Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Александр Богданов. Тектология: всеобщая организационная наука. Часть I. Примечания к Части I

Примечания автора

  1. Природа отдельно «изобретала» собирательную линзу для животного и для растительного царства. У нас хрусталик служит для собирания лучей на чувствительную к свету сетчатку глаза, воспринимающую изображение предметов, образуемое перекрестом лучей. В «светящемся мхе» подобная же линза из прозрачных клеток собирает лучи на зерна хлорофилла, которые за счёт световой энергии вырабатывают для растения крахмалистые вещества из углекислоты воздуха в соединении с водой.
  2. Обыкновенно логику определяют как науку о законах мышления. Но ещё древние понимали, что мышление (отвлечённое) представляет копию словесного обсуждения — «разговор души с самой собой о предметах её познания». В процессе логического мышления человек столковывается с самим собой, согласует и координирует разные данные своего опыта.
  3. Например, «малый» — результат деления на части; «молодой» связано с понятием «малый»; «море» характеризуется величайшей лёгкостью деления образующей его воды; «Erde» — земля — означает прежде всего почву — мягкую, рыхлую, легко разъединяемую; «schwarz» — чёрный и русское «смоль», «смола» связаны с представлением о мазании или пачканий веществом, которое растирается или расплывается, и так далее.
  4. Поэтому я и предложил обозначить всеобщую организационную науку словом от того же корня — «тектология». Э. Геккель уже употреблял это слово, но только по отношению к законам организации живых существ.
  5. Гольдштейн М. Основы философии химии. — СПб., 1902. С. 57–58.
  6. Poincare A. La valeur de la science. — Paris, 1905. P. 146.
  7. Богданов А. А., Степанов И. И. Коллективистический строив/Курс политической экономии. Т. II. Вып. 4. Пг. — М., Коммунист, 1923.
  8. См. предисловие к первому изданию II части «Тектологии».
  9. Более подробно об этом см. Богданов А. А. Наука об общественном сознании. С. 56–58, 63–65.
  10. На этой относительной изменчивости сопротивлений основан любопытный и важный практический парадокс. Если А убегает, а В преследует его, то в случае полного равенства их сил и способностей второй неизбежно догонит первого: А принужден вполне самостоятельно выбирать путь, изменять направление, реагировать на все препятствия; между тем В в той или иной мере может следовать его примеру, затрачивая соответственно меньше энергии. Тектология полна таких парадоксов, показывающих, насколько не охватывают действительность формальные, отвлечённые понятия, как математическое равенство, логическое тождество и так далее.
  11. Положительные и отрицательные величины — символы движений, направленных прямо противоположно, векторы — символы движений, направленных различно, как, например, стороны треугольника. Идя по одной, а затем по другой стороне треугольника, мы придём в тот же самый пункт, куда приведёт и третья сторона; это изображается в сложении векторов таким образом, что сумма двух сторон треугольника равна третьей стороне, хотя численно, разумеется, третья сторона всегда меньше суммы двух других. Теория векторов, а также и развившаяся из неё теория кватернионов и тензорный анализ дают огромные упрощения в задачах о пространстве, о силах, скоростях и прочем.
  12. Более элементарные и частью более подробные разъяснения о трёх фазах индуктивного метода даны в книгах: Богданов А. А., Степанов И. И. Курс политической экономии (Т. I. Второе издание. Пг. — М., 1918. С. 5–11) и Богданов А. А. Наука об общественном сознании (С. 13–26).
  13. Систематический обзор идеологий и их развития с этой точки зрения дан в моей работе «Наука об общественном сознании». Обзор развития материалистических и позитивных философских учений приводится в моей книге «Философия живого опыта» (СПб., Издательство М. Семёнова, 1913). О классовом искусстве и классовой науке в моих книгах: «Искусство и рабочий класс» (М., Пролет. культура, 1918) и «Социализм Науки».
  14. Эта теория анимизма была впервые намечена мною во 2-м издании «Краткого курса экономической науки» (1899 год) и затем развита в целом ряде других работ (особенно в «Науке об общественном сознании»). Против неё до сих пор не выдвигалось возражений, на которых стоило бы остановиться.
  15. Замечу, что нынешние формулировки «принципа относительности» Эйнштейна и других кажутся мне с организационной точки зрения не окончательными. Они принимают в расчёт постоянно только двух наблюдателей и световую сигнализацию между ними. Например, так как непосредственная световая сигнализация была бы невозможна, если наблюдатели удаляются друг от друга быстрее, чем со скоростью света, — луч сигнала от одного не может тогда догнать другого, то признается, что относительная скорость тел всегда меньше скорости света; и эта последняя является уже абсолютным пределом скоростей. Между тем стоит ввести в систему согласования третьего наблюдателя как посредника между двумя — и получается уже иное. При распаде радиоактивных тел некоторые бета-частицы, то есть электроны, летят со скоростью, близкой к скорости света, например 285 тыс. км в секунду (свет — 300 тыс. км в секунду). Для наблюдателя, помещённого посередине между двумя такими бета-частицами, летящими в противоположные стороны, должно быть вполне ясно, что они объективно удаляются друг от друга со скоростью 570 тыс. км в секунду, то есть быстрее скорости света. Если на той и другой представить себе особых наблюдателей, это при посредстве первого, находящегося между ними, они могут установить это, хотя непосредственные наблюдения дали бы им иной результат. Приложение организационной точки зрения приводит к гораздо более полному пониманию принципа относительности, чем обычное, устраняющему его загадки. Это понимание я изложил в двух специальных статьях: одна в сборнике издательства «Мир» под названием «Принцип относительности и его философское истолкование» (М., 1923. С. 101–123), другая «Объективное понимание принципа относительности» в журнале «Вестник Коммунистической Академии» (1924. № 8. С. 332–347).
  16. Один из его 11 тезисов по поводу Фейербаха (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Второе издание. Т. 3. С. 4).
  17. В биологии это слово применяют к акту соединения двух свободно живущих клеток, составляющему прообраз и зародыш полового размножения. При собственно «конъюгации» две клетки объединяются временно и частично (обмениваются обыкновенно четвёртой частью своего ядерного состава); при так называемой «копуляции» они сливаются целиком. В обоих случаях за этим обычно следует процесс деления клетки; и каждая вновь образующаяся обладает уже комбинированными свойствами — по наследственности от той и другой стороны, благодаря чему размножение оказывается творчеством действительно новых форм, а не просто умноженным повторением старых. Именно этот оттенок — скрытое указание на творчество — и делает термин «конъюгация» в его универсально расширенном смысле наиболее подходящим для тек-тологии: с её точки зрения всякое образование новых форм основывается на соединении прежних комплексов и всякое такое соединение ведёт к образованию новых форм.
  18. Во избежание всякой неясности следует отметить, что дело идёт здесь о цели не в смысле субъективного её представления, которое существует у каждого сотрудника отдельно и может быть даже во многом различно, а об объективной тенденции усилий, которая и есть реальный элемент общности, образующий основу организации сотрудничества. Представление же цели может быть и до мельчайших частностей одинаковым, а сотрудничества и организованности всё-таки не будет, раз нет налицо общей ориентировки активностей: люди тогда «независимо» друг от друга преследуют одинаковую цель, и совокупный результат их действий окажется не больше простой суммы индивидуально достигаемых результатов (а часто и меньше этой суммы).
  19. Разумеется, это в том случае, если разделение происходит без изменения общей структуры клетки. В мире одноклеточных природа часто прибегает к размножению как раз при перемене обстановки в неблагоприятную сторону — при недостатке питания, что наблюдается у споровых. Но тогда глубоко изменяется само строение жизненной формы: спора — не простой кусок первоначальной клетки, в ней химический обмен со средою почти приостановлен, что достигается и высыханием плазмы, и образованием чрезвычайно прочной оболочки; а устойчивость организации благодаря этому сравнительно огромна и позволяет споре очень долго сохраняться, пока не явятся благоприятные условия для развития.
  20. Она действительно вполне противоположна ингрессии. В ингрессии активности, раньше не связанные, соединяются, образуя «связку» конъюгирую-щих комплексов; в дезингрессии они взаимно парализуются, что ведёт к образованию «границы», то есть отдельности. Пока они парализуются не вполне, границы ещё нет: это только частичная дезингрессия; она всегда примешана ко всякой ингрессии, потому что, как мы видели, не бывает конъюгации комплексов без некоторой растраты их активностей в виде взаимных сопротивлений.
  21. Деление размножающейся клетки, совершаясь самопроизвольно, идёт также, очевидно, по линиям внутренних её дезингрессий и также может по своему непосредственному характеру не быть актом дезорганизационным; но может и быть таковым, а в то же время по своим результатам, по своему значению для развития жизненной формы оставаться процессом организационным. Если разрезать речную гидру на куски, способные к восстановлению, то это будет, без сомнения, акт непосредственно дезорганизационный, но всё же и акт искусственного размножения.
  22. Нередко те же критерии выступают в замаскированном виде. Вопрос, например, о разводе рассматривается с точки зрения «нравственности», «долга», «чести», и так далее. Под этими понятиями скрываются организационные формы разных социальных систем. Так, феодальная «честь» есть норма организационных отношений аристократического сословия, мещанский «долг» — норма отношений буржуазных классов. Разрыв брака может быть несогласием с феодальной честью потому, что он есть частичное разрушение семейно-родовой формы организации этого сословия; разрыв связи вассала с сюзереном, который его притесняет, — потому, что подрывает авторитарную сторону той же организации.
  23. У моряков вся эта мысленная операция символизируется в конкретном образе Нептуна, останавливающего путешественников при переезде через экватор. Чтобы преодолеть сопротивление, требуются дополнительные активности в виде угощения Нептуна (ряженый матрос), уплаты ему выкупа и прочего.
  24. То есть «конъюгационные», соединительные, и «дезъюнктивные», разделительные.
  25. По поводу этих примеров полезно, может быть, напомнить, что понятие «конъюгационный процесс» в тектологии чисто формальное; оно относится ко всякому слиянию или смешению каких бы то ни было активностей, без всякой побочной идеи о «мирном» или «дружественном» его характере, а также без всякого оттенка обязательной «материальности» в этом слиянии или смешении. Например, боевая свалка, взаимный захват пленных, оружия, припасов борющимися отрядами — явления с этой точки зрения настолько же конъюгационного типа, как и объединение двух организаций, слияние двух потоков, обмен людей трудом и продуктами, и так далее. Действие повышающегося воздушного давления на ртуть барометра есть также энергическая конъюгация, хотя «вещественного» смешения ртути с воздухом не наблюдается. Кинетическая энергия ударов воздушных частиц «вливается» в систему движений молекул ртути и изменяет её так, что получается поступательное перемещение всей ртути в трубке; причём и наоборот энергия колебаний частиц ртути передаётся соприкасающимся с ней частицам воздуха, а через них и другим, «сливаясь» с их прежним движением, изменяя их орбиты по отношению к величине и форме. Реальные виды конъюгации бесконечно разнообразны, как и её результаты.
  26. В наших примерах дезорганизация лишь относительная и неполная. Разорванная непосредственная связь созвучных и близких по значению слов заменяется косвенной, идущей через огромное число промежуточных звеньев к общим древнеарийским корням, которыми объединяются разошедшиеся греческий и латинский корни в обоих случаях.
  27. Это основа явления, но, напоминаю, оно не исчерпывается ей. Во всех познавательных и вообще идеологических процессах, кроме простой цепной ингрессии, есть другие формы организации.
  28. Труд, однако, не сводится целиком к подбору. Подобно подбору в природе, труд всегда направлен к сохранению или разрушению определённых форм; но первый опирается на «изменчивость» форм, которая непосредственно не зависит от него; второй же не только пользуется независимо от него возникающими изменениями объектов, чтобы сохранять полезные и уничтожать вредные, но также и сам вызывает эти изменения; например, земледелец не только пользуется тем, что на месте упавшего на землю зерна вырастает колос со множеством новых зерен, но и сам их засевает. Метод же, которым он вызывает такие изменения, есть, конечно, конъюгация его собственных активностей с комплексом внешней природы.
  29. (Эманации — принятое во времена А. А. Богданова наименование изотопов элемента радона. — Прим. ред.)
  30. В тектологии слово «внешний» имеет не пространственное значение. Бактерии в организме, яды, попавшие в его кровь, представляют комплексы в организационном смысле не «внутренние», а внешние для него, потому что не принадлежат к системе его организационных связей. И те части системы, которые выходят из её организационных связей, хотя бы пространственно находились внутри её, также должны рассматриваться как ставшие тектологически внешними. Например, раковые клетки, ткань, развивающаяся в противоречии с жизненными связями организма; преступник, с которым общество и борется, как с внешней силой, и так далее. Но и в этом случае, и во всех других, именно «постольку — поскольку»: организационная связь относительна; преступник, например, вне этой связи лишь в той мере, в какой он её нарушает; в остальной своей деятельности он может по-прежнему принадлежать к ней.
  31. Слово «подбор» здесь, очевидно, уклоняется от первоначального значения; но оно всегда больше соответствует внутреннему смыслу выражаемых соотношений и их связи с предыдущей схемой. «Прогрессивный» же тут взято не от слова «прогресс», а от «прогрессия», то есть непрерывный ряд событий, идущих в ту или другую сторону.
  32. Причина та, что форма капли поддерживается именно поверхностным слоем молекул, его натяжением. Но эта поверхностная пленка (по законам геометрии) растёт не так быстро, как объем капли, а с ним и вес. Деформирующее каплю давление её частиц зависит именно от их тяжести; оно, следовательно, увеличивается быстрее, чем сопротивление пленки; соотношение того и другого обусловливает меняющуюся форму капли, а затем и её распадение, когда её тяжесть превзойдёт силу сцепления пленки.
  33. Переходя далее к частностям, — этим же определяется неизбежная историческая ограниченность «авторитарного» типа организаций. Он характеризуется тем, что «организаторская функция», то есть структурное приспособление всей системы, зависит всецело от индивидуального мозга «авторитета» или властителя, тогда как масштаб организационной жизни, конечно, коллективный. Следовательно, частичная и хотя бы кратковременная индивидуальная недостаточность отражается иногда непоправимо или даже гибельно на всём коллективе.
  34. Известен анекдот об инженере, который предлагал машинисту ехать через туннели вышиною в 10 аршин на одном конце, 6 — на другом, а в среднем 8 аршин, тогда как локомотив с трубой был всего 7 аршин вышины. Конечно, таких инженеров не бывает. Однако прежние статистики нередко принимали за меру «народного» благосостояния средние доходы населения. Рассматривая доходы как меру социально-кристаллизованных активностен-сопротивлений, которыми люди располагают в поддержании своей жизни против стихийных сил, за величину, выражающую уровень народного благосостояния, следует принимать именно доходи социальных низов.
  35. Огромное большинство нынешних математиков совершенно не в состоянии представить себе, что «площадь» есть не что иное, как тело бесконечно малой или просто игнорируемой толщины, а «линия» — тело игнорируемой толщины и ширины. Такова ещё сила схоластически-абстрактного мышления. Между тем достаточно сообразить следующее. Площади только двух измерений, которые они якобы «мыслят», равно как и линии только одного измерения, не могут существовать в восприятии, ибо они невидимы и неосязаемы
  36. В механике существует положение, что тела движутся «по линии наименьшего сопротивления» Прим. ред. 23. Это по существу та же схема. Линия движения тела есть именно та, на которой относительное сопротивление, встречаемое движущим импульсом, всего скорее оказывается ниже единицы; та же активность, которая здесь является причиной перемещения, в другом случае может явиться причиной дезорганизации системы; например, толчок, в одной среде приводящий тело в движение, в другой среде (более «вязкой») его разбивает. Если же связь предмета с его средой рассматривать как некоторую, хотя бы минимальную, ингрессивную связь, то перемещение — отрыв предмета от этой среды — будет также заключать момент дезорганизации.
  37. Тимирязев К. А. Земледелие и физиология растений // Собр. соч. Т. 3. — М., Сельхозгиз, 1937.
  38. Она имеет и отрицательную сторону, которую ещё придётся выяснять в дальнейшем. Пока достаточно указать, что правило концентрации действия служит для решения задач, относящихся к определённо-изменяющейся среде; соответственно её определённым изменениям (или различиям её частей) и производится концентрирующее распределение активностей. Для среды неопределённо-изменчивой, как уже было упомянуто, метод решения иной, а первый метод там недостаточен и не подходит, так что созданные им приспособления вроде специализации дают тогда неблагоприятные результаты.
  39. Преподавание религии — «закона божия» — в школах относится именно к пережиткам авторитарно-консервативной педагогии. Религия учит относиться к жизни как к установленному высшей властью порядку, где каждый выполняет предопределённое ему назначение смиренно и покорно, то есть без инициативы и без критики.
  40. В защите пережитков прошлого часто выдвигаются новые обоснования и оправдания: например, школьный классицизм отстаивали под тем предлогом, что он помогает общему развитию логических способностей или развитию идеализма в детской душе, и так далее. Нет надобности считаться со всеми этими аргументами: они имели бы значение лишь в том случае, если бы было доказано, что тех же положительных результатов нельзя достичь другими педагогическими путями, реально подготовляющими организм к условиям его социальной и природной среды; только тогда можно было бы рассматривать классицизм как дорогостоящее, но необходимое решение воспитательной задачи в её неопределённой части (то есть относящейся к неопределённым изменениям среды).
  41. В первом издании «Тектологии» (СПб., Издательство М. Семёнова, 1912) дальше было напечатано: «В России за последнюю эпоху её жизни все или почти все партии два раза были в таком положении: и во время освободительного подъёма, и во время последующей реакции, — причём каждый раз наступление и вероятный ход обоих этих кризисов с большой ясностью преднамечался событиями. Есть все основания думать, что в ближайшие годы подобное положение повторится третий раз». — Так это и случилось на деле.
  42. Техническое значение «слитности» в таком общем смысле хорошо иллюстрируется способом постройки жилищ в полярных странах: там всячески избегают углов и стремятся к закруглённым формам — «слитность» даёт минимум площади охлаждения.
  43. Прежние данные об этом за последнее время некоторыми оспариваются; но тут дело может идти только о величине коэффициентов поглощения, а не о самом его характере
  44. Исключительные свойства воды объясняются тем, что жидкая вода не есть просто химическое соединение, а раствор льда в пропорциях, изменяющихся с температурой и давлением, — подчинённый, следовательно, законам растворов.
  45. Иначе: если первое увеличивается в геометрической прогрессии, например 1:2:4:8:16:32 и так далее, то второе — в арифметической, то есть, например, соответственно 1:2:3:4:5:6. Соотношение лишь приблизительное.
  46. Как раз при этих температурах водород, кислород и водяной пар образуют уже настоящую систему равновесия, в которой реакции соединения нейтрализуются параллельно идущими реакциями разложения. При 3000°C таково сочетание из 88 процентов гремучего газа и 12 процентов водяного пара.
  47. Так, во времена подполья организаторы-вербовщики революционных партий делили весь человеческий материал на «активных» и «неактивных», причём последние, конечно, сразу выбрасывались из расчётов.
  48. Публичный доклад, прочитанный в Москве осенью 1921 года по поручению Социалистической Академии. Сделаны небольшие дополнения сообразно новым данным. Был напечатан в «Молодой Гвардии» 1923. № 3 (май).
  49. В брошюре «Труд производительный и труд, образующий ценность». (СПб., 1899).
  50. Воспроизведение рабочих сил в смене поколений есть, конечно, также необходимая общественная функция.
  51. Все формы энергии способны превращаться одна в другую, и потому для её измерения можно было бы взять единицы механические, электрические с таким же правом, как и тепловые; берутся тепловые, потому что для топлива они всего удобнее. Большой калорией называется количество тепловой энергии, достаточное для того, чтобы нагреть 1 килограмм воды на 1 градус Цельсия (малая калория в тысячу раз меньше — 1 грамм на 1 градус). Большая калория соответствует механической работе поднятия 427 килограммов (около 26 пудов) на 1 метр.
  52. По новейшим данным (сводка Н. Святицкого в «Экономической жизни»), средняя производительность рабочего в 1922 году поднялась уже в ряде отраслей почти до уровня довоенной: производство угля в Донбассе — 97 процентов того, что приходилось на одного работника в 1913 году; кожевенное сырье — 97 процентов; нефть даже выше — 103 процента; резина — 103 процента. Но в металлообрабатывающей пока только 32 процента, бумажной — 40 процентов, хлопчатобумажной — 64 процента, и так далее. Конечно, кроме ослабления рабочей силы, здесь надо, учитывать ещё ухудшение изнашиваемых и недостаточно восстанавливаемых орудий производства (расстройство аппарата, снабжения топливом, сырьём, и так далее).
  53. У нас бывали случаи, что из-за отсутствия ламповых стекол фабрика должна была работать в одну смену вместо двух и так далее.
  54. Некоторые экономисты объясняют квалификацию труда и связанное с ней повышение заработка предыдущими затратами на обучение, на подготовку работника и возмещением этих затрат. Мы видим, что эта точка зрения излишня. В сущности она даже и нелогична. Наибольшую долю затрат на обучение, на содержание будущего работника за это время и прочее делает чаще всего не сам он, а другие: его родители, те, кто его учил, учреждение, где его учили, так или иначе в конечном счёте само общество. Почему же оно станет «возмещать» ему эти затраты? Дело решается только хозяйственной необходимостью.
  55. Доклад на первом съезде по Научной Организации Труда (январь 1921 год). Приводится с некоторыми сокращениями.

Примечания редактора

  1. Здесь, как и в ряде других мест «Тектологии», А. А. Богданов излагает весьма спорное понимание диалектики и, в частности, материалистической диалектики. Конечно, задачи тектологии как науки и задачи диалектики как философского метода различны, но из этого не следует, что диалектика остаётся «по существу объяснительной»: как метод она должна иметь и пред-сказательные функции. Другое дело, что диалектика как философский метод никогда не претендовала на операциональность, подобную, например, той, которая присуща математике: философские предсказания носят качественный характер, это предсказания о тенденциях и общих закономерностях развития явлений действительности.
  2. А. А. Богданов имеет в виду планетарную модель атома, предложенную Э. Резерфордом в 1912 году. Последующие исследования (Н. Вора, Э. Шрёдингера, Л. де Вройля и других) опровергли представление о том, что строение атома аналогично строению Солнечной системы.
  3. В работе неоднократно цитируются и используются в качестве примера положения специальной теории относительности А. Пуанкаре — А. Эйнштейна. Во время написания работы специальная теория относительности (СТО) была ещё молодой теорией, которая встречала непонимание и неприятие даже в среде профессиональных физиков, не говоря уже о более широкой научной общественности. А. Богданов обнаруживает глубокое и удивительное для непрофессионала понимание основных кинематических соотношений СТО, вызывающих обычно протест обыденного сознания. Он настойчиво пытается вместе с тем соединить СТО с представлениями о мировой среде «эфире» — носителе электромагнитных колебаний. Между тем СТО является по сути своей радикальным разрывом с классической парадигмой эфира. Наиболее важным экспериментальным фактом, лежащим в основании СТО, явился опыт А. Майкельсона, отрицательно ответивший на вопрос об установлении скорости Земли относительно гипотетической мировой среды эфира. Попытки интерпретации СТО, сохраняющей понятие эфира, были в 1920-х годах распространены и среди части физиков, но оказались затем преодолены наукой. Рассуждения, связанные с понятиями эфира, эфирных волн, межзвездной упругой среды и так далее, встречаются в тексте неоднократно. Мы не будем далее сопровождать их специальным комментарием.
  4. Здесь, как и во многих других местах книги, где Богданов обращается к данным языка, допущены ошибки в определении первичных корней приведённых слов.
  5. Книга Бытия и книга Левит — первая и третья книги так называемого «Моисеева Пятикнижия» — первого крупного раздела Ветхого Завета.
  6. Веды — древнейшие памятники индийской литературы и священные тексты древнеиндийской религии брахманизма.
  7. См. комментарий 4.
  8. По современным данным, переносное употребление слова «душа» для обозначения движущей силы, сути процесса («душа общества») имеет иное происхождение, чем полагал А. Богданов.
  9. Естественный язык нетривиальным образом типологизирует ситуации внешнего мира и участников этих ситуаций. Описание этой типологии — важная часть исследования семантики языка. Начиная с 1960-х годов, опираясь на наблюдения, аналогичные приведённым здесь, лингвисты выявили некоторые классы таких ситуаций. В частности, ситуация «организовать» — «сделать так, чтобы возникло» известна теперь под названием «каузации». Язык использует разные обозначения для одной и той же ситуации каузации (построить, провести, написать, возвести, и так далее) в зависимости от того, что должно возникнуть (объект каузации): здание, железная дорога, роман, поклеп и так далее (см. Апресян Ю. Д. Лексическая семантика. — М., Наука, 1974).
  10. См. В. Крукс. О происхождении химических элементов. — Перевод с английского — М., 1886.
  11. Обзор лингвистических попыток подхода к языку науки, и в частности о роли метафоры в языке науки, см. в книге Никитина С. Е. Семантический анализ языка науки. — М., Наука, 1987. С. 197.
  12. Школа «органицистов» (органическая школа) — направление в буржуазной социологии конца XIX — начала XX века. Главные представители — П. Ф. Лилиенфельд (1829–1903, Россия), А. Шеффле (1831–1903, Германия), Р. Вормс (1869–1926, Франция) и другие. Считая, что «общество и есть организм», органицисты подменяли конкретное историческое изучение социальных явлений во многом произвольными объяснениями общественной жизни биологическими закономерностями. В XX веке концепции «органицистов» постепенно утратили популярность.
  13. А. А. Богданов имеет в виду знаменитый одиннадцатый тезис Маркса о Фейербахе: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Второе издание. Т. 3. С. 4). А. А. Богданов практически во всём тексте «Тектологии», говоря об «идеологии», «идеологиях», «идеологической области» и так далее, имеет в виду духовную сферу жизни общества, а не идеологию как систему взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и в целом (обыденное сознание, язык, наука, философия, религия, искусство) друг к другу, фиксируются социальные проблемы и конфликты, описываются цели и программа социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение и развитие данных общественных отношений (Келле В. Ж. Идеология // Философский энциклопедический словарь. — М., Советская энциклопедия, 1983. С. 199–200).
  14. Данное А. А. Богдановым в этом разделе «Тектологии» краткое описание взаимоотношения философии и Тектологии представляется весьма спорным и не во всём согласующимся с другими частями его работы (см., например, раздел «С. Отношение тектологии к частным наукам и к философии» в главе II). Основная трудность при этом возникает в связи с тем, что философия в её поисках универсальной методологии и тектология как бы ставятся в один ряд, хотя в других местах своей работы А. А. Богданов неоднократно утверждает, что тектология не является философией. Думается, что с учётом такого понимания тектологии, которое, вне всякого сомнения, было для А. А. Богданова определяющим, следует понимать его соображения, высказанные в этом разделе «Всеобщей организационной науки». Вызывают также возражения и некоторые более частные утверждения А. А. Богданова: слишком безапелляционной является оценка гносеологии Локка, Юма и Канта, которая «ушла в пустые абстракции и выродилась в новую схоластику», нельзя согласиться с тем, что метод «развития» Гегеля является более неопределённым и абстрактным, чем метод организации, — каждый из этих методов по необходимости должен быть абстрактным и является в равной мере определённым для своих целей и, наконец, утверждение о том, что «универсально-эволюционные схемы Спенсера, и особенно материалистическая диалектика, были следующими приближениями к нынешней постановке вопроса», то есть к тектологии, не разъяснённое соответствующим образом, в частности, в духе концепции А. А. Богданова о взаимоотношении философии и тектологии (а здесь этого не сделано), может лишь породить путаницу и недоразумения.
  15. Автор, по всей видимости, имеет в виду формулу теории относительности Е=mс 2. Неверно, конечно, называть энергию, выраженную этой формулой, электрической.
  16. Плазмодий, согласно современным представлениям — это вегетативное тело слизевиков, то есть низших растений, представленное многоядерной, лишённой оболочки протоплазмой, обычно сетчатой структуры. Размеры плазмодия колеблются от нескольких миллиметров до 1–1,5 метра. Плазмодий склонен к амебовидному передвижению, обычно заползает в тёмные и сырые места — под кору, мох и так далее.
  17. А. А. Богданов имеет в виду опыты ряда учёных по воспроизведению в лабораторной среде форм и процессов, свойственных живым клеткам, путём физического и химического воздействия на неорганические вещества (растворы солей), (см. Немилов А. В. Аналогии между явлениями живой и неживой природы // Итоги науки в теории и практике. — М., 1912. Т. 5. С. 1–48).
  18. Немецкий физик и кристаллограф О. Леманн, открывший жидкие кристаллы, установил их способность имитировать ряд свойств живых организмов (рост, поедание друг друга, усвоение посторонних веществ и так далее). (Леманн О. Жидкие кристаллы и теории жизни: Перевод с немецкого Одесса, 1908).
  19. Теория анимизма как «минимума религии» была выдвинута в 1871 году английским этнографом Э. Тейлором («Первобытная культура») и развивалась представителями так называемой эволюционной школы в истории культуры (Г. Спенсер, К. М. Тахтарев и другие). Тейлор понимал анимизм в двояком смысле: как веру в душу и духов и как теорию происхождения религии. Он считал возникновение анимистических верований результатом психологических иллюзий дикаря, связанных со сновидениями, галлюцинациями, болезнями и тому подобными переживаниями. Таким образом Тейлор выводил религию из особенностей индивидуального сознания. По теории А. А. Богданова («авторитарная теория религии») анимизм возникает вследствие выделения внутри первобытной общины патриархов — организаторов (а далее — колдунов и вождей) и возникновения отношений повеления — исполнения, которые переносятся смутным сознанием дикарей на явления природы и существование отдельного человека. Таким образом развиваются представления о раздвоении людей и вещей на материальную мёртвую плоть и нематериальную живую душу, повелевающую плотью. Руководящее положение патриархов (колдунов, вождей) в общине порождает представление о том, что со смертью их души переходят к преемникам, так зарождаются представления о бессмертии души и культ предков — организаторов, из которого путём «накопления авторитета», освящения традиции постепенно возникают представления о божествах. Богданов в отличие от Тейлора указывал на социальные корни религии. Вместе с тем, он абсолютизировал роль анимистических верований в развитии религиозных представлений. Современная наука, признавая анимизм неотъемлемым и существенным элементом всех религий, считает неправомерным отождествление зародышевой формы религии с верой в душу и духов.
  20. Иннервационный процесс — процесс снабжения органов и тканей нервами, что обеспечивает связь тканей и органов с центральной нервной системой.
  21. Исследования последних двадцати лет показывают, что, вероятно, наряду с криками, трансформировавшимися в современные междометия, большую роль на начальных стадиях развития языка играли жесты. О состоянии изучения проблемы происхождения языка в связи с развитием мозга человека см. Иванов В. В. К лингвистическим и культурно-антропологическим аспектам проблемы антропогенеза // Ранняя история народов Восточной Азии. — М., Наука, 1977. С. 23–46.
  22. Интерстициальное перерождение — перерождение Клеток, обладающих специальными функциями и находящихся между соединительно-тканевыми образованиями.
  23. Точнее сказать, что тела движутся по траекториям, доставляющим минимум функционалу действия в соответствии с принципом наименьшего действия. Поэтому аналогию сопротивлению в вязкой среде не следует понимать слишком буквально.
Содержание
Новые произведения
Популярные произведения