Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Владислав Чешев. Техническое знание. Введение

Введение

Развитие средств деятельности и создаваемой с их помощью искусственной материальной среды является неотъемлемым признаком социо-генеза. Со времени промышленной революции XVΙΙΙ века, совершившейся в Европе, человечество вступило в стадию исключительного интенсивного научно-технического развития. К этому времени сформировалось европейское экспериментальное естествознание, давшее необходимые средства для этого процесса. Тогда же складываются новые формы инновационной деятельности в самой производственно-технической среде, опирающиеся на научное знание, иначе говоря, складывается инженерная профессия, основанная не только на практическом опыте прошлого, но также и на естественнонаучном знании. Развитие этого вида деятельности сопровождалось становлением новой ветви научного знания, получившей название технических наук. Содержательные особенности последних предопределены тем, что они дают описание искусственных объектов, создаваемых в актах предметного действия и имеющих самое разнообразное функциональное назначение. Задачей технических наук стало теоретическое обоснование строения и действия разнообразных искусственных средств, используемых в производственной и бытовой сферах, то есть устройств, приборов, материалов, технологий и тому подобного. На основе научного технического знания стали выстраиваться методы проектирования и расчёта названных искусственных объектов и создаваться техническая документация, по которой осуществляется практическая реализация технических проектов.

На созидание искусственной материальной среды влияет весь комплекс социально-культурных факторов. В свою очередь, материальная среда оказывается не просто фоном, но одним из условий социальной динамики общества и процесса формирования экономических и политических обстоятельств его жизни. Это влияние достигает также и высших мировоззренческих установок общества. В силу всей совокупности названных взаимодействий возникла ситуация, при которой проблемы развития технических средств, технического знания, инженерной деятельности и воздействие её продуктов на социальную среду стали предметом философско-мировоззренческого и философско-методологического исследования. Одной из актуальных проблем названных исследований стал вопрос о природе техники, об её обусловленности природой человека, общества и природной средой, в условиях которой совершался социогенез и осуществляется современное техническое развитие. Вся сумма названных проблем охватывается исследованиями в области философии техники, а также исследованиями в сфере методологии технического знания.

Философия техники начала складываться в конце XΙX века, и обращение к методологическим проблемам технического знания и инженерной деятельности можно рассматривать как один из разделов названного направления. Исследованием природы техники в её отношении к человеку и к общественной среде могли заниматься и занимались профессиональные философы, стремившиеся осмыслить социальные последствия технического прогресса в контексте той или иной фило-софско-мировоззренческой парадигмы. Обращение же к методологическим проблемам технического знания требовало в той или иной степени знакомства с содержанием специфического слоя знаний, называемого техническими науками. Не удивительно, что обращение к методологии инженерной деятельности произошло под воздействием проблем и ментальных установок инженерного сообщества. Эти исследования слились с общим потоком исследовательской работы в области методологии науки и стали одной из важной составляющей философии и методологии науки, о чём свидетельствует постоянное присутствие обсуждаемой проблематики в философской литературе и на региональных и мировых философских конгрессах.

В нашей стране интерес к философским проблемам техники и технического знания оживился в конце 60-х и начале 70-х годов XX века. Это было связано как с обострением внимания к проблемам научно-технического развития, так и с общим подъёмом философских исследований в сфере методологии науки. Появление кандидатского экзамена по истории и философии науки, а также проблемы по-слевузовского образования способствовали оживлению интереса к вопросам философии техники и методологии технических наук. В частности, возникла задача организации материала, накопленного в исследованиях по методологии технического знания, в форме учебного предмета. Одной из попыток решения этой задачи является настоящее переиздание монографии по методологии технических наук, вышедшей в своё время как научное издание, получившее поддержку научного сообщества 1. В новое издание введена глава о предмете философии техники. Кроме того, подверглись переработке и обновлению вторая и четвёртая глава настоящего издания. Однако в настоящей работе сохранены концептуальные основания и основные идеи первого издания книги, в частности, представление о взаимосвязи преобразующей предметно-практической деятельности, естественнонаучного познания и научного технического знания, а также концепция строения теоретического знания в технических науках и взаимодействия современного технического знания с естественными и гуманитарными науками.

Роль предметных действий в становлении естественнонаучного познания показана в методологических исследованиях В. С. Стёпина, раскрывающих особенности процессов конструирования абстрактных схем науки 2. Тем более уместно обращение к гносеологической роли предметной деятельности в науках об искусственном, в которых даётся описание как природной, так и субъективной обусловленности артефактов, имеющих нужное человеку целевое назначение. В этой связи анализу инженерной деятельности и научного технического знания нами предпослано исследование структуры и свойств практического действия и его роли в процессе развития человека и общества. Эта задача интересна сама по себе, так как она ведёт к сопоставлению человеческой деятельности с поведением животных и выявлению генетических оснований преобразующей и познавательной деятельности человека. На этой стадии исследования возникает важное для последующего рассмотрения процессов формирования технического и естественнонаучного знания расчленение предметно-практической деятельности на объектную (предметную) и субъектную составляющие. Выделение этих структурных единиц позволяет решить вопрос о соотношении объектов технического и естественнонаучного знания и способах их описания.

В предметную структуру практики, создаваемую субъектом, вовлечены природные процессы. Отображение предметной структуры в знании может преследовать по крайней мере две цели. Одна из них состоит в создании эффективных деятельностных структур, наилучшим образом соответствующих целям деятельности. На этом пути складываются технические знания об объектах практики, позволяющие вскрыть взаимосвязь функциональных и структурных особенностей вовлечённых в практику объектов и создаваемых человеком искусственных структур. Другая цель схематизации предметных структур практики может заключаться в выявлении и описании естественных (природных) процессов, реализуемых в ходе практического действия. Достижение первой цели есть достижение эффективности, в то время как реализация второй представляет собой поиск естественнонаучной истины.

Дифференциация целей и форм описания объектов в техническом и естественнонаучном знании происходила исторически в ходе научного и технологического прогресса. Решение указанных задач не могло осуществляться независимо друг от друга. Естественные науки, хотя они преследуют другие цели, отличные от целей технических наук, генетически связаны с формированием технического знания и представляют собой более высокую по степени общности ступень концептуализации практики, включающую в себя в свернутом виде возможные практики будущего. Схематизация практики предстает в конечном счёте как многоступенчатый процесс, опосредованный в развитии общества средствами человеческой культуры. Это положение послужило основанием для анализа генезиса технического знания, а также его структуры и функционирования в системе современного научного знания.

В процессе решения совокупности поставленных задач в первой главе книги рассмотрены проблемы, исследуемые философией техники, что позволяет вписать методологические вопросы технического знания в общий контекст исследования техники и технического знания. Во второй главе вскрыты гносеологические основания для выстраивания концепции инженерной деятельности и технического знания, дано представление о строении техносферы и показана историческая логика становления инженерной деятельности и начальных форм технического знания. Третья глава является центральной в содержательном отношении, поскольку в ней рассмотрены формы технического знания, становление собственно научного технического знания, средства абстрактной реконструкции инженерных объектов, а также структура технического знания. Наконец, предметом четвёртой главы явились некоторые процессы развития современного технического знания, а также процессы взаимодействия технических наук с естественными и гуманитарными сферами знания. В сравнении с первым изданием книги в ней заново написана первая глава о философии техники, отсутствовавшая в первом издании. Добавлен параграф о техносфере во второй главе и переработан материал четвёртой главы, касающийся современного технического знания и его взаимодействия с другими сферами знания. Обновлена литература и ссылки, при этом сохранены сноски и примечания, не утратившие сегодня своего значения или свидетельствующие об истории развития рассматриваемой проблематики в России.

По способу постановки и освещения основных проблемных вопросов предлагаемое издание книги может быть интересно широкому кругу читателей, как профессиональным философам, занимающимся методологией науки, так и инженерам, научно-техническим работникам и преподавателям технических ВУЗов. Особый интерес она может представлять для аспирантов и соискателей, сдающих кандидатский минимум по курсу «История и философия науки», и для преподавателей, ведущих занятия по этому предмету.

Приме­чания: Список примечаний представлен на отдельной странице, в конце издания.
Содержание
Новые произведения
Популярные произведения