают по шраму (телесность), а затем проверяют по знанию общей истории. Ему предлагается перенести кровать, которая была встроена в дерево. Брачное ложе было на дереве, вокруг которого был построен дом. Не включённый в общую историю не может знать этого.

Проблема Достоевского

Автоидентификация ещё более запутанный и сложный вопрос. Если вы обнаружите на жёстком диске своего компьютера неподписанный и недатированный текст, на основании чего вы определите, кому он принадлежит? Написали ли вы его сами или скачали из сети? Если учесть, что личные архивы сегодня могут занимать сотни мегабайт, обмен документами идёт очень интенсивно, большинство людей участвуют в десятках проектов в течение года, то описанная ситуация очень реалистична. Приведу ещё один исторический пример. Как вспоминали близкие Достоевского, однажды, когда писатель перечитывал свои ранние рукописи, он попросил разыскать молодого автора, который написал эти тексты, ибо тот показался ему очень талантливым. Описанная задача — идентифицировать текст — опирается на идентификацию самого себя в прошлом. Автоидентификация в электронных средах обеспечивает узнаваемость самого себя.

Торжество гипертекста

Гипертекст как идея не нов. Уже в середине прошлого века Нейман излагал математическую теорию гипертекста. Гипертекст — это текст, не имеющий линейной структуры, в котором нельзя сказать: «далее следует», «вышеизложенное». Перемещение от фрагмента к фрагменту — исключительная прерогатива читателя. Текст может быть прочитан по неограниченному числу траекторий. Таким образом, авторство делится с читателем, так как в материале гипертекста не может быть закреплена «правильная» стратегия чтения.

В рамках лингвистики производилось множество экспериментов над текстом. Из книг, как из исходного материала, с помощью ссылочного аппарата, комментариев, иллюстраций пытались сформировать гипертекстуальное пространство. Однако только с формированием веб-среды гипертекст стал массовым явлением. Контингент читателей гипертекста значительно превышает число тех, кто пишет таким образом. Это соотношение очень важно, так как освоение нелинейного мышления идёт через освоение гитертекстуальной технологии (чтение и письмо). Гипертекст связан с двумя наиболее важными темами: во-первых, с нелинейностью, многовариантностью процессов, а во-вторых, с техникой позиции.

Жёсткое разделение «автор — читатель» уходит. На смену массовому читателю приходит массовый писатель. Текст в среде Интернета очень легко меняется как самим автором, так и читателями. Освоение гипертекстовой технологии — это освоение контролируемых позиционных переходов в информационных средах. Нейман определял гиперпереход как смену позиции. Гипертекст задаёт отдельное существование для электронных текстов, помимо функции цифровой копии бумажного текста. Меняется сама структура. Например, в электронном документообороте появляются дополнительные возможности, которых нет в бумажном варианте. В первую очередь это гипертекстовые связи, интерактивные возможности, мультимедийные вставки в текст.

Рабочие электронные среды

Появление Интернета предоставляет новые возможности для кооперации. Люди, находящиеся в разных уголках мира, могут эффективно взаимодействовать через использование электронной среды. Электронное рабочее место, электронный офис — это уже не просто идеи. Они приобретают своё воплощение в корпоративных порталах, в которых эффективность деятельности отдела за день определяется теми результатами, которые появились в веб-разделе этого отдела. Всё большая часть деятельности смещается в электронные пространства. Корпоративные порталы активно используются для демонстрации результатов текущей работы, а также для анонсирования грядущей. Современные информационные среды создаются не столько для складирования результатов деятельности, сколько для поддержки самих деятельностных процессов. Это электронные рабочие среды для новой коллективной деятельности, с множеством особенностей и новых возможностей. Основным элементом является интегрирующая среда для различных информационных сред — текста, звука, графики, видео. Всё это вместе называют гипермедиа.

Источ­ник: Журнал «Со-Общение» — № 10, 2002 год. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. — 01.09.2006. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2006/216
Публикации по теме
Новые статьи
Популярные статьи