Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Альфред Шютц. Смысловая структура повседневного мира. Примечания

  1. «Фундаментально» (и такие родственные формы, как «фундаментальный», «фундаментальность») является адаптацией гуссерлевского немецкоязычного термина «tonginar» и не должно пониматься как означающее «изначально», так как понятие употребляется в структурном, а не во временном смысле.
  2. Тем самым (лат).
  3. Помысленное (лат).
  4. Хронологическая граница, исходная точка, начальный пункт (лат).
  5. Хронологическая граница, конечная точка (лат).
  6. Проблема основания этих наук является одной из главных проблем «Идей III».
  7. Протяженная вещь (лат).
  8. См. Schutz A. Symbol, Reality and Society // Schutz A. Collected Papers. Vol. I. The Hague: Martinus Nijhoff, 1962.
  9. Solus — единственный, ipse — сам (лат.)
  10. События, происходящие с телом, не следует путать с событиями, происходящими в теле. В «Избранных статьях» (том I) автор пишет: «Физический объект «тело Другого», события, происходящие с этим телом, и его телесные движения понимаются как выражающие «духовное Я» Другого, на мотивационный смысловой контекст которого я ориентирован». В связи с этим высказыванием Шютц писал 25 июля 1954 года. Морису Натансону: «То. что я имел в виду, есть события, происходящие на «поверхности» тела Другого, когда он, например, краснеет или улыбается. Но было бы ошибочно говорить в этом случае о поверхности (как будто бы тело — это всего лишь вещь) «.
  11. Умозрительно, до и вне всякого опыта; заранее (лат).
  12. Активный (действующий) разум (лат).
  13. В его замечательном обзоре «Идей II» в «Revue de la Metaphysique et de Morale», 1951, Vol. LVI, p. 357–394; 1952, Vol. LVII, p. 1–16.
  14. «Более позднее становится более ранним» (греч).
  15. Тело для меня (фр).
  16. Тело для другого (фр).
  17. Собственно тело (фр.)
  18. См. Schutz A. Collected Papers. Vol. II. The Hague: Martinus Nijhoff, 1964. P. 161 f.
  19. Опубликован как том V «Гуссерлианы» (под редакцией Марли Бимеля) архивом Гуссерля в Лувене под руководством профессора Г. Л. Ван Бреда в 1952 году в Гааге.
  20. На основании опыта (лат).
  21. Такой признанный исследователь феноменологии, как профессор Э. Финк, подчеркнул недавно, хотя и исходя из иной отправной точки, что онтологическая проблема запутывалась феноменологией Гуссерля на всех этапах её развития. См. его работу: Fink E. L’analyse intentionelle et le probleme de la pensee speculative // Problems actuels de la phenomenologie / Ed. by H. L. Van Breda. Brussels, 1952. p. 53–87, esp. p. 66 ff.
  22. Настоящая работа была представлена как доклад на посвящённом Гуссерлю коллоквиуме в Ройамоне 28 апреля 1957 года. Немецкий текст, с которого был осуществлен этот перевод, опубликован в «Philosophische Rundschau: Eine Vierteljahrschrift fur philosophische Kritik», редактируемом Гансом-Георгом Гадамером и Гельмутом Куном, 1957. Vol. V. Р. 81 ff. Перевод Ф. Керстена совместно с Ароном Гурвичем и Томасом Лукманом.
  23. Husserl E. Ideen zu einer reinen Phenomenologie und phenomenologische Philosophie. I. Buch: Allgemeine Einfuhrung in die reine Phenomenologie. II. Buch: Phenomenologische Untersuchungen zur Konstitution. III. Buch: Die Phenomenologie und die Fundamente der Wissenschaften. Husserliana. Bd. III–V. Den Haag, 1950–1952.
  24. "Die in meinen transzendentalen Leben sich als transzendental ausweisenden Mitsubjekte in der sich mit-ausweisenden transzendentalen Wirgemeinschaft aufzuzeigen vermag» (Par. 14). «Die transzendentale Intersubjektivitet ist also diejenige, in der sich reale Welt, als objekitve, als fuer jederman seiende konstituiert» (Par. 15).
  25. Husserl E. Formale und Transzendentale Logik. Versuch einer Kritik der logischen Vernunft. Halle, 1929.
  26. Husserl E. Cartesianische Meditationen und Pariser Vortrage // Husserliana.
  27. Band I. Den Haag: Martinus Nijhoff, 1950.2 Fink E. Die Phenomenologische Philosophie Edmund Husserls in der gegenwertigen Kritik // Kantstudien. 1933. Band 18. S. 368.
  28. Husserl unterscheidet (Par 31–33) (1) das identische Ich, das als kontinuierlich konstituierendes Ich in allen seinen Bewusstseinserlebnissen lebt; (2) mein personales Ich, das isch in eigener, aktiver Genesis aus dem zenrirenden Ich dadurch konstituiert, dass dieses keineswegs ein leerer Identitetspol ist, sondern ein Substrat von Habitualiteten, d.h. von «Erwerben» vorgengiger Bewusstseinserlebnisse; und (3) das in voller Konkretion genommene Ego in der stromenden Vielseitigkeit seines in-tentionalen Lebens und der in diesem als fur es seined konstituierten Gegenstende, das Ego also, welches das gesamte wirkliche und potentielle Bewusstseinsleben mitumfasst. Dieses Ego in seiner vollen Konkretisation nennt Husserl in bewusster Anlehnung an Leibniz «Monade». Das Problem der Selbstkonstitution dieses monadischen Ego muss also alle konstitutiven Probleme mitumfassen; um ihm nahezukommen, muss ich aber mein faktisches transzendentales Ego in freier Moglochkeitsabwandlung zum universalen Eidos «transzendentales Ego uberhaupt», also zum Universum aller moglichen, fur mein faktisches transzendentales Ego irgend erdenklichen Erlebnisformen erweitern (Par. 34). Es zeigt sich dann, das zu dem so gewonnenen Eidos «transzendentales ego uberhaupt» ein universals Apriori gehort, das eine unendliche Mannigfaltigkeit von Typen erdenklicher Aktualitaeten und Potentialitaeten des Lebens umfasst, geregelt in Koexistenz und Sukzession, in den eigentuemlichen Gesetzen der Motivation, in der universalen Eiheitsform des Zeitbewusstseins, kurz in der formalen Gesetmessigkeit der «egologischen Genesis» (Par. 36–37).
  29. "Zunechst von dem was Menschen und Tieren ihren spezifischen Sinn als sozusagen ich-artigen lebenden Wesen gibt».
  30. Fink E. Die Phenomenologische Philosophie Edmund Husserls in der gegenwertigen Kritik // Kantstudien. 1933. Band 18. S. 355 f.
  31. См. Schutz A. Symbol, Reality and Society // Schutz A. Collected Papers. Vol. I. The Hague: Martinus Nijhoff, 1962.
  32. Моё тело для меня — моё тело для другого (фр).
  33. Собственно тело (фр).
  34. "Eine Koexistenz meines Ich — und meines konkreten Egos uberhaupt — und des fremden Ich, meines und seines intentionalen Lebens, meiner und seiner Realiteten urgestiftet were, kurzum eine gemeinsame Zeitform».
  35. "D. h. ich fuehle ihnen je ein Ich-Subjekt ein mit all dem was dazu gehort und dem besonderen Inhalt? Der von Fall zu Fall gefordert ist».
  36. "Gehort ohne weiteres zusammen: eins konstituiert sich wesensmessig mit dem anderen und zwar dadurch, dass sich Beziehungen des Einverstendnisses bilden, die eine bewusstseinsmessige Wechselbeziehung der Personen und zugleich eine einheitliche Beziehung derselben zur gemeinsamen Umwelt herstaellen».
  37. Второе я (лат). — Пром. ред.
  38. Husserl E. Die Krisis der europeischen Wissenschaften und transzendentale Phenomenologie: Eine Einleitung in die phaenomenologische Philosophie // Husserliana VT. / Hrsg. M. Biemel. Den Haag: Martinus Nijhoff, 1954.
  39. "Dass dies einen Bedeutungswandel des «Ich» — so wie ic soeben Ich sage — in «andere Ich», in «Wir alle», «Wir mi den vielen Ichen, worin ich ein Ich bin» involviert».
  40. … Dass daran festzuhalten ist, dass ich, der Philosophierende, die Epoche vollziehe «und selbst wenn da mehrere sind und sogar in aktueller Gemeinschaft mit mir Epoche uben, so sind fuer mich in meine Epoche alle anderen Menschen mit ihrem ganzen Aktleben in das Weltphenomen einbezogen, dass in meiner Epoche ausschliesslich das meine ist. Die Epoche schafft eine einzigartige philosophische Einsamkeit… «
  41. Склоняющееся только в единственном числе (лат).
  42. Fink E. Die Phenomenologische Philosophie Edmund Husserls in der gegenwertigen Kritik // Kantstudien. 1933. Band 18. S. 367 f.
  43. "Die Befragung der Intetionalitet, in welcher der zunechst im Weltphenomen stehende Andere als ein anderer Mensch gilt, fuhrt zur transzendentalen Ausweisung eines Seinszusammenhanges eines eigenartig strukturierten Vielfalt transzendentaler Iche? Die mit dem «metaphysischem» Titel Monad nur angezeit, nicht gekennzeichnet werden sollen. Keineswegs ist damit eine massive Pluralitet in die transzendentale Sphere verlegt, ebensowenig wie das transzendentale Ego unter der Idee der Welthaften Einsheit gedacht werden kann/ Die Implikation «der Monaden» ist der grosse Problemtitel, der das nich extensive Sein der Monadenvielfalt? Die nur im transzendentalen mogliche Weise eines nicht indi-viduierten Ineinander, bezeichnet».
  44. Alle Seelen bilden eine einzige durch die Phenomenologie systematish zu entfaltende Einheit der Intentionalitet in wechselseitiger Implikation der Lebens-stroeme der einzelnen Subjekte; was in der naiven Positivitet oder Objektivitet ein Auseinander ist, ist von Innen gesehen indentionales Ineinander».
  45. Husserl E. Die Krisis der Europaeischen Wissenschaften und transzendentale Phaenomenologie: Eine Einleitung in die phaenomenologische Philosophie // Husserliana VI. /Hrsg. M. Biemel. Den Haag: Martinus Nijhoff, 1954. Esp. Par. 54b, Par. 69.
  46. "Und sogar in aktueller Gemeinschaft mit mir die Epoche uben» kunnen, wobei freilich «fuer mich und meine Epoche alle anderen Menschen mit ihrem ganzen Aktleben in das Weltphenomen einbezogen sind, das in meienr Epoche ausschkiesslich das meine ist».
  47. Вечная философия (лат).
  48. Dazu gehort naturlich auch die Konstitution einer Philosophie als einer uns allen als miteinander Meditierenden gemeinsamen — der Idee nach einer einzigen «philosophia perennis».
  49. Husserl E. Cartesianische Meditationen und Pariser Vortrage // Husserliana I. Den Haag: Martinus Nijhoff, 1950. Par. 62 in fine.
  50. Husserl E. Die Krisis der europeischen Wissenschaften und transzendentale Phenomenologie: Eine Einleitung in die phenomenologische Philosophie // Husserliana VI. / Hrsg. M. Biemel. Den Haag: Martinus Nijhoff, 1954.Par. 51.
  51. Ed. by HL. Van Breda. Bruxelles, 1951.
  52. Немецкий текст этих комментариев был переписан с магнитной записи доктором Р. Бёмом.
  53. Вычитать; делать вывод (фр).
  54. Лекция «Проблема трансцендентальной интерсубъективности у Гуссерля» была прочитана в Ройамоне (Франция) в переводе профессора Мориса де Гандильяка. Английский перевод очерка и ответа на «Замечания к очерку» производился с оригинального немецкого текста.
  55. Watson J. В. Psychology from the Standpoint of a Behaviorist. 3d ed. Philadelphia, 1929. P. 38 ff.
  56. Предшествующие замечания лишь частично верны в отношении так называемой бихевиористской позиции великого философа и социолога Дж. Г. Мида. (Mead GH. Mind, Self, and Society. — Chicago, 1937. P. 2 ff).
  57. С соответственными изменениями; с известными оговорками (лат).
  58. Чтобы быть по возможности точным: на уровне, который мы только что назвали объективными системами, дихотомия субъективной и объективной точек зрения даже не становится видимой. Она возникает только при принятии основного допущения о том, что социальный мир может быть соотнесён с действиями отдельных людей и со смыслом, который они вкладывают в свой социальный жизненный мир. В современной социологии одно только это базовое допущение и делает понятной проблему субъективности.
  59. Очевидно, что всегда существует возможность интерпретации естественных вещей как продуктов деятельности другого разума (хотя и не человеческого). Тогда жизнь дерева является результатом деятельности демона, лесной нимфы и так далее.
  60. Schutz A. Der sinnhafte Aufbau der oszialen Welt. — Vienna, 1932. 2nd ed. 1960. P. 93–105.
  61. Я заимствую некоторые понятия из замечательной работы, посвящённой моей теории: Stonier A., Bode К. A New Approach to the Methodology of the Social Sciences // Economica. 1937. November. P. 406–424.
  62. Такая попытка была предпринята в книге: Schutz A. Der sinnhafte Aufbau der sozialen Welt. — Vienna, 1932. 2nd ed. 1960.
  63. Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft. Tuebingen, 1922. New ed. 1956. Части этой важной работы доступны в английском переводе в книге: From Мах Weber: Essays in Sociology / Ed. by H. H. Gerth, С. Wright Mills. — New York, 1946; другие части переведены A. M. Гендерсоном и Т. Парсонсом под заглавием: The Theory of Social and Economic Organization. — New York, 194
  64. В будущем совершенном времени (лат).
  65. Я привёл некоторые принципы построения идеальных типов в работе: Schutz A. The Problem of Rationality in the Social World // Schutz A. Collected Papers. Vol. I. The Hague: Martinus Nijhoff. 1962.
  66. Из книги: Der sinnhafte Aufbau der Welt. 2nd ed. Vienna, 1932, 1960. (Sektion IV: Strukturanalyse der Sozialwelt, Soziale Umwelt, Mitwelt, Vorwelt / English adaptation by Th. Luckmann.)
  67. Der sinnhafte Aufbau der Welt. 2nd ed. III. — Vienna, 1932, 1960. P. 106–153. Ср. также: Schutz A. Le probleme de l’intersubjectivite transcendentale chez Husserl // Husserl E. Cahiers de Royaumont. — Paris, 1959. P. 334–365; Schutz A. Sartre’s Theory of the Alter Ego // Schutz A. Collected Papers. Vol. I. The Hague: Martinus Nijhoff, 1962. P. 180 f.
  68. Ср.: Schutz A. Common-Sense and Scientific Interpretation of Human Action H. Collected Papers. Vol. I. The Hague: Martinus Nijhoff, 1962. P. 3–47; Schutz A. Concept and Theory Formation in the Social Sciences // Schutz A. Collected Papers. Vol. I. The Hague: Martinus Nijhoff, 1962. P. 48 f.
  69. Более подробно см. Schutz A. Concept and Theory Formation in the Social Sciences // Schutz A. Collected Papers. Vol. I. The Hague: Martinus Nijhoff, 1962. P. 48 f, 207–259.
  70. Scheler M. Erkenntnis und Arbeit // Die Wissensformen und die Gesellschaft. II. — Leipzig, 1926. P. 475 f.
  71. После совершившегося факта (лат).
  72. См. Scheler M. Erkenntnis und Arbeit // Die Wissensformen und die Gesellschaft. II. — Leipzig, 1926. P. 109; Schutz A. Choosing Among Projects of Action // Schutz A. Collected Papers. Vol. I. The Hague: Martinus Nijhoff, 1962. P. 69 ff.
  73. См. Schutz A. Common-Sense and Scientific Interpretation of Human Action // Schutz A. Collected Papers. Vol. I. The Hague: Martinus Nijhoff, 1962. P. 22 f.
  74. Schutz A. Choosing Among Projects of Action // Schutz A. Collected Papers. Vol. I. The Hague: Martinus Nijhoff, 1962. P. 71–72.
  75. Weber M. The Theory of Social and Economic Organization. — New York, 1947. P. 69 f.
  76. После этого. (О последующем событии) (лат).
  77. См. Weber M. The Theory of Social and Economic Organization. — New York, 1947; Schutz A. The Social World and the Theory of Social Action // Schutz A. Collected Papers. Vol. I. The Hague: Martinus Nijhoff, 1962; Schutz A. Collected Papers. Vol. I. Part I. The Hague: Martinus Nijhoff, 1962.
  78. Weber M. The Theory of Social and Economic Organization. — New York, 1947. P. 101–102.
  79. Schutz A. Common-Sense and Scientific Interpretation of Human Action // Schutz A. Collected Papers. Vol. I. The Hague: Martinus Nijhoff, 1962. Esp. p. 15f, 39; Schutz A. The Social World and the Theory of Social Action // Schutz A. Collected Papers. Vol. I. The Hague: Martinus Nijhoff, 1962. Esp. p. 4 ff.
  80. Schutz A. Choosing Among Projects of Action // Schutz A. Collected Papers. Vol. I. The Hague: Martinus Nijhoff, 1962.
  81. Якоб Буркхардт («Всемирно-исторические размышления», Kroener Ausgabe, р. 5) пишет: «Исходной точкой, с которой мы начинаем, является единственно остающийся и возможный для нас центр — человек, страдающий, стремящийся, действующий, человек такой, какой он есть, был и будет … «.
  82. Simmel G. Das Problem der historischen Zeit // Philosophische Vortrage der Kant-Gesellschaft. — Berlin, 1916. Bd. 12.
  83. Parsons Т. The Structure of Social Action. — New York, 1937. P. 58.
  84. См. превосходное исследование, которое Парсонс посвятил этой проблеме, под названием «Системы действия и их единицы» в конце своей «Структуры социального действия».
  85. Parsons Т. The Structure of Social Action. — New York, 1937. P. 7.
  86. Вместо того чтобы перечислить отдельные выдающиеся работы американских авторов, таких, как У. Самнер, У. Томас, Ф. Знанецкий, Р. Парк, Г. Миллер, Ю. Стоунквист, Ю. Богардус и К. Янг, а также немецких авторов, особенно Георга Зиммеля и Роберта Михельса, мы обратимся к полезной монографии Маргарет Мэри Вуд (Wood MM. The Stranger: A Study in Social Relationship, New York, 1934) и приводимой там библиографии.
  87. Понимание этого является, по-видимому, самым важным вкладом методологических работ Макса Вебера в развитие социальной науки. См.: Weber M. Der sinnhafte Aufbau der sozialen Welt. — Vienna, 1932. 2nd ed. 1960.
  88. Dewey J. Logic, the Theory of Inquiry. — New York, 1938. Chap. IV.
  89. James W. Principles of Psychology. — New York, 1980. Vol. I. P. 221–222.
  90. Scheler M. Probleme einer Soziologie des Wissens // Die Wissenschaftsformen und die Gesellschaft. Lepzig, 1926. S 58 ff; Becker H., Dahlke HO. Max Scheler’s Sociology of Knowledge // Philosophy and Phenomenological Research. 1942. Vol. II. P. 310–322, esp. 315.
  91. Lynd R. S. Middbtown in Transition. — New York, 1937. Chap. XII; Lynd R. S. Knowledge for What? Princeton, 1939. P. 58–63.
  92. В качестве примера, показывающего, как американский культурный образец представляет себя в качестве «бесспорного» элемента в схеме интерпретации европейских интеллектуалов, можно привести юмористическое описание в книге: Gumpert M. First Papers. — New York, 1941. P. 8–9. См. также: Romains J. Visite chez les Americains. — Paris, 1930; Usonie J. P. Esquisse de la civilization americaine. — Paris, 1939. P. 245–266.
  93. Используя этот термин, мы ссылаемся на хорошо известную теорию Кули об отраженном или зеркальном Я (Self). См.: Cooley С. H. Human Nature and Social Order. Rev. ed. New York, 1922. P. 184.
  94. Поэтому изучение иностранного языка часто впервые открывает изучающему грамматические правила его родного языка, которым он до сих пор следовал «как самой естественной вещи в мире», а именно как рецептам.
  95. Vossler К. Geist und Kultur in der Sprache. Heidelberg, 1925. S. 117 ff.
  96. Можно было бы обратиться к общему принципу теории релевантности, но это выходит за рамки данной статьи. Отметим только, что все проблемы при попытке понять чужую группу возникают из несовпадения контурных линий систем релевантности и, соответственно, из-за разрушения системы чужака в новом окружении. Всякие социальные отношения и особенно новые социальные контакты, даже между индивидами, включают аналогичные феномены, хотя и не ведут с необходимостью к кризису.
  97. Это изложение осуществлено в соответствии с переводом «Одиссеи» Гомера Т. Е. Шоу (Show Т. Е. Lawrence of Arabia. — New York, 1932).
  98. Schutz A. The Stranger. См. в настоящем издании главу «Чужой».
  99. В первую очередь назовём работу: Waller W. Veteran Comes Back. — New York, 1944 — превосходный социологический анализ историй штатского, ставшего профессиональным военным, и ветерана войны, возвратившегося на ставшую ему чужой родину; также работу: Wecter D. When Johnny Comes Marching Home. — Cambridge, 1944, — содержащую ценные документы, касающиеся американских солдат, возвратившихся с четырёх войн, и очень полезные библиографические ссылки; наконец, дискуссию о проблеме ветеранов: Annual Forum on Current Problems // New York Herald Tribune. 1944. October 22 (секция VIII), особенно выступления А Розенберг, лейтенанта Ч. Дж. Болта и сержанта У. Дж. Колдуэлла. См. также очень интересное собрание писем военнослужащих: Letters Home / Ed. by M. Curtiss. Boston, 1944.
  100. См. прекрасный анализ этой ситуации в коротком рассказе Томаса Вулфа: Wolf Т. The Return of the Prodigal // The Hills Beyond. — New York, 1941.
  101. Eliot T. S. Four Quartets. — New York, 1941.
  102. Beale J. H. A Treatise on the Conflict of Laws. — New York, 1935. P. 126.
  103. Цит. по: Time. 1944. June 5. Другие примеры можно найти в: Werter D. When Johnny Comes Marching Home. — Cambridge, 1944. P. 495 ff.
  104. Относительно этого термина см. Schutz A. The Stranger. См. в настоящем издании главу «Чужой».
  105. Cooley С. H. Social Organization. — New York, 1909. Chaps. III–V.
  106. Maclver R. M. Society. — New York, 1937; Jandy E. C., Cooiey C. H. His Life and Social Theory. — New York, 1942. P. 171–182; Fans E. Primary Group, Essence and Accident // American Journal of Sociology. 1932. XXX. July. P. 41–45; Clow F. R. Cooley’s Doctrine of Primary Groups // American Journal of Sociology. 1919. XXV. November. P. 326–347.
  107. Здесь мы не рассматриваем несостоятельную теорию Кули о «первичных идеалах», таких, как преданность, истина, служение, доброта и так далее.
  108. Уехать — это отчасти умереть (фр).
  109. См. превосходный анализ социологии письма Г. Зиммеля в работе: Simmel G. Soziologie, Untersuchungen über die Formen der Vegesellschaftung. — Leipzig, 1922. S. 379–382.
  110. Это, конечно, не так в случае насильственного разрушения дома в результате катастрофы или вражеского нашествия. Однако тогда может полностью измениться не только общий стиль домашней жизни, но и сам дом может перестать существовать. В этом случае отсутствующий человек является «бездомным» в подлинном смысле слова и ему некуда возвращаться.
  111. «Всем без исключения американским солдатам больше всего не нравится показной героизм на фронте и в тылу» — такое заключение делают корреспонденты Time из опроса общественного мнения: What Kind of Movies do G. I. ’s Like? Time. 1944. August 14.
  112. Time. 1944. June 12.
  113. Как будет показано, система нотной записи выполняет совершенно иную, в основном вторичную функцию.
  114. Mead G. H. Mind, Self, and Society. — Chicago, 1937. P. 14, 63, 253 ff.
  115. Взгляд (фр).
  116. Работа Мида: Mead G. H. Philosophy of the Present. — Chicago, 1932 — является примером того, как должны быть выполнены исследования такого рода и куда они ведут.
  117. Halbwachs M. Le memoire collective chez le musiciens // Revue philosophique. 1939. March-April. P. 136–165.
  118. Четыре главы рукописи были опубликованы посмертно: Halbwachs M. Memoire et societe // L’Annee sociologique. 3rd series. 1949. Vol. I. P. 11–197.
  119. Термин не использовался Хальбваксом, но, вероятно, выражает то, что он подразумевал.
  120. Tovey D. F. Music // Encyclopedia Britannica. 14th ed.
  121. Thompson V. The Art of Judging Music. — New York, 1948. P. 296.
  122. Громко, сильно (um).
  123. Скорость (исполнения музыкального произведения) (um).
  124. Furtwengler W. Interpretation — eine musikalische Schicksalfrage // Das Atianisbuch der Musik. Zurich, 1934. S. 609 ff.
  125. Все это ни в коем случае не ограничивается исследуемой ситуацией. Наш анализ до сих пор был просто приложением мастерских исследований Гуссерлем структуры нашего опыта. Согласно ему, фактический мир всегда переживается как мир предконституированных типов. В задачи данной статьи не входит рассмотрение значимости этого открытия Гуссерля, особенно понятия типа, фундаментального для всех социальных наук. Эта теория затрагивалась в работе Гуссерля: Husserl E. Ideas: General Introduction to Pure Phenomenology. — London, 1931. P. 149, переведённой на английский язык В. Гибсоном, и была полностью развита в работе: Husserl E. Erfahrung und Urteil. — Prague, 1939. S. 35 ff., 139–143, 394–403.
  126. В отношении понятий социально приобретённого и социально одобренного знания см. Schutz A. The Well-informed Citizen. // Schutz A. Collected Papers I. The Haag: Martinus Nijhoff, 1962. esp. p. 131 ff. См. настоящее издание, главу «Хорошо информированный гражданин».
  127. Под «свидетелем» подразумеваются исполнитель, слушатель и читатель музыки.
  128. Относительно поэзии эта тема обсуждалась в остроумной и основательной книге: Tillyard E. M. W., Lewis C. S. The Personal Heresy: A Controversy. — London, 1939.
  129. Прекрасный обзор философских теорий музыки можно найти в работе: Langer S. К. Philosophy in a New Key. — Cambridge, 1942. Ch. 8 «On Significance in Music» и Ch. 9 «The Genesis of Artistic Import», хотя собственная позиция автора представляется неудовлетворительной. Её можно представить следующей цитатой: «Музыка имеет все отличительные признаки символизма, за исключением одного: существование приписанной коннотации… Это ограниченная идиома, подобная искусственному языку, только ещё менее удачная; потому что в своей высшей, хотя и явно символической форме музыка является незавершённым символом. Её жизнью является артикуляция, а не утверждение; выразительность, но не выражение».
  130. Некоторые из этих средств существенны для любого рода музыки, другие принадлежат только к определённой музыкальной культуре. Ритм, мелодия, тональная гармония, техника ослабления и так называемые формы, основанные на том, что Тови называет большой гармонией, такие, как соната, рондо, вариация и так далее, являются, конечно, характеристиками музыкальной культуры XIX века. Можно надеяться, что более интенсивное исследование в феноменологии музыкального опыта прольет некоторый свет на трудную проблему, касающуюся этих средств осмысленной организации тонов, существенной для музыки вообще, независимо от того, каково его особое историческое окружение.
  131. Это понимание непередаваемым образом было сформулировано Августином в его «Исповеди».
  132. Продолжительность; длительность ноты (фр).
  133. У нас нет необходимости ссылаться на специфический опыт прослушивания музыки, чтобы понять несоизмеримость внутреннего и внешнего времени. Стрелка наших часов будет равно двигаться по плоскости циферблата, независимо от того, стоим ли мы перед дверьми хирурга, оперирующего дорогого нам человека, или мы прекрасно проводим время в благоприятной компании. Все это хорошо известные факты.
  134. Tovey D. F. Beethoven. — London, 1945. P. 57.
  135. Этот термин здесь и в последующих абзацах используется не в том смысле, в котором его использовал Ч. Х. Кули в книге: Cooley С. H. Social Organisation. — New York, 1937. Ch. 3–5; он просто означает, что участники в таком отношении разделяют время и пространство, пока они длятся. Анализ понятия Кули можно найти в статье: Schutz A. The Homecomer. P. 109 ff. См. настоящее издание, главу «Возвращающийся домой».
  136. Husserl E. Ideas: General Introduction to Pure Phenomenology. — London, 1931. P. 334 ff.
  137. А также других временных объектов, таких, как танец или поэзия.
  138. Этот тезис является просто дополнением к другому — о том, что смысловой контекст музыки не соотнесён с концептуальной схемой. Например, поэма также может иметь концептуальное содержание, и его можно, конечно, схватить монотетически. В двух-трех предложениях я могу рассказать историю о древнем моряке, и фактически это сделано в подстрочнике автора. Но поскольку поэтический смысл поэмы Колриджа выходит за пределы концептуального смысла — то есть поскольку это есть поэзия, — я только могу представить это, декламируя или читая её от начала до конца.
  139. См., например, песню Брамса «Wir wandelten, wir zwei zusammen», во введении которой совместная прогулка двух любящих друг друга людей изображена специфическим средством канона; то же средство использовано в мессе Баха ре-минор для выражения идеи Пресвятой Троицы («Et in unum»).
  140. В этой связи вспоминается изречение Брамса: «Если я хочу послушать прекрасное исполнение «Don Giovanni», я зажигаю сигару и располагаюсь на диване».
  141. Parsons Т. The Social System. Glencoe: Тhе Free Press, 1951. P. 38 ff.
  142. Parsons T., Shils Е. А. Values, Motives and Systems of Actions // Parsons T., Shils E. A. Toward a General Theory of Action / Ed. by T. Parsons, E. A. Shils. Cambridge, Massachusetts, 1951. P. 190, 191, 194.
  143. Под термином «релевантность» всегда подразумевается «проблемная релевантность», как она была определена прежде. Существуют также другие формы релевантности, которые, однако, не будут рассматриваться в данной статье.
  144. Aristotle. Nicomachean Ethics. 1131 а 14–1131 b 24.
  145. Ross WD. Aristotle. — London, 1954. P. 210.
  146. Kipling R. We and They // Kipling R. Debits and Credits: Verse. — London, 1926. Перевод Н. Я. Мазлумяновой.
  147. Sumner W. G. Folkways: A Study of the Sociological Importance of Manners, Customs, Mores, and Morals. — New York, 1906. P. 13.
  148. Vogelin E. The New Science of Politics: An Introduction // Charles R. Walgreen Foundation Lectures. — Chicago, 1952. P. 27 ff, 53 ff.
  149. Т. В. Смит (Smith T. V. The American Philosophy of Equality. — Chicago, 1927. P. 6) подчёркивал, что Локк использовал естественное право и равенство для ниспровержения тиранов, а Гоббс — для возведения на престол «смертного бога».
  150. Vogelin E. Der Sinn der Erklerimg der Menschen und Burgerrechte von 1789 // Zeitschrift fur offentliches Recht. Bd. 8.1928. S. 82–120.
  151. О проблеме порочного круга предрассудков см. Maclver R. M. The More Perfect Union. — New York, 1948o United Nations. Memorandum of the Secretary-General: The Main Types and Causes of Discrimination. Document of June 7, 1949, sections 56 ff.
  152. Ср.: Schutz A. Common-Sense and Scientific Interpretation of Human Action // Schutz A. Collected Papers. Vol. I. P. 3–47o Schutz A. Concept and Theory Formation in the Social Sciences // Schutz A. Collected Papers. Vol. I. P. 48–66.
  153. Неизбежность, поддающаяся изменению (фр).
  154. Свобода, поддающаяся изменению (фр).
  155. Strauss L. Natural Right and History. — Chicago, 1953.
  156. Естественное право (лат).
  157. Международное право (лат).
  158. Maine H. S. Ancient Law. — New York, 1906. P. 48 ff, 76.
  159. Wolft K. H. The Sociology of George Simmel. Glencoe, 1950. P. 203–204.
  160. Ibid, p. 283.
  161. Thomson D. Equality. — Cambridge, 1949. P. 22 ff.
  162. United Nations. Memorandum of the Secretary-General: The Main Types and Causes of Discrimination. Document of June 7, 1949. См. сноску на стр. 283.
  163. Berger M. Equality by Statute. — New York, 1952. P. 53 ff.
  164. Myrdal G. An American Dilemma. — New York, 1944. P. 43.
  165. Расоведение — один из трёх основных разделов антропологии. Антропологи выделяют три большие расы, одной из которых является австрало-негроидная.
  166. United Nations. Memorandum of the Secretary-General: The Main Types and Causes of Discrimination. Document of June, 1949; Definition and Classification of Minorities. Document of December. 1949.
  167. Myrdal G. Op. cit., p. 60–61.
  168. Wolft K. H. Op. cit., p. 275.
  169. Salomon A. The Tyranny of Progress. — New York, 1955.
  170. Карьера, открытая для талантов (фр).
  171. Американским эквивалентом этого лозунга, введённого в оборот Наполеоном, является «Из хижины — в Белый дом» (From log cabin to White House).
  172. Tawney R. H. Equality. — New York, 1931. P. 122.
  173. Wolft K. H. Op. cit., p. 76.
  174. Tawney P. H. Op. cit., p. 123.
  175. Ibid.
  176. Мы предпочитаем сохранить этот термин, введённый Максом Вебером (Weber M. The Theory of Social and Economic Organization. — New York, 1947. P. 100, n. 21), несмотря на то, что английские переводчики Т. Парсонс и М. Хендерсон заменили его — по соображениям, объяснённым ими, — выражением «возможность» (probability) и иногда «вероятность» (likelihood).
  177. «Позволяйте делать (кто что хочет) «(фр).
  178. Brinton С. Equality // Encyclopedia of the Social Sciences. Vol. 3. — New York, 1937. P. 574–580.
  179. После случая, происшествия (лат).
  180. Методом предположения (лат).
  181. Посредством точного указания предстоящих событий (лат).
Содержание
Новые произведения
Популярные произведения