Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Альфред Шютц. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии

Альфред Шютц (Alfred Schutz; 1899–1959) — австрийский и американский социолог и философ, основатель феноменологического направления в социальных науках. Публикуемый текст представляет сборник работ разных лет, в который включены произведения, связанные с теорией феноменологической социологии.

Предисловие редактора

Альфред Шютц — основатель феноменологического направления в социологии. Он родился в Вене и изучал право и социальные науки в Венском университете. В 1918 году в Вене выступал с лекциями Макс Вебер. Шютц с университетских лет находился под влиянием теории Вебера и в то же время хорошо сознавал, что методологические основания «понимающей социологии» остаются непрояснёнными.

Осознание границ рационально организованного языка и, в частности, научного рассуждения породило поиск новых методологических решений в философии и гуманитарных науках того времени. Как и многие европейские интеллектуалы, Шютц глубоко воспринял «философию жизни» в той её версии, которую разрабатывал Анри Бергсон Идея переживания времени и органической целостности сознания казалась ключом к теории действия. Хотя в центре внимания Шютца всегда находился генезис внелогических форм знания, его феноменологическая теория изначально была ориентирована на поиск рациональных оснований мира повседневности.

На формирование взглядов Шютца значительное влияние оказали Людвиг фон Мизес и его кружок, в который входили экономисты Готфрид фон Хаберле, Фридрих фон Хайек, Оскар Моргенштерн, философ Феликс Кауфман (участник кружка «логических позитивистов»), Эрик Фёгелин.

В 1927 году Шютц начал работать в одной из ведущих банковских корпораций и параллельно занимался философией. «Банкир днём, философ ночью», — пошутил Эдмунд Гуссерль о тогдашних занятиях Шютца. Первая крупная работа Шютца «Феноменология социального мира» опубликована в 1932 году. В ней предпринимается попытка соединить веберовскую теорию социальною действия с феноменологическим методом Гуссерля.

В 1939 году Шютц, как и тысячи европейских интеллектуалов, был вынужден уехать в США. Он стал профессором Новой школы социальных наук в Нью-Йорке. В то время в Новой школе работали многие выдающиеся учёные-эмигранты, в частности Арон Гурвич, переписка с которым входит в корпус произведений Шютца. В 1943 году он читал курс социологии и философии в Новой школе социальных наук, в 1952–1956 годах был деканом отделения философии. В США Шютц опубликовал сборник эссе, где обсуждались фундаментальные категории гуссерлевского учения, теоретические концепции Уильяма Джемса, Джорджа Сантаяны, Макса Шелера, Жана Поля Сартра.

В 1950-е годы окончательно складывается концептуальный аппарат феноменологической социологии, основанный на понятиях горизонта значений, релевантности, множественности реальностей. Иллюстрациями применения феноменологического метода к миру повседневности являются эссе Шютца о «чужом», «возвращающемся домой», «хорошо информированном гражданине», «равенстве», «сочинении музыки».

Школа феноменологической социологии представлена именами Мориса Натансона, разработавшего социологическую концепцию анонимности; Томаса Лукмана, который вместе с Питером Бергером написал «Социальное конструирование реальности» — вероятно, самое лаконичное введение в феноменологическую социологию; Рихарда Гратхоффа, исследовавшего формы конституирования вещественной среды. Феноменологическая социология лежит в основе созданной Гарольдом Гарфинкелем «этнометодологии». Вероятно, одной из версий феноменологической социологии можно считать и «драматургическую» концепцию Ирвинга Гофмана. В комплекс феноменологической социологии входят также её экономические, исторические и эстетические приложения; не везде автор придерживается гуссерлевского императива философии как строгой науки.

Полная библиография работ об учении Шютца составляет свыше полутора тысяч наименований. Однако труды основателя феноменологической социологии немногочисленны. Наиболее значительные работы Шютца собраны в книге «Структуры жизненного мира», которая была издана в 1973 году Томасом Лукманом. В сборник переводов включены произведения, в которых раскрывается категориальный аппарат феноменологической социологии. Прежде всего это анализ основных понятий гуссерлевской философии и эссе по теории социального действия и рациональности. Другие переведённые работы интересны как образцы приложения феноменологической перспективы. При составлении сборника использовалось широко известное «натансоновское» собрание сочинений Шютца 1962–1966 годов, продолженное Г. Вагнером и Д. Псатасом в 1999 году. В тех случаях, когда это необходимо, русский перевод сопровождается указанием на лексические эквиваленты оригинала (на английском или немецком языках).

Г. С. Батыгин, доктор философских наук, профессор.

Источ­ник: Альфред Шютц. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии. Перевод на русский язык: А. Я. Алхасов, Н. Я. Мазлумянова. — М., 2003. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. — 26.03.2012. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/basis/5584
Реклама:
Содержание
Публикации по теме
Новые произведения
Популярные произведения