Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Александр Авилов. Рефлексивное управление. Методологические основания. Заключение

Выведение проблем управления на методологический уровень мы считаем ответственным, но и оправданным ходом. Позволим себе следующую иллюстрацию. Власть, которая выражает древнейшую форму управления, представляет один из трёх модусов бытия: хлеб, чудо, власть (предметы искушения Спасителя). В. В. Розанов в анализе «Легенды о Великом инквизиторе» Ф. М. Достоевского [120, 75] показывает, что люди в силу своей испорченности не могут принять на себя бремя свободы и совести, отказываясь от них в пользу хлеба, чуда и авторитета. «Большего отчаяния, чем какое легло в эту странную и очень трудно опровержимую идею, никогда не было» — резюмирует В. В. Розанов [120, 88] своё философско-религиозное осмысление Легенды.

Мы, однако, считаем, что отмеченная трудность человечеством всё же преодолевается в различных культурных формах, хотя и не всем человечеством сразу, и не в целостности, но субъектами отдельных общественных сфер, в отдельных модусах бытия. Так, в экономике — культурной форме воплощения материальной жизни (модус «хлеба») — субъекты рыночной экономики как раз воплощают в предпринимательстве дух свободы и ответственности. В науках и искусствах — культурных формах созидания, открытия нового (модус «чуда») — их субъекты своим свободным творчеством воплощают преодоление искушения «чудом», они сами его создают. И сегодня, может быть, только в управлении — культурной форме воплощения «власти» — ещё не преодолевается «искушение» авторитетом и субъекты управления (здесь в широком смысле — и первые лица, и подчинённые) даже не проблематизированы обретением свободы. Одна из попыток такой проблематизации, но в узко профессиональных рамках, и возможный подход к решению проблемы составили содержание представленной концепции рефлексивного управления.

Мы не переоцениваем возможность практического осуществления деятельности руководителей на принципах рефлексивного управления. Это сделать очень сложно в силу того, что данная концепция затрагивает культурные установки субъектов управления, а их смена всегда проблематична, требует огромных усилий. И всё же, в процессе приложения концепции к реальной практике управления, осуществляемого автором в последние годы, получены обнадёживающие результаты. Вот некоторые из них:

  1. Опытный руководитель сегодня далеко не обольщается прошлыми и настоящими успехами исследователей в области управления. Вследствие этого он весьма консервативен и практически недоступен консультанту. Однако, обнаружение руководителем (посредством критической призмы концепции), например, того факта, что и то немногое, что он «держит в руках», по сути не его предмет, то есть обнаружение того, что «король то голый», делает даже достаточно консервативного руководителя открытым для дальнейшей работы с концепцией.
  2. Обсуждение проблемы непрофессиональности управления также оказывается очень важным и помогает преодолеть консерватизм руководителя.
  3. Вскрытие степени отчуждения менеджмента предприятия от первого лица также оказывает положительное влияние на установки последнего (ибо вскрываемая степень отчуждения намного превосходит все предположения руководителя).
  4. Следующий принципиальный момент связан с проблемой актуализации смысла деятельности руководителя. Здесь решающим становится то, что концепция рефлексивного управления вскрывает природу и механизм появления у руководителя смысла деятельности. Когда руководитель «схватил» существо понятия смысла деятельности, то это также во многом оказывается для него откровением.
  5. Также продуктивным для руководителя становится преодоление установки на субъект-объектные отношения. Вообще, выделение руководителем понятия концептуального предприятия как предмета собственной деятельности имеет своим следствием строгую стратификацию проблем компании (на собственно проблемы руководителя и на проблемы менеджеров). Фактически, здесь во многом и происходит раскрепощение руководителя, преодоление им цейтнота.
  6. По ходу работы срабатывают некоторые «тонкие» положения концепции, на что расчёт иногда и не делается. Так, руководитель очень живо воспринимает положение о необходимости ориентироваться на «слово», что приводит к скрупулёзной терминологической проработке вводимых в работу абстрактных понятий деятельности компании.
  7. Конечно, в работе проявляется и множество трудностей. Прежде всего они сказались в процессе привлечения к новой управленческой культуре менеджеров компании. Концепция рефлексивного управления требует от субъекта определённого навыка работы с абстрактными понятиями, вообще с понятийной проработкой материала. А это специфический навык, которым далеко не все владеют. Также сложно даётся отказ от привычной «экстравертной» ориентации менеджеров и отождествление предмета с собственной деятельностью. Выстраивание отношений руководителя с подчинёнными на основе понятия критерия делегированной деятельности оказывается довольно плодотворным, но и довольно сложным в разработке, здесь проявляются и сущностные, и просто количественные сложности.
  8. Работа по внедрению концепции в компании продолжалась довольно долго — порядка двух лет — и всё это время у руководства не возникало сомнения в сделанном «управленческом» выборе, хотя временами возникали и очень непростые ситуации.

Концепция ориентирована, как было отмечено, на раскрепощенного свободного человека, каких всегда было, есть и будет немного. Но нас поддерживает убеждённость в том, что именно эти немногие в конечном счёте и определяют культурные ориентиры большинства. Управленческая элита, переросшая проблему своего социального утверждения и созревшая для осуществления себя и дела, найдёт в рефлексивном управлении способствующий этому инструмент.

Приме­чания: Список примечаний представлен на отдельной странице, в конце издания.
Содержание
Новые произведения
Популярные произведения